Имейте чувствования Христовы! Рик реннер - драгоценные истины из греческого языка сделавшись подобным человекам.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкование Феофилакта Болгарского

Как Христос говорит: «будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд» (Лк.6:36)2, и затем: «научитесь от Меня, ибо Я кроток» (Мф.11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор.8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?

Флп.2:6. Он, будучи образом(μορφ) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

Исчисли, сколько здесь низлагается еретиков. Маркион Понтийский говорил, что мир и плоть - зло, и что поэтому Бог не принимал плоти. Маркелл Галатийский, Фотин и Софроний говорили, что Слово Божие - сила, а не ипостасное существо, что эта сила обитала в Том, Кто произошел от семени Давидова. А Павел Самосатский говорил, что Отец, Сын и Святой Дух - простые имена, приписанные одному лицу. Арий говорил, что Сын есть творение. Аполлинарий Лаодикийский говорил, что Он не принимал разумной души. Итак, посмотри, как все эти еретики падают от одного почти удара: «будучи образом Божиим». Как же вы, маркеллиане, говорите, что Слово есть сила, а не сущность? Образом Божиим называется сущность Божия точно так же, как образом раба называется природа раба. Как же и ты, Самосатский, говоришь, что Он начал свое бытие от Марии? Ибо Он пред существовал во образе и сущности божественной. Но посмотри, как падает и Савеллий. «Не почитал хищением», говорит апостол, «быть равным Богу». «Равный» не говорится об одном лице; если равен, то кому-нибудь равен. Таким образом, ясно, что речь идет о двух лицах. И Арий опровергается многими способами: «образом Божиим», то есть сущностью. И не сказал: бывший - γεγονώς, но «будучи» - υπάρχων, что подобно изречению: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). И: «не почитал хищением быть равным Богу». Видишь ли равенство? После этого как же ты говоришь, что Отец больше, а Сын меньше? Но посмотри на безрассудное упорство еретиков. Сын, говорят, будучи малым Богом, не почитал хищением быть равным великому Богу. Но, во-первых, какое писание учит нас, что есть малый и великий Бог? Так учат эллины. А что и Сын великий Бог, послушай, что говорит Павел: «ожидая», говорит, «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13). Затем, если Он мал, каким образом Он не почитал хищением Себе быть великим? Кроме того, Павел, имеющий в виду научить смиренномудрию, оказался бы нелепым, если бы внушал следующее: поскольку малый Бог не восставал против великого Бога, то и вы должны смиряться друг перед другом. Потому что, какое же это смирение, когда меньший не восстает против большего? Это одно только бессилие. Смирением называется то, что Он, равный и равномощный Богу добровольно сделался человеком. Итак, об этом довольно. Далее, посмотри, что говорит Павел: «не почитал хищением». Когда кто-нибудь похитит что-нибудь, боится отложить это, дабы не потерять не принадлежащее ему. А когда имеет что-нибудь от природы, легко пренебрегает этим, зная, что он не может сего лишиться, и если, казалось бы, отказывается от этого, то опять оное воспримет. Таким образом, апостол говорит, что Сын Божий не убоялся унизить Своего собственного достоинства, потому что Он имел его, то есть равенство с Богом Отцом, не чрез хищение, но признавал это достоинство принадлежащим Своей природе. Поэтому Он и избрал уничижение, так как и в уничижении сохраняет Свое величие.

Флп.2:7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: «образ раба», этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

cделавшись подобным человекам.

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: «подобным человекам», потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: «в подобии плоти греховной» (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что «уничижил Себя Самого», то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: «приняв образ раба», то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: «как человек», так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея «вид». Некоторые же толковали это место так: «и образом», как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: «славу как Единородного от Отца» (Ин.1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что «как» - ως - означает и колебание, и утверждение.

Флп.2:8. cмирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Снова говорит: «смирил Себя», дабы не подумали, что Он снизошел не добровольно. Но ариане говорят: вот, о Нем сказано: «послушен». Так что же, неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся, и это нисколько не уменьшает нашего достоинства. Как Сын, Он добровольно повиновался Отцу, показывая и этим Свое сродство с Ним; потому что долг истинного Сына - почитать Отца. Обрати внимание на усиление выражения: не только сделался рабом, но принял смерть, и еще более того, - позорную, то есть крестную смерть, проклятую, назначенную беззаконникам.

Флп.2:9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: «и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».(Лк.1:35).

Флп.2:10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: «знаю Тебя, Кто Ты» (Лк.4:34).

Флп.2:11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

То есть чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Видишь ли, что в прославлении Единородного заключается слава Отца? Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца.

Размышления над Словом Божьим

«И по виду став как человек…»

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7).

Для чего Христос стал человеком? Один из многих моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого. Почему Христос родился в хлеву? Почему Он ходил пешком? Почему Ему негде было голову приклонить? Один из ключевых моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого, тебя и меня.

