Что вас привлекает в поэзии блока. Чем мне близка поэзия Блока? Что привлекает меня в поэзии Блока

Введение

2. Лирический герой А. А. Блока

3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока

Заключение

Список литературы

Введение

Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.

Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе.

Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их.

Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой “околдован огнями любви”, покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь “молча ждет, тоскуя и любя” свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с “незнакомкой”, приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку. Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться:

И чиста и нежна,

Ты царила над шумной толпой.

Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть “смертельные мечты” и освободиться из плена “тревожной любви”, он становится еще более зависимым от “чистого” идеала, дарующего поэту вдохновение и веру:

О, я стремлюсь к борьбе с собою,

К бесплодной, может быть, борьбе...

Когда-то полная тобою

Душа тоскует - о тебе!

Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях. Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты

Настала эпоха перелома, великих испытаний “для всей земли русской” - революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований. Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме “На поле Куликовом” он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси:

Река раскинулась.

Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним - России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то “несется” странница-Русь:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции. Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции. Стихотворение “Барка жизни встала...” посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего “у руля”, правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов.

Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира - в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в “Незнакомке” и “В ресторане” (“Пьяницы с глазами кроликов”, “детский плач”, “окрики пьяных”). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в “страшном мире” мечтой. Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии.

Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью:

Принимаю тебя, неудача.

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения. Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность:

Или я заблудился в тумане?

Или кто-нибудь шутит со мной?

В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма “Двенадцать” - своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине. Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. “Страшный мир” не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и “беззащитную душу поэта”.

Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения.

1. Что привлекает меня в поэзии Блока

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить.

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

А. Блок

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым.последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сочинение

Чем мне близка поэзия Блока?

Александр Блок… Небольшой томик стихов, портрет поэта на моём письменном столе, вот, пожалуй, и всё, что напоминает мне о нём. Но неизмеримо больше открывается мне, когда я обращаюсь к творчеству поэта - символиста, к созданным поэтическим гением стихотворениям и поэмам.

Чем же мне близка лирика поэта? Что заставляет ещё и ещё раз возвращаться к прочитанному, повторять чарующую музыку его стихов?

Особенно близки и понятны мне его стихи о Родине. Россия предстаёт предо мной таинственной и колдовской страной, когда читаю его стихотворение «Русь». Картины сказочно прекрасной земли, где безбрежные просторы, густые леса, полноводные реки пленяют моё воображение:

блок творчество лирика поэтический

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю - а за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь Русь.

И хотя я не видел блоковской России, картины, изображённые поэтом, оживают, становятся близкими и родными. Мрачная таинственная старина открывается мне, как будто оживает волшебная сказка, когда, по-детски замирая от страха, читаю:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях.

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Но за этим сказочным обликом - печальная и горькая действительность, которая вызывает и мои печальные раздумья:

Так - я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах её лохмотий

Души скрываю наготу.

Отношение к Родине, земле, где родился и вырос, это то, что незримой нитью связывает людей разных поколений. Это тот хрупкий мостик, по которому моя душа устремляется к поэзии Блока, пытаясь понять и принять всё, что принадлежит перу Мастера.

Но Александр Блок ведёт меня дальше, не даёт останавливаться на достигнутом, он постоянно углубляет моё понимание Родины. Да, это не только картины настоящего, но и прошлого родной земли. Мне кажется, что не случайно он обращается к героическим страницам истории. С большим интересом прочёл я его цикл «На поле Куликовом», где Русь - это летящая степная кобылица. Созданный поэтом образ очень близок мне, ведь он - олицетворение и моей Родины, моего степного края:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

Зная историю России, тревожные века татарского ига, я восхищаюсь верой поэта в светлое будущее его Родины. Эта надежда даёт и мне силы верить в то, что и моё отечество, несмотря на все трудности и невзгоды, обретёт счастье. Вместе с Блоком и благодаря нему я «…узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!»

Цикл «На поле Куликовом» - лучшее, на мой взгляд, что написал Блок о родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране. Мне близок и понятен герой цикла - борец, воин времён Куликовской битвы или современной поэту действительности; стоящий у порога «высоких и мятежных дней».

