Владимирской иконы божией матери собор владимирских святых. Владимирская икона божией матери

Празднование Собора Владимирских святых совершается в Русской Православной Церкви 6 июля по новому стилю.

История установления праздника
Владимиро-Суздальская епархия является одной из самых старейших в Русской Православной Церкви. Христианизация этих земель началась вскоре после Крещения Руси, и древние захоронения, которые находят археологи, свидетельствуют о том, что славяне в тех краях погребали умерших по христианскому обычаю уже в 990 годы. Однако кафедра во Владимире возникла несколько позже, в 1214 году, и первым епископом стал святитель Симон, приглашенный владимирским князем из Киево-Печерской Лавры. Владимирская епархия считалась одной из самых крупных и значительных на русской земле: в ней было построено множество церквей и монастырей, а кафедральный Успенский собор во Владимире долгое время считался главным храмом на Руси, так как в нем венчались на княжение не только владимирские, но также и московские князья. Он был украшен фресками святого Андрея Рублева, которые сохранились до наших дней. После возвышения Москвы главным храмом стал считаться Успенский собор московского Кремля, построенный по образцу собора во Владимире, что подчеркивало особую преемственность между этими древними городами.
Число угодников Божиих, подвизавшихся на владимирской земле, было очень велико, однако специальный день памяти в честь Владимирских святых установили не так давно. В 1982 году архиепископ Серапион (Фадеев) предложил совершать празднование Собора Владимирских святых 6 июля по новому стилю (23 июня по старому стилю). Эта дата была выбрана не случайно, так как в этот день почитается главная святыня епархии – Владимирская икона Божией Матери, а также вспоминается чудесное освобождение Москвы в 1480 году по молитвам перед этим чудотворным образом. Патриарх Пимен одобрил эту инициативу и в том же 1982 году стал праздноваться Собор Владимирских святых.

Святые, поминаемые в день Собора
В число Собора входит более семидесяти угодников Божиих, среди которых есть мученики, преподобные, святители, благоверные князья, а также юродивые. Самыми известными святыми, связанными с владимирской землей, являются преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, святой Илья Муромец, святитель Митрофан Воронежский, святитель Иона Московский, святая праведна Иулиания Лазаревская, святая Евфросиния Суздальская и многие другие. Хотя жизнь не всех этих святых протекала во Владимире и окрестных городах, однако многие из них родились на владимирской земле и поэтому также почитаются в этот день. Кроме древних святых, в число Собора входит один священноисповедник, засвидетельствовавший истину веры Христовой в годы безбожных гонений XX века. Это святитель Афанасий (Ковровский), который занимал Владимирскую кафедру в течение двух лет. Пройдя многолетний исповеднический путь в лагерях, он вернулся во Владимирскую область, где и скончался в поселке Петушки.

Икона Собора Владимирских святых
Образ Собора Владимирских святых обычен для праздничных икон такого типа. В центре изображается большой белый храм, напоминающий по своим очертаниям Успенский собор Владимира, о чем говорит также расположенная сверху икона Успения Божией Матери. Этот праздник был всегда особо почитаем и любим на Руси, и в честь этого дня освящались многие храмы и обители. Кроме того, жители Владимира издавна считали, что Божия Матерь особо хранит их город, о чем свидетельствовали многочисленные чудеса и избавления от бед, происходившие по молитвам перед Владимирской иконой. Изображение храма на иконах Собора святых напоминает верующим о связи Церкви земной и небесной, а также о помощи и заступничестве угодников Божиих за христиан, обращающихся к ним с молитвой.

Тропарь, глас 4:
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град/ и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют,/ память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых,/ в подвизех Православный веры издревле во уделе сем Богу угодивших,/ и к ним с любовию вопиют:/ о предивнии Христу Богу молитвенницы,/ венцы пресветлыми от Него увенчанныя,/ мир и благоденствие отечеству вашему испросите/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.