«В больших домах тепло и свет, но там закрыты двери, там для Иисуса места нет, родился Он в пещере» - так звучат слова одной рождественской песни. Христос по праву был царём. Но, если бы Он пришёл на эту землю как подобает царю, приняли бы его простые люди? Нет. Он принял образ раба, чтобы достичь каждого, даже самого низкого, который выброшен обществом на обочину жизни, как использованный материал. Но и для такого человека, презренного в глазах грешного мира, родился Христос.

Когда священник той или иной церкви приезжает отправлять службу на «мерседесе» последней модели, в сопровождении охраны, эскорта других дорогих автомобилей, сможет ли он достичь прихожан Евангелием? Вряд ли он способен из такого высокого положения проповедовать так, как должно, Благую Весть, ибо для этого надобно во всём уподобиться братьям, как написано: «Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17).

Я вспоминаю двух молодых миссионеров, приехавших из города Львова в провинциальный Миргород. Я работал на стройке возле их съёмной квартиры и, часто забегая к ним на обеденный перерыв, как-то наткнулся на дорогую норковую шапку, покрытую пылью и изъеденную молью. Выразил удивление: «Как такое могло случиться?» - «Нам стыдно было носить такую дорогую вещь, потому что те люди, которых мы приглашали на богослужения, не имели таких шапок». Эти миссионеры были молоды, но Дух Святой говорил им, как нужно проповедовать Благую Весть.

Прошло более двадцати лет с того времени, сейчас положение в церкви несколько изменилось, и многие её члены имеют не только шапки, а целые шубы из норок и прочих тварей, но служитель церкви должен всегда держать ухо востро и не ездить на крутом автомобиле, отличаясь от простых прихожан, которые ходят пешком.

Я вспоминаю миссионерку Элис Шевкенек из Канады, посвятившей свою жизнь с юности служению Господу, несшей Евангелие во многие уголки земли. Сестра Элис даже не вышла замуж, хотя неоднократно имела предложения, потому что хотела полностью посвятить себя Господу. Я брал у неё интервью, она рассказывала, как была в Индии, Пакистане, и там делила кров и пищу с простыми людьми, представителями низших каст, живущих в трущобах. Она призналась, что как-то чуть не умерла с голоду. «Почему же вы голодали? - изумился я. - Вы же могли уехать?..» «Я голодала, потому что голодали те люди, которым я принесла Благую Весть». Сестра Элис могла бы иметь приличное жильё, качественную пищу, приезжать на автомобиле к этим простым людям и проповедовать Евангелие. Но она так не сделала. Ибо знала, почему Иисус родился в грязном хлеву.

Дорогой брат, знаешь ли ты, для чего Иисус родился в хлеву? Если нет, возможно, ты не имел такой нужды, которую имел Иисус. Ты родился в хороших условиях, тебя положили на чистую, мягкую постель в уютном доме. Тебя не преследовал Ирод, ищущий твоей смерти. У тебя не было надобности бежать с родителями за тридевять земель от угрозы смерти.

Ярким примером понимания ро­жде­ния Иисуса Христа в хлеву, служит рассказ брата Джорджа Давидюка (читайте предыдущий выпуск журнала «Благовестник»). Ему пришлось проповедовать в Индии, в церкви, где были люди, больные проказой. Он по этому случаю оделся в индийскую одежду. После богослужения ему пришлось обедать вместе со всеми членами церкви. После обеда они благодарили Бога со слезами. Джордж не мог понять этого и спросил служителя, сопровождавшего его. «Ты - первый белый проповедник, который не только оделся так, как мы, но вместе со всеми обедал так, как мы. Все другие белые проповедники до тебя почему-то были не голодны…» Наверняка брат Джордж ещё больше уразумел, почему Иисус во всём уподобился братьям, почему Он родился в хлеву.

Я вспомнил, как в Луганске посетил открывшийся реабилитационный центр. Я попал как раз на обед к реабилитантам. Ещё вчера повар был на улице, жил в подвале со всевозможными заразными болезнями. Я с ужасом смотрел на его руки в наколках, на его беззубый рот, когда он пробовал борщ и отправлял остаток пищи назад в кастрюлю. «Кто его проверял? А может у него туберкулёз?» - приходили навязчивые мысли. Слава Богу, я вместе со всеми обедал, и никто не заметил моего дискомфорта.

