Схема подключения дополнительного насоса в систему отопления. Монтаж дополнительного насоса в систему отопления дома

Насосы в систему автономного отопления могут включаться как при первоначальном её монтаже, так и в качестве дополнительного — в уже существующий контур.

Подобное усовершенствование улучшает пользовательские характеристики всей конструкции.

Как правильно установить дополнительные насосы в систему отопления?

Недостатком отопительной системы с принудительной циркуляцией насосом считается энергозависимость : для работы оборудования потребуется электричество. Соответственно, с этих позиций отопление будет уязвимо.

Дополнительно возрастёт и потребление электроэнергии, хотя и незначительно — современное насосное оборудование на пике мощности употребляет не более 100 Вт. Что немного.

А зависимость от наличия розетки сводится к минимуму при помощи источников бесперебойного питания и грамотного монтажа , предусматривающего резервные пути обхода узла перекачки.

Бонусы принудительной циркуляции окупают недостатки с лихвой:

  • Резко снижается инерционность. Система прогревается быстрее, упрощается её регулировка.
  • Выравнивается нагрев. В гравитационной системе (без насоса) радиаторы или регистры, ближние к котлу, прогреваются сильнее удалённых. Циркуляционный насос помогает избавиться от подобного градиента.
  • Система функционирует, даже если часть магистралей проложена с отрицательным углом.

Начало работ по установке двух насосов в подаче и обработке

Для монтажа агрегата требуется немного:

  • Полный набор ключей (от 22 до 36) или пара разводных.
  • Пузырьковый уровень.
  • Электрический пробник и отвёртка для электрической части.

Непосредственное оборудование штатного, посадочного места дополнительного насоса требует чуть более развитого набора инструментария, ассортимент которого зависит от характеристик системы, а в частности, материала труб.

Соответственно, если речь идёт о чёрном металле, то тут с большой долей вероятности понадобятся:

  • ножовка или болгарка;
  • клупп для нарезки резьбы;
  • сварочное оборудование.

Для меди или пластика уже придётся выбрать другой инструмент.

Прежде всего нужно определить, где лучше установить насос. Затем подготовиться к его установке.

При подборе запорной арматуры следует отдавать предпочтения той, что создаёт наименьшее сопротивление потоку. Так, предпочтительнее шаровые краны , а не обычные вентили; шаровый клапан, а не пружинный, если речь идёт об автоматизации путей обхода насоса при отсутствии электропитания.

Внимание! Обязательно потребуется грязевой фильтр-сеточка и, если насос не оборудован системой спуска воздуха, отводной трубкой для подобных целей.

Где лучше подключить и поставить оборудование?

Основных правил монтажа насоса немного и соблюсти их несложно.

  • Современные насосы делаются из износостойких материалов и способны работать при температурах до 100-115 °C . И ставить их можно в любой точке отопительной системы. Но при работе в условиях близким к предельным срок службы их заметно сокращается. Поэтому насос следует устанавливать там, где тепловая нагрузка будет минимальной — на обратке или подаче, как можно ближе к котлу.

Фото 1. Двойной насос от производителя DAB, предназначен для циркуляционной системы отопления, выполнен из износостойкого материала.

Дополнительные плюсы такой конфигурации — исключение закипания воды на лопастях насоса и возникновения эффекта кавитации, приводящего к разрушению рабочего колеса. Место под насос надо выбирать как можно дальше от радиаторов отопления. Их тепло может повлиять на работу термостата и автоматика начнёт давать сбои.

  • Если система оборудована расширительным баком, насос устанавливается как можно ближе к нему , но после точки подключения его в систему. В противном случае возможны сбои в работе — до насоса поток теплоносителя ламинарный, а после уже присутствуют завихрения.
  • Перед прибором обязательно надо поставить грязевой фильтр. Иначе мелкие частички мусора, окалины, песчинки или известковые отложения могут попасть в него и заклинить рабочий вал.
  • Насос может устанавливаться как на горизонтальном участке магистрали, так и на вертикальном. Но при этом следует помнить, что установка насоса на вертикальном участке снижает эффективность его работы приблизительно на 30% . И на вертикале необходимо следить за направлением потока ещё строже: лучше, если вектор направления будет снизу вверх, а не сверху вниз — это спасёт систему от завоздушивания.

Фото 2. Отопительный насос установлен и подключен на горизонтальном, основном участке трубопровода перед входом в котел.