Величание:
Величаем вас, / вси святии земли Владимирския, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
О Небеснаго Иерусалима граждане, вси святии, подвиги веры и благочестия и многими чудесы во Владимирстей земли просиявшии! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси пребываете, мы же на земли низу, удалени суще от вас не толико местом, елико грехми и беззаконии нашими, но к вам, яко нам сродным, прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руко­водствуйте нами, многогреш­ными. Свойственно бо вам есть, святии, милосердие и человеколюбие: на земли живуще, не о своем токмо спасении бысть вам попечение, но и о всех, к вам приходящих. Наставления бо ваша быша трость книж­ника скорописца, на сердцах христоименитых людей глаголы жизни начертавающаго. Не телесныя токмо врачевали есте болезни, но паче душевных врачи изящнейшии явилися есте, и все житие ваше бысть зерцало всякия добродетели. Предстояще днесь Престолу Света неприступнаго, в нем зрите вся наша нужды и прошения. Вы вкупе со святыми Ангелы, о едином грешнице кающемся радующи­мися, водворяетеся и дерзновение многое к Человеколюбцу Богу имате, не престаните убо о нас вопиюще ко Господу, испросите предстатель­ством вашим у Всемилостиваго Отца нашего Небеснаго мир Церкви Его Святей, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, в делех благих утверж­дение и благословение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь, не посра­мите нас, с верою и любовию к вам притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго достославнаго лика ходатаев, но вы, подражатели человеколюбия Божия бывше, сотворите нас достойны чрез обращение от злых дел ко благому житию. Вся Богом просвещенная Россия, пре­славными чудесы вашими исполненная и милостьми облагодетель­ст­вованная, исповедует вас быти своих покровителей и заступников. Явите нам древния милости ваша, имиже отцем нашим во благое вспомоществовали есте, и не отринете нас, чад их, стопами их к вам, святии, шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуете, паче же и нетленными мощми вашими с нами есте. Сия бо, яко сокровище безценное, вручи нам иже чудес Бог. Предстояще им, вам, яко живым сущим, припадаем и молимся, приимите моления наша и вознесите я на жертвенник милосердия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждах наших помощь. Паству же вашу духовную не престаните управляти жезлом духовныя мудрости: подвизающимся помозите, разслабленныя возставите, споспешите нам иго Христово нести во благодушии и терпении, и всех нас управите в мире и покаянии скончати житие наше и преселитися со упованнем во блаженная недра Авраамова, идеже вы радостно по трудех и подвизех ныне почиваете, прославляюще со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Утешителя Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Россия славится святыми отцами, которые слушают и слышат наши просьбы и мольбы. И наша Владимирская земля богата на святые места и Почти в каждом городе можно обратиться с молитвой к «местному» святому. Вот лишь некоторые святые, которым можно поклониться на своей малой родине.

Владимир

Святые мощи священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, почивают в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире на ул.Б.Московской, 68.

Суздаль

Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся А в Суздальском женском монастыре - святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру - великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Муром

Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском соборе города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании - подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

Которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Александров

Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино - недалеко от Александрова - в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Киржач

Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, - в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Юрьев-Польский

Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме - мощи благоверного князя Гавриила.

Мироточивые иконы

Есть на Владимирщине и мироточивые иконы: одна из них - икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

Святые источники

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире - святой (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Тропарь Собора Владимирских святых
глас 4
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град/ и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют,/ память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых,/ в подвизех Православный веры издревле во уделе сем Богу угодивших,/ и к ним с любовию вопиют:/ о предивнии Христу Богу молитвенницы,/ венцы пресветлыми от Него увенчанныя,/ мир и благоденствие отечеству вашему испросите/ и душам нашим велию милость.
Кондак Собора Владимирских святых
глас 4
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.
Молитва Владимирским святым
О Небеснаго Иерусалима граждане, вси святии, подвиги веры и благочестия и многими чудесы во Владимирстей земли просиявшии! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси пребываете, мы же на земли низу, удалени суще от вас не толико местом, елико грехми и беззаконии нашими, но к вам, яко нам сродным, прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руко­водствуйте нами, многогреш­ными. Свойственно бо вам есть, святии, милосердие и человеколюбие: на земли живуще, не о своем токмо спасении бысть вам попечение, но и о всех, к вам приходящих. Наставления бо ваша быша трость книж­ника скорописца, на сердцах христоименитых людей глаголы жизни начертавающаго. Не телесныя токмо врачевали есте болезни, но паче душевных врачи изящнейшии явилися есте, и все житие ваше бысть зерцало всякия добродетели. Предстояще днесь Престолу Света неприступнаго, в нем зрите вся наша нужды и прошения. Вы вкупе со святыми Ангелы, о едином грешнице кающемся радующи­мися, водворяетеся и дерзновение многое к Человеколюбцу Богу имате, не престаните убо о нас вопиюще ко Господу, испросите предстатель­ством вашим у Всемилостиваго Отца нашего Небеснаго мир Церкви Его Святей, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, в делех благих утверж­дение и благословение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь, не посра­мите нас, с верою и любовию к вам притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго достославнаго лика ходатаев, но вы, подражатели человеколюбия Божия бывше, сотворите нас достойны чрез обращение от злых дел ко благому житию. Вся Богом просвещенная Россия, пре­славными чудесы вашими исполненная и милостьми облагодетель­ст­вованная, исповедует вас быти своих покровителей и заступников. Явите нам древния милости ваша, имиже отцем нашим во благое вспомоществовали есте, и не отринете нас, чад их, стопами их к вам, святии, шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуете, паче же и нетленными мощми вашими с нами есте. Сия бо, яко сокровище безценное, вручи нам иже чудес Бог. Предстояще им, вам, яко живым сущим, припадаем и молимся, приимите моления наша и вознесите я на жертвенник милосердия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждах наших помощь. Паству же вашу духовную не престаните управляти жезлом духовныя мудрости: подвизающимся помозите, разслабленныя возставите, споспешите нам иго Христово нести во благодушии и терпении, и всех нас управите в мире и покаянии скончати житие наше и преселитися со упованнем во блаженная недра Авраамова, идеже вы радостно по трудех и подвизех ныне почиваете, прославляюще со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Утешителя Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Епископ Владимирский († 1226)
- († 1275)
- Феодор († 1286)
- († 1295)
- († 1262)
- († 1373)
- († 1654)
- († 1703)
- († 1963)