Я вспоминаю повествование о муже Божьем Моисее. Тогда не было Нового Завета Иисуса Христа, который есть сегодня, но он был руководим и движим тем же Духом Святым, который руководит и нами. Моисей имел высокое положение в обществе египтян, был близок к фараону, имел славу, почёт, богатство. Но, как говорится в Послании к евреям, он отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели все Египетские сокровища. Наверняка, некоторые современные христиане, будучи на месте Моисея, сказали бы: а что здесь плохого, я вот укреплюсь ещё больше возле фараона, и, если не стану его преемником, то его правой рукой точно, тогда смогу много добра сделать своим братьям-евреям. Не так ли мыслят те христиане, которые рвутся к браздам мирской власти, чтобы стать, например, депутатами? А Моисей пошёл в пустыню и стал простым пастухом.

Никто в вечности не сможет в чём-то упрекнуть Иисуса Христа, что Он чего-то не сделал для нашего спасения. Он сделал всё совершенно. Он добровольно стал рабом. Он мог ездить в карете, иметь наивысшее положение в обществе, безграничную власть, но он пошёл по пути унижения, страдания и добровольно принял позорную смерть. Добровольно оставил славу Небес, ту славу, о которой человеческий разум не может даже помыслить или представить! Святейший Бог пришёл в грешную среду, которая, по сути, неприемлема для святой Божьей природы. А Он не только не погнушался, но ещё и принял поношения и гонения от грешников. Наверняка, всей вечности мало, чтобы уразуметь великий подвиг Христа, который Он совершил ради нашего спасения!

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Но мы живем чувствами. Мы каждый день ощущаем целую гамму различных эмоций: гнев и восторг, обиду и утешение, надежду и разочарование, радость и горе. Столько разнообразных чувств в этом маленьком сердечке, и оно бьется, бьется то от одного, то от другого, и кто сможет понять нас по-настоящему? Только Бог.

Можем ли мы управлять чувствами? Можем ли по своему желанию сменить гнев на милость? Можем ли удалить от сердца печаль и начать радоваться вопреки всему? Большинство людей скажет, что нет. И действительно миллиарды жителей Земли идут на поводу своих чувств, словно увлекаемые течением. Вот влюбился - и потерял голову, продал мольберт и кисти, и купил «миллионы-миллионы алых роз». Или разозлился - и тоже потерял голову: поломал мебель, поразбивал стекла, поскольку стал невменяем. Чувства - явление сильное. Библия называет их страстями.

Но христианам дана великая власть. Мы можем владеть своими чувствами: обуздывать гнев, укрощать похоть, побеждать желания. И не только с отрицательными чувствами мы можем справиться, мы можем насаждать и взращивать в себе правильные чувства. Например, Господь говорит нам: «Любите друг друга». А если не любится? Что ж, это не большая проблема. Приложите усилие и полюбите. То, что звучит непонятно для мира, вполне понятно и посильно для Божьих детей. Мы можем полюбить друг друга, можем пожалеть, простить. Словом, мы можем приказать своему сердцу.

В нашем сегодняшнем отрывке речь идет именно о чувствах. В связи с этим хочу задать два вопроса. Первый - тот, что уже прозвучал: Как вы себя чувствуете? Давайте отвлечемся от бренных тел, не будем говорить, что у нас болит. Заглянем в свое сердце, попробуем увидеть, что в нем. Думаю, большинство из нас чувствует радость оттого, что пришли в церковь. Возможно, мы чувствуем себя здесь «как дома» или «как рыба в воде», а то и «как за каменной стеной». Вероятно, мы чувствуем Божье утешение, ведь Он сейчас среди нас. Но кто-то, может быть, чувствует обиду, ущемленное самолюбие, невостребованность, ненужность. Кому-то одиноко. Кто-то телом здесь, а мыслями дома, потому что там проблемы.

Что мы чувствуем по отношению друг ко другу? Взаимность, принятие. А к кому-то, может быть, равнодушие. А с кем-то и не хотелось бы встречаться. Кому-то рады, кому-то нет. Тогда еще один вопрос: А какие должны у нас быть чувства друг ко другу? Если мы действительно можем управлять своими чувствами, то какое отношение к собравшимся здесь нам нужно в себе развивать? На этот вопрос отвечает нам апостол Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

Должны быть те же чувствования.

Обратите внимание на категоричность слова «должны». Нам не просто полезно или желательно иметь такие чувствования. Они у нас быть «должны». Давайте на минуту остановимся и обратим внимание на это важное слово. Оно, кстати говоря, одно из самых частых в Моисеевом законе. Снова и снова Господь говорил его израильтянам. Должны приходить три раза в год в Иерусалим для поклонения. Должны отдавать десятую часть. Должны приносить жертвы утром и вечером. Должны святить седьмой день. Должны есть кошерную пищу. Я только что закончил перечитывать Пятикнижие, и у меня до сих пор в памяти звучат эти многочисленные «должен», «не должен». В пяти книгах Моисея это слово встречается не менее трехсот раз. Столько всего они были должны. И, насколько я припоминаю, во всех случаях речь шла о поведении. Подробно говорилось, как человек должен поступать, и практически ничего не было о том, как он должен себя чувствовать.