Стихотворение «О доблестях…» поразило меня своей гармоничностью. На мой взгляд, это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И всё же нельзя сказать, что это стихотворение о любви (о любви горькой, неразделённой), и только. Это стихотворение о родине «горестной», где так живёт и так страдает человек. И здесь понятие «горестной земли» приобретает характер всемирный, а трагедия героя - смысл общечеловеческий. Ещё и ещё раз читая это стихотворение, я понимаю, что жизнь каждого из нас представляет собой долгий путь, сотканный из радостей и неудач, взлётов и падений. И я готовлю себя к этой жизни.

Не может оставить меня равнодушным и цикл его стихов о Прекрасной Даме. Особенно понравились мне стихотворения «Предчувствую тебя», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…». Образ Прекрасной Дамы, чистый и непорочный, волнует меня, заставляя вновь и вновь перечитывать чарующие строки:

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Сегодня, когда женская красота предана поруганию, очень хочу, чтобы стихи Блока звучали с новой силой, чтобы образ «Величавой Вечной Жены, Девы Радужных ворот» помог понять истинную красоту, которую он связывает с образом вечной женственности и духовности:

И откроет белой рукою

Потайную дверь предо мной

Молодая, с золотой косою,

С ясной, открытой душой.

Созвучны моей душе и чеканящие строки поэм «Двенадцать», «Скифы». Теперь, когда я много узнал о революции, я удивляюсь ясности и осознанности его отношения к «великим переменам». Да, он встретил революцию с радостью, ожидая перемен к лучшему, связывая с ней надежды на будущее, но в то же время чутким поэтическим сердцем предугадал трагедию настоящих перемен. Не случайна и вера его, и тревога. Как же пришло ко мне это понимание? Боль его души за будущее великой страны я ощутил в символике числа двенадцать. Двенадцать красногвардейцев как апостолы новой веры, но, патрулируя ночной Петроград, идут «без креста», а впереди них - невидимый Христос. По мнению Блока, только вера спасёт Россию от хаоса небытия.

Просматривая томик стихов, вчитываясь в каждую строчку, убеждаюсь всё больше и больше в той незримой связи с поэзией Блока. Она обогащает меня, делая душевно богаче и чище. Сокровенные уголки моего сердца устремлены навстречу поэтическим строкам. И вслед за Мариной Цветаевой я повторяю:

Мимо окон моих - бесстрастный -

Ты пройдёшь в снеговой тиши,

Божий праведник мой прекрасный,

Свете тихий моей души!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл "Стихи о Прекрасной Даме") и его эволюция во времени. Художественные искания "младосимволистов" и образ матери, возлюбленной и Родины в творчестве поэта.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Тема "страшного мира" в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Сведения о семье А.А. Блока, формирование его поэтической индивидуальности. Сюжетные мотивы стихотворений великого русского поэта. Отображение художественной концепции символизма в книгах "Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Роза и крест".

    презентация , добавлен 12.01.2012

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления легендарного российского поэта Александра Блока, этапы развития его поэтического дарования. Место и значение темы России и Родины в творчестве Блока. Литературный анализ стихотворения "Русь".

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Биография русского поэта Сергея Есенина. Темы родины и революции в есенинской поэзии. Учеба в университете, сближение с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Влияние А. Блока на поэта, первый сборник стихов "Радуница". Трагическая гибель поэта.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    А. Блок - классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Биография: семья и родственники, революционные годы, творческий дебют поэта. Образ родины, любимой в творчестве Блока; разочарование в результатах революции; депрессия.

    презентация , добавлен 09.05.2013

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Краткое жизнеописание великого русского поэта - Александра Александровича Блока (1880–1921), предпосылки зарождения у него литературного таланта и описание его деятельности после революции. Перечень основных книг, циклов и сборников стихотворений Блока.

    доклад , добавлен 21.12.2010

    Исследование происхождения, детских годов и юности поэта Александра Блока. Описания его женитьбы, любовных увлечений, окружения, трудовой и творческой деятельности, ареста. Характеристика влияния февральской и октябрьской революции на творчество поэта.

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых \"примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...


Введение

1. Что привлекает меня в поэзии Блока

2. Лирический герой А. А. Блока

3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока

Заключение

Список литературы

Введение

Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.

Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе.

Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их.

Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой “околдован огнями любви”, покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь “молча ждет, тоскуя и любя” свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с “незнакомкой”, приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку. Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться:

И чиста и нежна,

Ты царила над шумной толпой.

Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть “смертельные мечты” и освободиться из плена “тревожной любви”, он становится еще более зависимым от “чистого” идеала, дарующего поэту вдохновение и веру:

О, я стремлюсь к борьбе с собою,

К бесплодной, может быть, борьбе...

Когда-то полная тобою

Душа тоскует - о тебе!

Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях. Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты

Настала эпоха перелома, великих испытаний “для всей земли русской” - революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований. Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме “На поле Куликовом” он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси:

Река раскинулась.

Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним - России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то “несется” странница-Русь:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции. Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции. Стихотворение “Барка жизни встала...” посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего “у руля”, правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов.

Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира - в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в “Незнакомке” и “В ресторане” (“Пьяницы с глазами кроликов”, “детский плач”, “окрики пьяных”). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в “страшном мире” мечтой. Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии.

Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью:

Принимаю тебя, неудача.

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения. Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность:

Или я заблудился в тумане?

Или кто-нибудь шутит со мной?

В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма “Двенадцать” - своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине. Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. “Страшный мир” не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и “беззащитную душу поэта”.

Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения.

Похожие работы:

  • Александр Блок

    Статья >> Литература и русский язык

    Александр Блок Турков А.М. Турков А. М. Александр Блок . - М., "Сов. Россия", 1976. 136с. (Писатели Советской России). Жизнь А. Блока - одна... пути многих символистов, в том числе и Александра Блока , оказались достаточно сложным и противоречивым. В "Розе...

  • Александр Блок

    Реферат >> Литература и русский язык

    Александр Блок – крупнейший русский поэт, формирование которого, ... , в самом начале советской эпохи. Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 ... советской поэзии. Неоценимая историческая заслуга Александра Блока состоит в том, что он не...

  • Александр Блок

    Реферат >> Биографии

    Александр Блок Д. Благой Блок Александр Александрович (1880–1921) ... этом отношении характерно и преимущественное сочувствие Блока левоэсеровской группировке. «Двенадцать» и « ... дворянства. В этом - «Возмездие» Александра Блока , в этом - «Песня судьбы» ...

  • Александр Блок: патология любви

    Реферат >> Литература и русский язык

    До рыцаря ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что Александр Блок родился в уже распавшейся семье. ... , в мягкой шляпе и лакированных сапогах, Александр Блок в безоблачный июньский день впервые приехал... не один цикл блистательных стихов Александра Блока . …А потом лето кончилось. ...

  • Об Александре Блоке, одном из лучших поэтов «серебряного века», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок – «трагический тенор эпохи». А. Белый – что он «первый поэт земли русской». В. Маяковский считал, что поэзия Блока – «целая поэтическая эпоха». Удивительные ощущения вызывал А. Блок у современников: «Никогда: ни раньше, ни потом, – свидетельствовал К. Чуковский, – я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

    Же давало А. Блоку такую власть над людьми? Чем притягивал он их к себе? Каждый человек, а тем более поэт, входит в мир по-своему. Начало века было трудным, противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений, подчас не просто далеких друг от друга, но уничижительных, злобных для других.

    Блок же вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого, человек очищался и становился Человеком.

    Вспоминаю первое стихотворение, «приворожившее» меня к Блоку:

    Девушка пела в церковном

    О всех усталых в чужом краю,

    О всех кораблях, ушедших в море,

    О всех, забывших радость свою.

    Я вижу нежный профиль, длинную косу, темнеющую на белом платье, силуэт в лучах света…

    И луч снял на белом плече,

    И каждый из мрака смотрел и слушал,

    Как белое платье пело в луче.

    Мне становятся понятны чувства современников поэта:

    И всем казалось, что радость будет,

    Что в тихой заводи все корабли,

    Что на чужбине усталые люди

    Светлую жизнь себе обрели.

    Палитра чувств, ощущений, переживаний лирического героя поэзии Блока была той, к которой тянулись, в которой нуждались люди, обремененные серостью действительности.

    И только высоко, у царских врат,

    Причастный тайнам, – плакал ребенок

    О том, что никто не придет назад.

    Сегодняшнего читателя, как и современников поэта, поражает, с одной стороны, глубина, страстность, чистота духа, а с другой – высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.