Благоверные

Князья :
- († 1015)
- , Муромский, князь, чудотворец († 1129)
- (XII в.)
- († 1158)
- († 1165) - сын вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского.
- († 1174)
- († 1174) - сын Андрея Юрьевича Боголюбского. В крещении Георгий. Память 4 (17) июля.
- († 1228)
- († 1238)
- († 1238)
- († 1238)
- , князь, сын блгв. кн. Георгия Всеволодовича († 1238)
- († 1238)
- , младенец, князь, мч.(† 1238)
- , вел. князь († 1246). Отец св. Александра Невского.
- (Юрьевский), князь (†1252)
- († 1263)
- († 1269)
- († 1294)
- , князь Стародубский († 1330). Память 21 июня/4 июля

Княгини :
- , княгиня, супруга св. Константина Муромского († ок. 1129)
- († 1228)
- , супруга блгв. кн. Георгия Всеволодовича († 1238)
- Мария Владимирская, княгиня, мц († 1238). Её происхождение неизвестно Жена благоверного князя мученика Мстислава, сноха великого князя владимирского Юрия II Всеволодовича.
Погибла во время штурма Владимира татарами 7 февраля 1238 г. М. В. Толстой о трагедии 1238 года: «В мясопустное воскресенье 7 февраля, вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьей и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли иноческое пострижение от епископа Митрофана, исповедались, причастились Святых Тайн и приготовились к смерти. Татары завладели городом и, придя ко храму, в котором находился епископ Митрофан с людьми, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих», затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских». Праздник святой Марии установлен 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
- , княгиня, мц., дочь блгв. кн. Георгия Всеволодовича († 1238)
- , княгиня, мц., супруга блгв. кн. Владимира Георгиевича († 1238)
- Феодора (в миру Анастасия (Васса)) Нижегородская, княгиня, игумения, супруга блгв. кн. Андрея Константиновича Нижегородского († 1378). Родилась в Твери в 1331 г. и наречена Вассою. Отец ее был родом Киевлянин и прозывался, как свидетельствует Степенная книга, Иваном Киясавским, а мать Анною. Феодора изучила с младенчества Божественное Писание и предназначила себя для жизни монашеской, но родители выдали ее в 12-ть лет за князя Андрея. Потеряв супруга после 13-летнего брака, Васса разделила имение свое нищим и приняла постриг с именем Феодоры от архимандрита Дионисия. Она основала девичий монастырь в городе Галиче, известный под названием Зачатейского, и была 22 года игуменью оного, имея под началом 160 инокинь. Прп. Феодора окончила свою жизнь в сей обители 48-ми лет от рождения, в 1378 г. Монастырь Зачатейский был упразднен в 1764 г. Мощи преподобной почивают под спудом в Спасском соборе в Нижнем Новгороде. Память - 16 апреля, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских Святых.
- , княгиня, дочь св. Александра Невского († XIII)
- († 1407)