Но вот пришел Новый Завет и обратился не к поведению, а к сердцу. Вместо сотен ветхих заповедей касающихся поступков, пришла новая заповедь, обращающаяся к чувствам. От внешнего Господь перешел к внутреннему. Мы по-прежнему должны, но наш долг теперь вот какой: . Мы должны не просто поступать, как Он поступал, не просто копировать Его слова и поведение. В нас должны быть такие же чувства, как у Него. Господь теперь не требует от нас соблюдения многочисленных предписаний, но если в нас будут те же чувства, которые руководили Христом, то предписания и не потребуются. Мы будем поступать лучше и без всякого принуждения.

Какие же «чувствования» были в Иисусе Христе?

Во-первых, если можно так сказать о Боге, у Него было высокое чувство собственного достоинства. Наш перевод не совсем понятен: «будучи образом Божиим» . Нам нужно уяснить, что под образом здесь подразумевается природа. Например, мы - люди, у нас природа человеческая. А Христос имел природу божественную. Фактически Павел говорит, что Христос обладал всеми свойствами Бога. То есть Он был так же безначален и вечен, вездесущ и всемогущ, высок и превознесен. Все, что было в Боге Отце, было и в Иисусе Христе. Для любого другого существа попытка приравняться к Богу была бы «хищением» или воровством. Скажем, дьявол тоже захотел быть равным Богу - и это был грех. А Христос вполне мог притязать на славу Бога Отца. Он имел на нее такое же право. Если ангелы воздавали славу и хвалу не Отцу, а Ему, то в этом не было ничего зазорного. Они во всем были равны: стоящие над всем, превознесенные выше всего, обладающие безраздельной властью и бесконечной славой.

А затем произошло удивительное и непонятное: Один из Них уничижил Себя. Он ни в чем не уступал Другому, ни в чем не провинился, ни в чем не оказался недостойнее. Просто смирил Себя и стал исполнять волю Другого. Стал послушным и остался таковым до самого конца. Обратите внимание, как Павел употребляет слово «образ». Вначале Христос был «образом Божьим» . То есть, во всем был Бог. Глядя на Него, мы видели Бога. Но затем Он принял «образ раба» , то есть, во всем стал как раб. Среди разумных существ нет никого выше и славнее, чем Бог, и нет никого ниже и презреннее, чем раб. Таким было уничижение Христа. С недосягаемой высоты, с самого высокого из возможных положений Он опустился до самого низкого. Бог стал человеком, и не просто человеком, а рабом.

Кстати говоря, понимаем ли мы, что Христос стал человеком не только на тридцать три года земной жизни, но на всю вечность. Он теперь уже всегда будет в теле, как мы. Он никогда не вернется к той беспредельной и бесконечной форме бытия, в которой когда-то пребывал. Кто из нас согласился бы стать тараканом, блохой, червяком? Но и это не идет в сравнение, и этого ничтожно мало по сравнению с тем, насколько уничижил себя Божий Сын. Необъятный Бог стал ограниченным человеком. Дух стал плотью. Владыка стал рабом.

И все это не по обязанности, не по долгу, не по принуждению. Просто потому, что у Него были такие чувствования. Видя падшее человечество, движимый любовью, Он добровольно согласился на предельное из возможных уничижений. А теперь, - говорит Писание, - в вас должны быть те же чувствования. Вы должны хотеть уничижаться друг перед другом, смиряться, принимать образ рабов и быть послушными. Как вы себя чувствуете? Есть ли в вас такие чувствования? Или мы скорее чувствуем досаду, раздражение, гнев? Или больше готовы возмущаться и негодовать: со мной поступают несправедливо, нечестно, меня здесь не ценят, не любят?

В этом наша главная проблема: мы не хотим смиряться, напротив, нам хочется возносить себя, и чтобы другие нас тоже возносили. Я читал об одном забавном эпизоде, произошедшем с Мохаммедом Али, знаменитым боксером. Однажды он летел в самолете и отказался пристегнуть ремень безопасности, а на просьбу стюардессы ответил: «Я супермен! А супермену не нужен ваш ремень». Стюардесса ответила: «Да, но супермену не нужен и самолет». Вот оно, самое первое искушение: «Будете как боги!» Оно продолжает заражать души и семьи, народы и правителей, и, самое печальное, церкви и христиан. Нам всем хочется места повыше и звания попочетней. Но вспомним «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:2-3).