  • Если насос с «мокрым» ротором (а это почти 90% оборудования , устанавливаемого в коттеджах и квартирах), то при установке важно следить, чтобы ротор оказался строго в горизонтальном положении. Дело в том, что в оборудовании такого типа теплоноситель играет роль и охлаждающей жидкости, и смазывающего материала. И при неправильной ориентации ротора возможно возникновение участков с пузырьками воздуха. Это ведёт к резкому снижению ресурса.

Важно! При установке насоса, запорной арматуры и грязевого фильтра всегда следят за вектором потока теплоносителя. На каждом из вышеупомянутых приборов стоит стрелочка, указывающая нужное направление. Просто строго соблюдаем — все стрелочки должны быть направлены по потоку.

Вам также будет интересно:

Монтаж по электрической схеме

Монтаж циркуляционного насоса по схеме путём непосредственной врезки его в магистраль — грубейшая ошибка. Прибор, создающий циркуляцию, оптимально устанавливать и подключать в обходную магистраль.

Сам алгоритм монтажа выглядит просто. На выбранном участке в магистраль врезается запорный шаровый кран (если планируется ручное переключение с принудительной циркуляции на естественную) или шаровый обратный клапан.

В крайнем случае — пружинный (это даёт некоторую автоматизацию переключения режимов работ).

В байпасе с двух сторон (и на входе, и на выходе) монтируют два шаровых крана , отсекающих насос от магистрали. На случай ремонта, замены или профилактики.

Затем, по ходу потока последовательно устанавливают сетчатый грязевой фильтр и сам насос. Если в корпусе нет винта для спуска воздуха из системы, то ещё ставят и выпускной воздушный клапан. Ручной или автоматический.

Насос обязательно монтируется при помощи разъёмного соединения-американки. Что позволит снимать и ставить его без демонтажа магистрали. При этом следят за горизонтальным расположением ротора. И клеммной коробки — она должна стоять сверху мотора. Это обезопасит её от попадания воды.

Способы подключения дополнительного устройства: как его ставить?

Часто в систему отопления или водоснабжения ставят и дополнительные насосы. Причин для подобной модернизации бывает несколько.

Например, если не хватает напора для нормальной работы стиральной машины, или при монтаже полотенцесушителя, тёплого пола, подключения дополнительного контура.

Правила и способы установки добавочного устройства такие же, что и основного. Просто дополнительную магистраль расценивают как отдельную систему.

Иногда подобную модернизацию устраивают для усиления системы на глухозимье, на время сильных холодов. В таком случае привод подключают к тепловому реле-термостату. Соответственно, при падении температуры теплоносителя на заданном участке включается дополнительная циркуляция, усиливающая ток теплоносителя.

Среди дополнительного оборудования в системах отопления с жидкостным теплоносителем, актуальны циркуляционные насосы. Они применяются в отоплении на любом виде топлива.

В большинстве случаев установка дополнительного насоса в систему с естественной циркуляцией значительно повышает скорость перемещения и прогрев помещения. Само устройство не отличается особо сложной конструкцией и имеет небольшие размеры.

Особое внимание стоит уделить параметрам дополнительного насоса и монтажу.

Установка дополнительного оборудования

Доработка существующей системы отопления будет необходима в следующих случаях:

  1. Перемещение теплоносителя осуществляется естественным путем.
  2. Расширение отапливаемой площади.
  3. Имеющийся насос в котле не обеспечивает равномерное распределение теплоносителя.

В любой из этих ситуаций установка дополнительного устройства способна обеспечить качественный прогрев каждого помещения в доме.

Возьмите на заметку: неправильные расчеты будущей системы отопления могут привести к ее неэффективному функционированию.

Одним из способов устранения этого недостатка является установка дополнительного насоса циркуляции. Данное решение будет намного выгоднее, чем полная замена основного оборудования с подходящими характеристиками.

Насос циркуляционный для систем отопления марки Wilo:

Правильное положение – залог надежной работы

Чаще всего в частных домах устанавливают насосы с мокрым ротором.

Особенностью конструкции оборудования является отсутствие специальных смазочных материалов.

Теплоноситель отопительной системы выступает охладителем и смазывает вращающиеся элементы.

С учетом данной особенности существуют следующие правила, которые в обязательном порядке должны соблюдаться:

  • вал насоса строго в горизонтальном положении относительно пола;
  • направление движения теплоносителя должно совпадать со специальной отметкой на оборудовании;
  • установка на участке системы с минимальной температурой теплоносителя.