Блаженные, Христа ради юродивые

Парфений Суздальский († вторая пол. XVI в.) - писатель-полемист, житель Суздаля; жил в первой пол. XVI в. Известны два его труда: «Канон св. архангелу Михаилу» и «Послание к неизвестному против люторов». Первое произведение П. находится в библиотеке Троицко-Сергиевской лавры, в канонниках XVII века, № 280, 284, 287 и 293, и в «Следованной Псалтыри» того же века, между канонами суздальским святым, написанными агиографом иноком Суздальского Григорием. «Послание» же, представляющее собой образец русской первоначальной полемики против лютеран, помещено в одном из рукописных сборников (№ 423) библиотеки И.Н. Царского, вошедшей в состав библиотеки графа . Оно свидетельствует о глубоком знании автором Св. Писания и заключает в себе опровержение, на основании Евангелия и Апостолов, главных пунктов лютеранского учения и может служить и теперь орудием против штундизма. Память 23 июня/6 июля.
- , Христа ради юродивый, чудотворец, блаженный (†1622). Память 22 июля, 2 октября и в Соборе Владимирских святых.
- Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (†1776). Жила в Суздале в XVIII веке. Юродствовала Христа ради в Суздале 50 лет. Скончалась 22 декабря 1776 года. Гробница блаженной Евдокии находится близ собора города Суздаля.

Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлен Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской. Определена дата празднования 18 сентября/1 октября, в день памяти сщмч. Константина Твердислова.
- Священномученик (1892 - † 26 декабря/8 января 1938) - протоиерей.
- Прписп. . † 28 января (10 февраля). г. Суздаль Спасо-Евфимиевский монастырь, храм Смоленской иконы Божией Матери, храм святителя Иоанна Златоуста.
- . † 4(17) февраля. Собор Покрова Божией матери, г. Меленки Владимирская область; храм Иерусалимской иконы Божией Матери, с. Воспушка Петушинский район Владимирская область.
- . † 18 февраля (3 марта). Смоленская Зосимова пустынь в Александровском районе.
- . † 21 марта (3 апреля). Рождественская церквь в с. Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне пос. Лежнево в Ивановской области).
- . † 23 марта (5 апреля). Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь д. Лукьянцево Александровский район.
- . † 28 мая (10 июня). Богородице-Рождественский храм, деревня Махра Александровского района.
- (Моржов). † 28 мая(10 июня). Свято-Смоленская Зосимова пустынь, Александровский район Владимирская область.
- (Лебедев). † 30 августа (12 сентября). Смоленская Зосимова пустынь в Александровском районе.
- . † 30 августа (12 сентября). Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Нарма, Гусь-Хрустальный (Курловский) район Владимирская область; храм Рождества Христова, с. Заколпье Гусь-Хрустальный район; храм Параскевы Пятницы, с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустальный район.
- Сщмч. . † 2 (15) сентября. Епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии.
- . † 10(23) сентября. г. Александров, г. Юрьев-Польский Владимирской области.
- . † 12 (25) сентября. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, с. Алексино Кольчугинский район (Юрьевский уезд) Владимирская область.
- (Благонадеждин). † 18 сентября (1 октября). с. Чеково (входит в состав Небыловского сельского поселения Юрьев-Польского района).
- Священномученик (1881-† 18 сентября/1 октября 1937) - клирик Вязниковского Свято-Казанского собора. Родился в городе Гороховце.
- (1885-1937). † 03 (16) ноября.
- . † 14 (27) ноября. Храм с. Гаврильцево (либо с. Голенищево) Юрьев-Польского района.
- . † 14(27) ноября. Храм Казанской Иконы Божией Матери, с. Седиково, Вознесенская волость, Ковровский уезд, Владимирская губерния; храм Тихвинской иконы Божией Матери, с. Иваново Петушинский район Владимирская область.
- . † 19 ноября (2 декабря). Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Груздеево Южский район Ивановская область.
- (Мочалов). † 22 ноября (5 декабря). Смоленская Зосимова пустынь в Александровском районе.
- . † 27 ноября (10 декабря). Успенский кафедральный собор г. Владимира. Владимирская и Суздальская епархия (правящий архиерей).
- . † 3 (16) декабря. Церковь Святой Троицы, с. Долгополье (Павловская пустошь) Александровский район Владимирская область.
- . † 3 (16) декабря. Жил в деревне Чурилово Юрьев-Польского уезда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Лыково Юрьев-Польского района.