Признаюсь, мне не просто проповедовать на этот отрывок. Толкователи считают, что здесь Павел написал не свои собственные слова, а гимн , который пели первые христиане на своих собраниях. Давайте представим себя, стоящими среди них, еще не известных миру. Мы собрались где-нибудь в частном доме, поскольку церковных зданий еще никто нигде не строил. У нас нет Нового Завета, и мы читаем Ветхий, стараясь на каждой странице найти нашего Спасителя. Но особой отрадой для нас являются песни. Мы поем об Иисусе Христе, нас мало интересует что-нибудь другое. И, думаю, мы поем со слезами на глазах, потому что понимаем, как много Он для нас сделал, как многим ради нас пожертвовал.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек,

Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя превыше всякого имени.

Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Слова, которые говорил Христос, были словами Отца. Дела, которые Он делал, были поручены Отцом. Он ничего не делал от Себя, и в молитвах Своих говорил: «Не чего Я хочу, но чего Ты» . Наш отрывок не говорит об этом, но мы вспомним, что Спаситель подчинил Себя не только Отцу, но еще и Духу. Это Дух водил Его в пустыню для искушения, в Галилею для служения и в Иерусалим на распятие.

Обратим внимание на слова, которыми Павел описывает умаление Христа. Он использует ряд глаголов, из которых каждый следующий дополняет и усиливает картину. Если присмотреться перед нами словно появляются две лесенки, ведущие вниз.

Первая лесенка: Уничижил Себя - Смирил Себя - Был послушным.

«Уничижил Себя» - что означает это выражение? Давайте представим себе обычную для нашей церкви картину: мы пришли на субботник, чтобы убрать территорию. И кто-то из нас как раз накануне прочитал это место из Послания к Филиппийцам и решил уничижиться. Вот стали разбирать рукавицы. Какие возьмет тот, кто хочет уничижить себя? Конечно, похуже. Стали распределять работу. Какую нужно взять? Самую неприятную. В конце решили угоститься. Какой кусочек возьмет умаляющийся брат или сестра? Самый маленький. Уничижение не значит, что нам нужно заискивать друг перед другом, лебезить, вести себя нарочито уничижено. Но это значит, что нам нужно уступать лучшее другим, а себе брать худшее.

Христос уничижил Себя, приняв образ раба. Мне запал в память рассказ одного американского пастора, который некоторое время работал миссионером в Индии. Он близко сошелся с индийским служителем, и они часто вели разговоры на духовные темы. Однажды этот брат-индус спросил американца: «Скажи мне, как ты понимаешь, что значит быть рабом?» Наш миссионер ответил: «Думаю, это значит делать то, что говорят другие». А индус ответил: «Нет, быть рабом - значит делать то, что никто другой не хочет делать».

Следующая ступенька - «Смирил Себя». Думаю, здесь речь идет о внутреннем конфликте. Кому мы говорим: «Смирись»? Тому, кто возмущается, кому тяжело согласиться со сложившимся положением вещей. Смириться означает перебороть свое негодование, возмущение. Если все во мне закипает, если мне не нравится, если я категорически не согласен, но заставляю себя успокоиться и принять все как есть, это значит, я смирился. Христос смирялся. Лишь иногда вырывались у Него слова, которые показывали, как тяжело Ему. Вот, например, говорит Он: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 17:17). Но сказал это - и снова смирился, и остался с ними, и терпел их.

И, наконец, последняя ступенька. «Был послушным». Это еще ниже, еще тяжелее. Одно дело, когда ты усилием воли заставляешь себя уничижиться и смириться. Ты все еще сам решаешь, как поступать. А тут кто-то другой указывает тебе, и нужно делать не то, чего ты хочешь, а чего хочет другой. Я замечаю и по себе, и по тому, как ведем себя мы в церкви, что это самое трудное. Низшая ступень умаления, до которой дошел Христос. Самое первое, что мы узнаем о Его поведении, сказано в Евангелии от Луки: «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Далее, Павел говорит о Христе, что Он «подчинился закону» (Гал. 4:4). Из всех людей Он один имел право не исполнять закон, однако Он один исполнил его от начала до конца. Он подчинился существующему в те дни порядку вещей. Он подчинился власти, и на вопрос, давать ли подать кесарю, дал непопулярный ответ: «Отдавайте кесарю кесарево» , то есть призвал к подчинению ненавистным римлянам. Наконец, Он подчинился суду синедриона и Понтию Пилату, подчинился смертному приговору, хотя мог бы его опровергнуть и сойти с креста, но Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Могут возразить, что Христос повиновался не людям, а Богу. Действительно так, только с одной оговоркой. Христос был равен Богу, Он повиновался равному. А кто равен нам? Наши братья и сестры. Значит, нам и нужно повиноваться друг другу, тогда мы сделаем то же, что Христос.

Есть и другая «лесенка», которую мы уже не будем разбирать, а лишь укажем. Это тоже три глагола: принял - сделался - стал. С каждым последующим словом все больше показывается воплощение Христа, погружение Его в наш мир и в человеческую сущность.