Особенности электромонтажа

Подключение дополнительного оборудования для системы отопления выполняется через централизованную электрощитовую, в которой имеется возможность управления.

В новых моделях циркуляционных насосов имеется встроенная защита и устойчивость к токам блокировки, поэтому можно выполнить обычное подключение с заземлением.

Также должно исключаться прямое попадание жидкости на клеммную коробку. Соответственно при установке размещение должно быть сбоку или сверху.

Особенности трубопроводной обвязки

Помимо правильной установки самого циркуляционного насоса, необходимо корректное размещение ряда других элементов и соблюдение технологических требований. А именно:

  • по ходу движения теплоносителя, но перед насосом устанавливается сетчатый фильтр;
  • запорная арматура устанавливается по обе стороны;
  • для моделей значительной мощности необходимо установить антивибрационные вставки (для маломощных насосов – необязательно);
  • при наличии двух и более циркуляционных насосов каждый напорный патрубок оснащается обратным клапаном, а также необходима обязательная установка аналогичного резервного устройства;
  • отсутствие нагрузок сжатия и давления, а также кручения со сторон концов трубопроводов.

Способ монтажа

Установить оборудование для эффективной циркуляции теплоносителя в системе можно двумя способами:

  • отдельным агрегатом;
  • непосредственной врезке в систему отопления.

Чаще всего отдают предпочтение второму варианту. В его реализации имеется два подхода. Первый заключается в простой врезке циркуляционного насоса в трубу подачи.

Второй предполагает использование П-образного элемента, который крепится в двух местах к основной трубе. Посредине этой конструкции устанавливается . Данная реализация установки характеризуется наличием обвода.

Полезно знать: в системах с естественной циркуляцией предусмотрена возможность отключения насоса из контура.

В случае частых перебоев с подачей электроэнергии с централизованной системы, данная конструкция позволит обеспечить работоспособность системы. Хотя и с меньшей эффективностью.

Подключение

Процесс подключения дополнительного циркуляционного насоса заключается в нескольких этапах:

  1. Определение места монтажа. Исходя из требований, его необходимо устанавливать как можно ближе к отопительному котлу. Температурный режим будет оптимальным, что обеспечит длительный срок службы.
  2. Отключение котла и перекрытие подачи теплоносителя при помощи имеющейся запорной арматуры. В случае отсутствия элементов управления – слить воду из системы.
  3. Проектирование и реализация обвода. С его помощью система будет функционировать при выходе из строя насоса или же временного отключения электроэнергии.
  4. Монтаж обратного клапана и фильтра.
  5. Установка отсекающей арматуры. Позволяет проводить обслуживание, перекрыв всего лишь запорные элементы.
  6. Спуск воздуха через специальный клапан и запуск.

Преимущества и особенности монтажа теплового насоса вода-вода:

В случае простоя циркуляционного насоса необходимо спустить воздух перед запуском, так как он со временем накапливается.

Установка дополнительного циркуляционного насоса в отопительную систему с жидкостным теплоносителем позволит получить следующие преимущества:

  • повысить КПД;
  • обеспечить равномерное распределение тепла;
  • снизить расход топлива;
  • использовать трубы меньшего диаметра;
  • значительно ускорить процесс прогрева, даже в самой отдаленной комнате.

Конструкция насоса отличается надежностью и длительным ресурсом при правильном монтаже и подключении. Выбор подходящей модели по мощности и другим характеристикам лучше доверить специалистам.

Как устанавливать дополнительный насос в систему отопления, смотрите в следующем видео:

Установка и подключение дополнительной электрической помпы в систему охлаждения автомобиля

Если в вашем горячо любимом автомобиле печка не такая горячая, как ваша любовь к нему, то советую вам установить дополнительную электрическую помпу в систему охлаждения. Мной эта процедура была проделана на практике и хотя на улице далеко не минус, всё же работа дополнительной помпы оценена, как значительно улучшающая работу автомобильной печки.

К вопросу о необходимости установки дополнительной помпы был преодолён довольно длинный путь, в результате которого проделано немало другой работы, а также проанализирована теоретическая сущность установки дополнительной помпы, статью о чём можно почитать здесь .