    По мнению Блока (в то время он находился под влиянием философии Вл. Соловьева), миром должна, править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром.

    Блок пришел в русскую литературу со «Стихами о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это воплощение идеала красоты, Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидает грядущих преобразований:

    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

    Все в облике одном, предчувствую Тебя.

    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

    И молча жду, – тоскуя и любя.

    Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней; боязнь, что она окажется не такой, какой представляется ему, переполняют душу лирического героя.

    Безотрадному сну я не верю,

    Погрузив мое сердце в покой…

    Скоро жизнь мою бурно измерю

    Пред неведомой встречей с тобой…

    Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и мир, окружающий его, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному.

    Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге». Но в них меня волнует не заявленная Блоком тема народного страдания, угнетения (об этом писали и другие), но тема унижения личности: «этих нищих – провели». А в результате:

    Как тяжело ходить среди людей

    И притворяться непогибшим,

    И об игре трагических страстей

    Повествовать еще не жившим.

    Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «Сытые», «заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами», пьянство, скука… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но:

    И каждый вечер, в час назначенный

    (Иль это только снится мне?),

    Девичий стаи. шелками схваченный,

    В туманном движется окне…

    …И, странной близостью закованный,

    Смотрю на темную вуаль

    И вижу берег очарованный

    И очарованную даль…

    Незнакомка, загадочная, таинственная, – это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:

    …Ты право, пьяное чудовище!

    Я знаю: истина в вине.

    Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке»; так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни. Как много общего в его состоянии с состоянием наших современников!

    Выйти из этого состояния ему помогают думы о родине. Стихи Блока о России близки и нам. Они как бы оживляют нас, возвращают душевные силы. Как для Пушкина («Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья…»), так и для Блока тема родины – личная, интимная тема («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»). Как Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога Россия:

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои.

    Твои мне песни ветровые –

    Как слезы первые любви!

    Вместе с лирическим героем стихотворения «Русь» нас тянет затеряться, спрятаться в ее просторах, но, как у Тютчева,

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить,

    так у Блока

    Наш путь – степной, наш путь –

    в тоске безбрежной,

    В твоей тоске, о Русь!..

    …И вечный бой! Покой нам только снится…

    Как и поэта, меня переполняют, с одной стороны, чувства тоски и сострадания, а с другой – вера в будущее родины, желание изменить жизнь.

    Трудным для наших современников является восприятие поэмы «Двенадцать». Как непохожа она на все, что написал поэт до нее! Пытаясь разобраться в этом, ищу ответ на вопрос: почему появилась поэма? «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…» Вот почему появилась поэм;] «Двенадцать». Сумеет ли человек выстоять под ветром истории? Вспомним строки из есенинского «Письма к женщине»:

    Не знали вы,

    Что я в сплошном дыму,

    В развороченном бурей быте

    С того и мучаюсь, что не пойму,

    Куда несет нас рок событий…

    Земля – корабль!

    Но кто-то вдруг

    За новой жизнью, новой славой

    В прямую гущу бурь и вьюг

    Ее направил величаво.

    Ну кто ж из нас на палубе большой

    Не падал, не блевал и не ругался?

    Их мало, с опытной душой,

    Кто крепким в качке оставался…

    Можно ли превратить сегодняшний хаос в гармонию? Именно это волнует лирического героя поэмы «Двенадцать», поэтому, несмотря на разгул страстей, убийства, ужасы действительности, поэт призывает всех слушать «музыку революции».

    Веру в освобожденную Россию – оплот счастливого будущего всего человечества – ощущаем мы и в блоковских «Скифах»:

    Остановись, премудрый, как Эдип,

    Пока томишься мукой сладкой,

    Пред Сфинксом с древнею загадкой!

    О старый мир! Пока ты не погиб,

    Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

    И обливаясь черной кровью,

    Она глядит, глядит в тебя,

    И с ненавистью, и с любовью!..

    Да, так любить, как любит наша кровь,

    Никто из вас давно не любит!

    Забыли вы, что в мире есть любовь,

    Которая и жжет, и губит!..

    По прошествии стольких лет мы, люди конца XX века, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что

    Он весь – дитя добра и света,

    Он весь – свободы торжество;

    важно то, какой он видел жизнь:

    Сотри случайные черты

    И ты увидишь: мир прекрасен.