Нижайшей точкой, в которой сошлись все ступени уничижения, стал крест. Даже само это слово - «крукс» - было неприлично в римском обществе. Полностью раздетый, обезображенный человек позорно вывешивался перед толпой. Рефлексы тела заставляли его судорожно извиваться и изгибаться, глотая воздух. Непередаваемая боль и непереносимое унижение сводили многих с ума. Из всех видов казни любой человек выбрал бы что угодно, только не распятие. Но настолько уничижил Себя, смирил Себя, был послушен Божий Сын, что пошел даже на крестную смерть. Представим себе эту страшную картину, оплеванного, избитого и униженного Спасителя, только над головой Его не надпись Пилата «Царь Иудейский», а слова Павла: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

Мне бы хотелось закончить на этой возвышенной и трагической ноте, но нужно обязательно дочитать до конца и обратить внимание на результат унижения Спасителя . Он уничижил Себя до конца, до предела. Дальше было уже невозможно. И за это Небесный Отец превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, так что выше нельзя.

В последний день, когда явится Божья слава, когда всему творению откроется то, что сейчас понимаем только мы, тогда произойдет вещь удивительная и невероятная. Перед Иисусом Христом преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» . Не только ангелы на небесах, но и люди на земле изумятся подвигу Христову и Его уничижению. Упорствующие грешники и те, которые пронзили Его, упадут на колени в едином порыве. И, возможно, даже демоны, падшие духи, и те признают величие Его смирения и непревзойденную славу Его послушания.

Какое из этого применение? Самое прямое: мы призваны идти тем же путем. Христос часто говорил то одному, то другому: «Иди за Мной». И, конечно же, Он имел в виду не хождение по земле, а подражание Ему. В наше время некоторые думают, что это значит совершать такие же чудеса, как Он совершал: исцелять больных, ходить по воде. Или стоять перед тысячами и поучать. А то еще и въезжать победно под приветственные крики и махание пальмовыми ветвями. Но нет, идти за Христом означает иметь те же чувствования, уничижить себя, смириться и быть послушными, делать работу, которую никто не хочет делать, занимать последние места и брать меньшие куски. Полагать душу за других, если не на кресте, то каждый день умирать для собственного эгоизма, жертвуя собой.

Только тогда нас ожидает такая же небесная слава. В Своем учении Господь не раз призывал слушателей умаляться. В прошлый раз мы вспоминали, как Он поставил перед апостолами ребенка, как умыл им ноги. Вот еще один пример:

«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7-11).

Когда возвысятся смиренные? Порой это происходит в этой жизни, но главное возвышение - на небе. Если, братья и сестры, нам трудно умалиться друг перед другом просто из смирения, из подражания Христу, то вспомним о Божьем воздаянии. Чем больше мы стремимся к славе на земле, тем больше унизит нас Господь. Чем больше мы служим друг другу, уступаем и смиряемся, тем более высокое звание даст Он нам в Своем Царстве.

Иоанн Златоуст привел интересный пример: «Сатана был ангел, и превознесся. Что же, не более ли всех унижен? Не землю ли имеет он своим жилищем? Не все ли порицают и хулят его? Павел, будучи человеком, уничижил себя. Что же, не почитают ли его? Не хвалят ли его? Не прославляют ли его? Не друг ли он Христов? Не совершил ли он дел больше тех, которые Христос сотворил? Не повелевал ли он часто дьяволу, как невольнику?.. Вознесся Авессалом, смирился Давид: кто же из них стал высок, кто славен?»

Позвольте в конце задать все тот же вопрос: как вы себя чувствуете? Только один ответ правильный. Только один угоден Богу. Если в нас «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

По виду став как человек

Он, будучи образом Божьим,

не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам….

Филиппийцам 2:6–7

В эти дни верующие по всему миру готовятся праздновать Рождество Христово. Рождение

Иисуса - одно из величайших чудес в мире, потому что Сам Всемогущий Бог оставил славу

небес и пришёл на землю в виде человека. Поистине удивительно и потрясающе то, что Бог

на время оставил Свою Божественность и пришёл к нам на землю как человек. Именно это и

произошло в момент рождения Иисуса в Вифлееме.

Павел пишет: «Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но

уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам…»

(Филиппийцам 2:6–7).

Павел начинает с определения того, кем был Иисус до пришествия на землю, сказав: «Он,

будучи образом Божьим». Слово huparcho - «быть», состоит из слов hupo - из и arche -

начало, основание, изначально. Слово же huparcho означает существовать всегда. То есть

Иисус существовал всегда. Он Сам сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанна

8:58). Наш стих можно перевести так: « Он, вечно существовавший в образе Божьем…».

Другими словами, рождение Иисуса в Вифлееме не было началом Его существования, а лишь

Его воплощением в человека, коротким появлением на земле в Его вечном существовании.