Итак, для установки и подключения дополнительной помпы понадобится:

  1. Сама помпа. Выбор пал на насос фирмы BOSCH (номер 0 392 020 024) . Небольшой, тихий, производительный, НАДЁЖНЫЙ, с кучей положительных отзывов, он был приобретён за 1500 рублей в интернет-магазине. От Газелевской электропомпы отказался в силу отрицательных отзывов, т.к. ненадёжная она.
  • Клеммы для динамиков. Необходимы для подключения питающих проводов к электропомпе. Покупаются в любом магазине торгующим автомобильной акустикой. Стоят недорого, берём мелкий размер.
  • Автомобильное реле на 12 вольт с колодкой. Колодку желательно брать с защитным диодом.
  • Электронный термостат на PIC микроконтроллере . Паяется собственными силами. Позволяет полностью автоматизировать управление дополнительной электрической помпой.
  • Держатель предохранителя + предохранитель на 5А. Обычно продают торговцы автомобильных сигнализаций.

    Светодиод и кнопку врезаем в свободную заглушку на панели.

    Электронный термостат на PIC микроконтроллере размещаем под бардачком. Подключаем его к разъёму мотора вентилятора печки.

    Датчик температуры я встроил в панель, где находятся органы управления заслонками печки. Там даже было специальное место для подобных датчиков (квадратное решётчатое окошечко 1х1см), видимо для моделей понавороченнее (которые с климат контролем).

    Из салона в моторный отсек, сквозь пучок штатных проводов, протягиваем управляющий провод.

    В моторном отсеке размещаем реле и предохранитель. Т.к. колодка под реле снабжена защитным диодом, то при подключении соблюдаем полярность, иначе диод испустит волшебный дым, на котором он должен работать:-). Все провода делаем в двойной изоляции (сверху обычного провода наматываем изоленту). Предохранитель должен быть размещён как можно ближе к месту подключения провода к питанию. У меня на фото предохранитель примотан изолентой к реле, но вот сам провод подключен к питающему проводу распределительной коробки, который в свою очередь защищён штатным предохранителем. Так что у меня провод не на прямую к аккумулятору подключен, как может показаться на фото, а через предохранитель в распредкоробке.

    Сама помпа устанавливается в разрыв патрубка печки. При этом необходимо сориентировать направление движения охлаждающей жидкости (ОЖ) в помпе (нанесена стрелкой на корпусе помпы) с направлением движения ОЖ в патрубках. Проверить направление тока ОЖ можно отсоединив один из патрубков от печки и кратковременно завести двигатель. В общем, с какой дырки потечёт, оттуда и давит. Много ОЖ вылиться не успеет, но всё же на доливку ОЖ нужно будет докупить.

    Теперь, зная где «прямая», а где «обратка» и совмещая со стрелкой помпы, прикидывается удобное место для монтажа помпы. Помпу можно подключать в разрыв, как подающего патрубка, так и обратного, лишь бы было удобно, не забывая совмещать с направлением движения ОЖ в помпе. У меня, удобнее всего, получилось на подающий патрубок врезать помпу.

    Диаметр штуцеров помпы рассчитан на подсоединение патрубков на 20мм, тогда как патрубки печки на 18мм. Проблему решил, смазав Литолом штуцеры помпы. Со второй попытки патрубки были натянуты. Для пущей уверенности соединения стягиваются винтовыми хомутами.

    Над крепежом помпы придётся немного поразмыслить. У меня, с помощью одного уголка и изогнутого прямого подвеса получилось вот так:

    Подключаем помпу, соблюдая полярность, к реле с помощью клемм для динамиков.

    Ставим всё что сняли на место (коробку под воздушный фильтр с патрубками), доливаем ОЖ и запускаем двигатель на тестирование.

    Первое же тестирование, даже без использования точных приборов, показывает значительную прибавку производительности печки. В общем, ждём суровую Дальневосточную зиму и вердикта супруги.

    http://sprinter4wd.narod.ru

  • Одним из основных видов оборудования, которое применяется в отопительной системе частного дома, считается циркуляционный насос. Этот прибор позволяет более эффективно транспортировать теплоноситель по системе, что будет способствовать равномерному прогреву помещений. В нашей статье опишем, зачем нужен дополнительный насос в системе отопления дома, ознакомимся со схемой и местом его установки, использованием в системе Тёплый пол.

    Нужен ли, и в каких случаях

    Многих владельцев загородной недвижимости, а особенно двухэтажных домов, интересует вопрос об установке дополнительного циркуляционного насоса в систему отопления. К такому выводу они приходят после неравномерного прогрева радиаторов в помещениях при условии, что котёл имеет достаточную мощность. Если разница температуры котла и теплоносителя в трубопроводах превышает 20 градусов, то необходимо будет удалить воздушные пробки или поставить имеющейся насос на повышенную скорость.