Канонизированные новомученики и исповедники, подвизавшиеся на Владимирской земле
Священномученик (1867-1918)
Священномученик (1863 - 1918) - протоиерей.
Священномученик (1876 - 1938) – священник, учитель в Городищевской школе при станции Усад.
Священномученик (1873 - 1938) родился в селе Бабаево Владимирской губернии в семье псаломщика.
Священномученик (1885-1938), протоиерей. Родился в погосте Николо-Песьянском Владимирского уезда.
Священномученик (1877 –1938) - протоиерей. Родился в Владимирского уезда.
Священномученик (1876 - 1918) - настоятель храма Илии пророка в селе Урджар, благочинный церквей Урджарского округа Туркестанской епархии. Родился в семье священника села Иудина Александровского уезда.
Священномученик (1872 - 1922) – священник Крестовоздвиженского храма с. Палех. Родился в селе Пармос Судогодского уезда.
Священномученик (1860 - 1938) – священник Николопенского погоста Вязниковского уезда.
Священномученик (1867-1922) - священник Шуйского Воскресенского собора. Родился в селе Картмазово Судогодского уезда.
. † 13(26) декабря.
Сщмч. . † 12 (25) марта.
Сщмч. Иаков (Яков) Зяблицкий. † 26 января (8 февраля).
. † 25 декабря (7 января).
Прпмч. Маврикий Полетаев. † 21 сентября(04 октября).
Сщмч. Николай Аристов. † 28 мая (10 июня).
Сщмч. Николай Восторгов. † 19 января (1 февраля).
Сщмч. Никита Делекторский. † 6 (19) ноября.
Сщмч. Павел Успенский. † 17 (30) января.
Сщмч. Петр Беляев. † 4 (17) июня.
Сщмч. Петр Зяблицкий. † 26 января (8 февраля).
Мч. Петр Языков. † 27 апреля(10 мая).
Сщмч. Серафим Звездинский. † 13 (26) августа.
Сщмч. Сергий Родаковский. † 8(21) апреля.
Сщмч. Сергий Флоринский. † 17(30) декабря.
Сщмч. Симеон Кулямин. † 15(28) февраля.
Прмч. Феофан Графов. † 5 (18) марта.
Сщмч. Феодор Дорофеев. † 27 декабря (9 января).

Тропарь собору Владимирских святых

Глас 4
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших, и к ним с любовию вопиют: о, предивнии Христу Богу молитвенницы, венцы пресветлыми от Него увенчанныя, мир и благоденствие отечеству вашему испросите и душам нашим велию милость.

Кондак Собора Владимирских святых

Глас 4
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.

Молитва Владимирским святым

О Небеснаго Иерусалима граждане, вси святии, подвиги веры и благочестия и многими чудесы во Владимирстей земли просиявшии! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси пребываете, мы же на земли низу, удалени суще от вас не толико местом, елико грехми и беззаконии нашими, но к вам, яко нам сродным, прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте нами, многогрешными. Свойственно бо вам есть, святии, милосердие и человеколюбие: на земли живуще, не о своем токмо спасении бысть вам попечение, но и о всех, к вам приходящих. Наставления бо ваша быша трость книжника скорописца, на сердцах христоименитых людей глаголы жизни начертавающаго. Не телесныя токмо врачевали есте болезни, но паче душевных врачи изящнейшии явилися есте, и все житие ваше бысть зерцало всякия добродетели. Предстояще днесь Престолу Света неприступнаго, в нем зрите вся наша нужды и прошения. Вы вкупе со святыми Ангелы, о едином грешнице кающемся радующимися, водворяетеся и дерзновение многое к Человеколюбцу Богу имате, не престаните убо о нас вопиюще ко Господу, испросите предстательством вашим у Всемилостиваго Отца нашего Небеснаго мир Церкви Его Святей, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, в делех благих утверждение и благословение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь, не посрамите нас, с верою и любовию к вам притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго достославнаго лика ходатаев, но вы, подражатели человеколюбия Божия бывше, сотворите нас достойны через обращение от злых дел ко благому житию. Вся Богом просвещенная Россия, преславными чудесы вашими исполненная и милостьми облагодетельствованная, исповедует вас быти своих покровителей и заступников. Явите нам древния милости ваша, имиже отцем нашим во благое вспомоществовали есте, и не отринете нас, чад их, стопами их к вам, святии, шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуете, паче же и нетленными мощми вашими с нами есте. Сия бо, яко сокровище безценное, вручи нам иже чудес Бог. Предстояще им, вам, яко живым сущим, припадаем и молимся, приимите моления наша и вознесите я на жертвенник милосердия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждах наших помощь. Паству же вашу духовную не престаните управляти жезлом духовныя мудрости: подвизающимся помозите, разслабленныя возставите, споспешите нам иго Христово нести во благодушии и терпении, и всех нас управите в мире и покаянии скончати житие наше и преселитися со упованнем во блаженная недра Авраамова, идеже вы радостно по трудех и подвизех ныне почиваете, прославляюще со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Утешителя Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(Оглавление)




Copyright © 2015 Любовь безусловная

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.

Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям - «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы - символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему - Господу Иисусу Христу.

Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.