Слово morphe - «образ», описывает внешний образ, и это значит, что до воплощения Он

был Богом. Он не был составляющей частью Бога, не был символом Бога, Он Сам и есть Бог.

И как вечный Бог Он был окружён сиянием славы, величием, и в Его присутствии не мог

уцелеть ни один человек. Он пребывал в славе, настолько великолепной, что человеческий

разум не может это представить, и такой обладает силой, перед которой ни один человек не

может устоять. Однако Он возжелал прийти на землю и искупить человечество. И у Него не

было иного выбора, как только принять тот облик, который человек мог бы вынести.

Поэтому Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным

человекам..». Вот настоящая история Рождества.

Kenos - «уничижённый», ещё означает пустой, аннулированный, лишённый, отторгнутый,

опустошённый. Поскольку Бог не мог появиться перед людьми как Бог, Ему пришлось

изменить Свой внешний облик. И единственный способ, каким Он мог появиться перед

людьми, - это по доброй воле и на короткое время отложить всё то, что мы обычно

представляем, когда думаем о Боге. На тридцать три года Бог отделил Себя от небесной

славы и «принял образ раба». Слово «принял» хорошо описывает тот потрясающий момент,

когда Господь облёкся в человеческую плоть, чтобы появиться на земле как человек.

Греческое слово lambano - «принимать», переводится и как брать, хватать, ловить,

обхватывать. Это слово даёт нам знать, что Бог буквально вышел из Своего вечного

существования, вошёл в материальный мир, который Он

2:1-4 Поэтика этих стихов придает словам Павла особую убедительность. Призыв (ст. 1) с четырехкратным "если" является основанием для увещаний ст. 2-4.

2:1 во Христе. Единение со Христом побуждает верующих быть едиными между собой, а чтобы следовать примеру Христа, быть подобными Ему, верующим необходимо быть во Христе (ср. ст. 5).

отрада любви. Букв.: "отрада от любви". Верующие могут черпать воодушевление в любви Христа к ним (Гал. 2,20), в своей ответной любви ко Христу и во взаимной любви верующих (ст. 2).

общение духа. Это выражение можно перевести и так: "общение, производимо Духом".

2:2 одни мысли... ту же любовь... единодушны и единомысленны. Этот стих настойчиво подчеркивает идею единства (1,27).

2:3 по любопрению. Гордость побуждает к соперничеству, питает амбиции и тем самым ведет к конфликтам, а не к гармонии в личных взаимоотношениях (1,27; 2,2.14). Смирение же предполагает заботу о потребностях и интересах других людей (ст. 4). Любовь (ст. 2) - предпосылка смирения (1,9; 1 Кор. 13,4.5).

2:5 Этот стих служит связкой между увещаниями ст. 1-4 и 6-11. Упоминая о гордыне, вызвавшей разделение среди филиппийцев (1,27 - 2,4), Павел говорит о Христе как высшем проявлении смирения. Для Павла Христос не просто образец, Он - Господь и Спаситель (2,11; 3,20), являющийся примером (Рим. 15,1-3; 2 Кор. 10,1;).

2:6 Он, будучи образом Божиим. "Будучи" подразумевает не просто бытие, но и обладание. Христос обладает полнотой Божественного достоинства; вочеловечившись (ст. 7), Он не лишился Своего Божества.

равным Богу. Быть "образом Божиим" означает быть равным Богу.

2:7 уничижил Себя. Букв.: "опорожнил Себя". Этим не сказано, что Христос лишился свойств Своего Божества. Выражение это означает, что, став человеком, Он отдал Себя полностью, до конца. Природа Его самоуничижения определена такой последовательностью: "приняв"... "сделавшись"... "став". Павел говорит о том, что Христос расстался со Своими вышними привилегиями и состоянием, а не о том, будто Он отказался от Своего Божества и Его силы. Христос принял вид раба, не расставшись со Своим Божеством в Своем воплощении. Оно проявляется явно.

приняв образ раба. Это выражение подчеркивает добровольный отказ Христа от Своего превознесенного положения (ком. к 2,6).

сделавшись подобным человекам. Христос - подлинный человек. Слово "подобным" не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен (2 Кор. 5,21) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом.

по виду став как человек. Эти слова подтверждают и усиливают вышесказанное.

2:8 смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением "уничижил Себя" (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле.

быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца (Евр. 10,5-9) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть.

смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21-26).

2:9 Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына.

превознес Его. Глагол "превознес" здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, - Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком.

имя выше всякого имени. См. ком. к 2,11.

2:10 пред именем Иисуса. Это может означать "имя, принадлежащее Иисусу" (т.е. "Господь", ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус "преклонится всякое колено", дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус - производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает "Яхве спасает".

небесных, земных и преисподних. Выражение это всеобъемлющее, но, возможно, в первую очередь имеется в виду покорение враждебных демонических сил (ср. Еф. 1,19-21; Кол. 2,15).