    Установка дополнительного насосного оборудования необходима в следующих случаях:

    • При добавлении дополнительного контура в отопительную систему, а особенно, когда длина труб превышает 80 метров;
    • Для равномерного перемещения теплоносителя в трубопроводах.

    Важно! При неправильных расчётах отопительной системы установка дополнительного оборудования приведёт к снижению эффективности функционирования отопления.


    Перед установкой дополнительного насоса отбалансируйте систему отопления при помощи балансировочных клапанов

    Дополнительный насос в отопительной системе может и не понадобиться, если она сбалансирована при помощи балансировочно-регулировочных клапанов, поэтому перед покупкой дополнительного оборудования спустите воздух с батарей и долейте воды в систему. Если всё работает нормально, то в установке дополнительного насоса нет смысла.

    Гидравлический разделитель

    Если есть необходимость в установке дополнительного насоса, то в такую отопительную систему в обязательном порядке должен быть включён ещё один прибор – гидроразделитель. В перечне используемых терминов гидравлический разделитель могут ещё называть анулоидом или гидрострелкой.


    Подобные устройства рекомендовано использовать в отопительных системах, где нагрев теплоносителя проводится при помощи котлов длительного горения. Дело в том, что рассматриваемые отопительные приборы могут работать в нескольких фазах (розжиг топлива, процесс горения и затухание) причём у каждой из таких фаз необходимо поддерживать определённый режим горения.

    Установка гидравлической стрелки в систему отопления позволяет создать некий баланс в работе тепла и прогреве системы. Сам анулоид выполнен в виде трубы с четырьмя отходящими патрубками. К основным функциям такого прибора относятся:

    • Автоматический отвод накопившегося воздуха;
    • Улавливание частиц шлама (работает как грязеуловитель).

    Обратите внимание! Из указанных характеристик можно понять, что гидравлический разделитель считается важным прибором отопительной системы, поэтому его нужно устанавливать в обязательном порядке при наличии насоса.


    Отопление в частном доме выполняет множество функций, которые должны реализоваться независимо от расхода теплоносителя при возможных перепадах давления в трубопроводах. Добиться эффективной работы системы довольно таки сложно, ведь жидкость поступает в контуры трубопроводов из одного источника тепловой энергии — котла, что в конечном итоге приведёт к разбалансировке отопления. Для предотвращения подобных ситуаций и служит гидравлический разделитель, он выполняет функцию развязки.

    Где ставить

    В автономной отопительной системе частного дома рекомендовано устанавливать циркуляционные насосы с мокрым ротором, которые вращаются без использования специальных смазочных материалов. Охладителем и смазочным элементом здесь выступает теплоноситель. При монтаже подобного прибора необходимо учитывать следующие правила:

    • Вал насоса должен находиться в горизонтальном положении по отношению к поверхности пола;
    • Движение потока воды в системе должно совпадать с направлением стрелки на приборе;
    • Для предотвращения попадания жидкости на клеммы насоса, коробка должна устанавливаться на верхней или боковой части оборудования.

    По мнению некоторых пользователей, насос лучше устанавливать на обратном трубопроводе. Здесь температура теплоносителя минимальна, что повысит срок эксплуатации прибора, но не все эксперты согласны с этим утверждением. Дело в том, что насос рассчитан на эксплуатацию в среде теплоносителя, температура которого может достигать 110 градусов.

    Обратите внимание! Единственным требованием к установке насоса считается удобство его обслуживания, то есть такой прибор можно монтировать между котлом и радиаторами отопления на прямом или обратном трубопроводе. Между батареями устанавливать подкачивающее оборудование нельзя.

    Схема установки

    На практике применяются две схемы установки циркуляционного насоса в однотрубной и двухтрубной системе отопления. Перед проведением монтажных работ необходимо внимательно изучить прилагаемую инструкцию. На подготовительной стадии работ сливают воду с системы и очищают трубы от загрязнений методом дополнительной прокачки жидкости. Насос устанавливают по прилагаемой схеме, затем заливают в контур теплоноситель и включают агрегат.

    Как мы уже говорили, насос лучше всего устанавливать на обратке при помощи отвода или как его ещё называют, байпаса. Такое приспособление необходимо для перекрытия воды и замены насоса в случае поломки. Диаметр отводной трубы должен быть меньше, чем у центрального трубопровода.


    На каждом из краёв байпаса перед входом и после выхода из насоса устанавливают краны для аварийного перекрытия теплоносителя. На центральной магистрали устанавливают ещё один кран для направления потока жидкости через насос. Перед входом в подкачивающее оборудование закрепляют специальный фильтр, который будет скапливать вредные частицы, находящиеся в воде.

    С тёплым полом

    Обратите внимание! В системе «Тёплый пол» циркуляционный насос устанавливают в горизонтальном положении после смесительного узла на участке подающего трубопровода. В некоторых схемах разводки устанавливают по несколько таких приборов, каждый из которых будет перекачивать жидкость в пределах одного этажа.


    Схема установки насоса в системе «Теплый пол»

    Во время заполнения системы теплоносителем не всегда есть возможность избавиться от присутствующего здесь воздуха. Скопившиеся газы часто блокируют перемещение жидкости, при этом не каждый из коллекторов может использоваться в качестве спускного клапана. Для решения подобной проблемы в циркуляционном насосе есть специальный выпускной вентиль, выполненный в виде диска.

    Для спускания скопившихся газов нужно провернуть эту деталь отвёрткой против движения часовой стрелки. После подачи воды со щели, диск закручивают и опять запускают насос. Подобную процедуру повторяют несколько раз подряд.

    Довольно часто в автомобилях российского производства в зимний период холодно. Создать более комфортные условия можно путем установки дополнительной помпы.

    Что потребуется для установки новой помпы на автомобиль

    Увы, многие автомобили, независимо от производителя, не выдерживают в суровых российских условиях никакой критики в вопросах теплообеспечения салона. Проще говоря, деятельность печки не оправдывает возложенные на нее надежды, и в машине, при большом уличном минусе, просто холодно. Но, оказывается, все исправимо, причем своими руками. Главное иметь голову на плечах и инструкцию к применению.

    2. Реле. Лучше всего взять реле стартера или зажигания, где контакты лучше всего разомкнуты.

    3. Небольшие отрезки алюминиевого и армированного шланга.

    4. Охлаждающая жидкость в объеме не менее двух литров.

    5. Хомуты, достаточно шести штук.

    Процесс установки помпы

    Перед началом работы охлаждаем двигатель естественным способом. После чего сливаем охлаждающую жидкость в чистую емкость. Нам она еще пригодится, поэтому приходится беспокоиться о ее чистоте.

    После этой процедуры берем новую помпу и с той стороны, где стоит крыльчатка, откручиваем четыре самореза. Прокладку из резинового материала, которая обнаруживается в этом месте, подвергаем смазке обычным герметиком. Далее, производим обратную сборку помпы, но вместо снятых саморезов устанавливаем удлиненные тонкие болты под гайки. Только такой подход обеспечивает наилучшую герметизацию соединения.

    Следующий шаг заключается в определении места установки дополнительного электронасоса. Есть для этого несколько возможностей:

    На шпильке крепления бачка омывателя;

    На шпильке возле аккумуляторной батареи;

    На креплениях штатной шумки, расположенной на щитке мотора.

    Для закрепления на трубке из-под коллектора, на нее прежде нужно установить уголок переходник (чтобы не произошло загиба шланга) с небольшим куском шланга (не менее 10 см), крепление конструкции производим хомутами (потребуется 4 штуки).

    Процесс соединения помпы со шлангом от печки проходит куда легче, так как не требует установки переходников, достаточно просто протянуть нужный размер и провести соединение. Закрепить также хомутами (2 шт.). Для того чтобы окончательно все закрепить, на установленные шланги рекомендуется надеть алюминиевую гофрированную трубу в районе выпускного коллектора, чтобы шланги от горячего воздуха не оплавились. Окончательно все закрепляем и переходим к подключению электрики.

    При установке помпы массовый провод обмотки нужно заделать на массу, силовой провод реле соединяем с проводком насоса, плюсовой от реле пропускаем через предохранитель, который соединяется с аккумуляторным плюсом. Управляющий от реле плюс тянем к кнопке запуска в салон вместе с плюсом АКБ. Кнопка в салоне размещается в любом удобном месте.

    Завершающий этап – это проверка помпы в действии. Для этого нужно вернуть тосол на родину, и при необходимости еще долить, запустить двигатель и немного подождать, когда двигатель прогреется. После чего посредством кнопки запустить дополнительную помпу.