2:11 всякий язык исповедал. Преклонение должно сопровождаться исповеданием.

что Господь Иисус Христос. Точнее: "что Иисус Христос - Господь". Христос превознесен за Свое смирение; Он прославлен Своим смирением (ср. Мф. 23,12). "Имя превыше всякого имени" (ст. 9) - Господь. В Септуагинте, греческом перевод еврейского ВЗ, Бог именуется Господом (греч. - кириос). Христос провозглашен Тем, Кем Он всегда был - Богом истинным. Исповедуя, что "Иисус Христос - Господь", тварный мир признает Его Божество со всеми присущими Ему свойствами. Воздаваемая хвала охватывает и Его человечество (Иисус), и Божество (Господь) Христа; поклонение воздается Христу как Богочеловеку.

в славу Бога Отца. Следовательно, Иисус Христос есть Сын Отчий. Поклонение подобает и Христу, и Отцу. Единство Лиц Троицы таково, что поклонение Сыну воздает славу и Отцу. В Послании к Филиппийцам Павел не называет Иисуса Сыном Божиим, как в других местах (напр., Рим. 8,3; Гал. 4,4).

2:12 Итак. Павел завершает свой призыв, опираясь на наивысший пример - Христа. Присутствие апостола побуждает филиппийцев к послушанию, но главный импульс - "Бог производит в вас" (ст. 13), так что их послушание может совершенствоваться и в отсутствие Павла (1,27).

со страхом и трепетом. Имеются в виду благоговение и почитание, а не панический ужас. Такие чувства пробуждаются не заботой о "вечном благополучии", а присутствием Самого Бога в жизни человека (ст. 13).

совершайте свое спасение. Как и в 1,28, под спасением понимается здесь полно искупление; особенно подчеркивается освящение верующих. Дело освящения требует исполнения увещаний ст. 1-5.

2:13 Бог производит в вас и хотение и действие. Посильные старания человека (ст. 12) отнюдь не являются нарушением державной воли Божией, они предписаны Самим Богом во исполнение Его спасительных целей (ср. Еф. 2,8-10). Приведя в пример Христа, Павел утверждает, что воля и действия филиппийцев не самодеятельны: именно в них проявляется собственно Божия воля (4,13; 1 Фес. 2,13).

2:14 без ропота и сомнения. Филиппийцам следует избегать примера древних израильтян (Исх. 15,24; 16,7-9; 1 Кор. 10,10). Вполне возможно, что филиппийцы роптали на руководителей общины подобно тому, как израильтяне роптали на Моисея (ст. 29; 1 Фес. 5,12.13).

2:15 неукоризненными и чистыми... непорочными. Эти определения в значительной мере совпадают. Павел описывает, какие качества требуются от "чад Божиих" в жизни. Они должны сиять "как светила в мире", резко выделяясь на фоне своих "строптивых и развращенных" современников, но, вместе с тем, должны быть для них источником надежды (Мф. 5,14-16; Деян. 2,40).

слово жизни. Это определение относится как с самому благовестию, так и к основанному на нем этическому учению (1,27; 4,8.9).

к похвале моей. К похвале Павла в "день Христов" (1,6.10) больше послужит духовное возрастание филиппийцев, чем его собственное (1,9-11).

2:17 соделываюсь жертвою. Точнее: "Но если я и становлюсь жертвенным возлиянием" за жертву. Павел имеет в виду не свои теперешние страдания, а возможность, пусть и не неизбежную, своей мученической кончины. Жертвенное возлияние, сопровождавшее жертву, обычно было вином, не кровью.

2:21 все ищут своего. Этот стих перекликается со ст. 4, где есть выражение "заботиться только о себе". Жизнь Тимофея являет пример того смирения, к которому Павел призывает филиппийцев, и отражает смирение Самого Христа (ст. 5-11).

2:22 как сын отцу. Тимофей тесно сотрудничал с Павлом в проповеди Христа Господа; оба они рабы Христовы (1,1). Как верному слуге Христову, Тимофею естественно "искренно заботиться" о других (ст. 20).

2:23 как скоро узнаю, что будет со мной. В трудных обстоятельствах (1,29.30), в ожидании, возможно, и суда, Павел нуждается в таком человеке, как Тимофей. В ст. 23,24 Павел повторяет свои надежды, уже высказанные в 1,19-26.

2:24 в Господе. Планы относительно Тимофея и самого Павла зависят от воли Божией (ст. 19).

2:25 Епафродит. Этот сотрудник Павла, как и Тимофей, достоин уважения. Повинуясь Христу, он посвятил себя служению собратьям по вере - и филиппийцам (4,18), и Павлу, ради которого он рисковал жизнью (ст. 26,27,30).