Занятие по развитию речи. Конспект урока по развитию речи «Птицы зимой» (подготовительный класс) Занятия по развитию речи тема птицы

Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Дети:- Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

На улице очень холодно (согласна)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы! Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко) .

О чем написано в этом стихотворении? (О зиме) .

Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (показывает снежинки на ниточке)

Упражнение для координации зрения.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и возьмите по одной снежинке. Мы с вами сейчас поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда) .

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево) .

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) .

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза) .

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места) .

Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний парк, который может подарить вам интересные встречи . (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах )

Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке. (Звучит запись «Голоса птиц » ).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах . Как называются птицы , которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы .

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц , которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц )

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц :

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица .

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней ?

Не дровосек,не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира .

(голубь)

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете птиц , которые зимуют в наших краях . А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. Чем мы будем птиц кормить , узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь» .

Воспитатель: У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. -Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой , чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)

Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм .

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Наталья Моженко
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Конспект по развитию речи

с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей

в средней группе на тему : «Птицы - наши друзья »

Цели :

1. Расширить и закрепить представления детей о птицах ; о частях тела птиц ,

2. Развивать умения детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; понятия «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

3. Упражнять детей :

В образовании сложных прилагательных;

В составлении сложноподчиненных предложений;

В умении классифицировать;

4. Развивать разговорную речь .

5. Развивать наблюдательность , умение делать вывод, мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать коммуникативные способности детей.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование :

Фланелеграф и изображением дерева, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц , способов перелета птиц , шапочки птиц , шкатулка с кормом для птиц , мнемотаблица «Птицы » , перья птиц , иллюстрации «Птицы » для раскрашивания, блюдце с маслом, мяч, обруч, аудиозапись голосов и пения птиц , презентация «Птицы наши друзья .

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах .

Ход занятия:

Дети садятся за обруч.

Ребята, давайте поздороваемся, т. е. отдадим частицу тепла и радости друг другу (дети берутся за руки и с закрытыми глазами друг другу руки) .

Дети открывают глаза и видят шкатулку.

Что это за шкатулка? Что там внутри? (заглядываю)

Это же клюв. А чей он, мы узнаем, если отгадаем загадку :

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Надеваю шапочку совы ребенку.

Скажите, где живет сова? (ответ детей)

Знаете ли вы соседей. Которые живут вместе с совой в лесу? (ответы детей)

Правильно, это обитатели леса. (раздаю детям картинки зверей птиц , насекомых – дети группируются по классификации животные, птицы , насекомые).

Молодцы! Мы помогли сове распределить обитателей леса.

К каким обитателям относится сова? Как догадались? (ответы детей : есть крылья, перья, клюв, умеет летать, питаются насекомыми)

Назовите, пожалуйста, части тела птиц . (Туловище, голова, хвост, клюв) .

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Просмотр презентации (Приложение 1)

Предлагаю детям выбрать шапочки птиц и надеть их .

Ребята, вокруг себя повернитесь и в птиц превратитесь !

Представьтесь и расскажите о себе?

(Рассказы детей по мнемотаблице : название, размеры частей тела, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека. После рассказывания дети снимают шапочки).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий) .

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый) .

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая) .

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая) .

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая) .

У воробья быстрые крылья, он….(быстрокрылый) .

У грача толстый клюв, он (толстоклювый) .

По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга ? (перелетные и зимующие)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

Почему птиц называют перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Ребята, вы обращали внимание, что некоторые птицы летают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Физминутка

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж .

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых) .

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться) .

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры) .

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается) и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … (им нужно выводить птенцов) .

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем) .

Беседа : Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Еще помешать птицам в совершении длительного перелета может состояние экологии : заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду. Птицы заболевают .

Как отличить здоровую птицу от больной ? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)

Эксперимент :

Посмотрите, у меня в руках два одинаковых по форме и размеру пера с одной и той же птицы (поднимаю перья на одинаковую высоту и отпускаю) .

Что вы заметили? (Приземлились почти одновременно)

А сейчас одно перо опустим в масло (повторяем опускание перьев с высоты)

Что измелилось? (Перо в масле приземлилось быстрее)

Какой же вывод можем сделать? (больная птица со слипшимися перьями не может согреваться, летать, передвигаться)

Чем мы можем помочь птицам ? (подкармливать, заботиться о чистоте природы)

В шкатулке фигурки птиц для раскрашивания , предлагаю детям раскрасить и посадить на дерево (фланелеграф) .

В шкатулке остался корм, когда мы пойдем на улицу, прогулке подкормим птиц (дети выбирают с объяснением : зерна для воробьев, семечки для голубей, сорок).

Итог занятия : В Крыму обитает много разных птиц , потому что в Крыму благоприятный климат и природа!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Птицы.»

Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия
Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.
Педагог (П.).
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»
П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.
Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.


Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.
Воспитатель предлагает загадку:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную -
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.
Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.
П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)(описание по схеме)
Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко...)
А теперь сравните ворону и воробья.
Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
А у вороны? (Большая голова - головища.)
У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.)
У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.)
А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи).
У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
А у вороны? (Большой черный - хвостище.)
Педагог предлагает пальчиковые игры.
1. «Птичка».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.
П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)
Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:
- вопросительно;
- удивленно;
- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).
Релаксация «голоса птиц»
Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).

Занятие закончено.


Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : Составление рассказа «Поможем птицам вместе » .

Задачи приоритетной образовательной области :

«Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.

«Социализация» : Развивать речь , память, внимание, слуховое восприятие.

Задачи ОО в интеграции :

«Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц , их характерные внешние признаки, условия жизни птиц ; воспитывать бережное отношение к птицам , желание помочь им .

«ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.

«Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.

«Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предпосылки учебной деятельности : коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.

Планируемые результаты ННОД : умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.

Оборудование для педагога : дерево с птицами , мольберт с птицами , аудиозапись, опорные картинки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети играют в группе.

Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?

Проводится игра «Что изменилось» ?

Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами . А какие птицы к нам прилетели (ответы детей) .

Почему мы их называем зимующими (ответы детей)

Почему они к нам прилетают (ответы детей) .

На какое слово похоже слово «зимующие» ? (ответы детей) .

Какая бывает зима?

Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц .

Ребята, что это? (ответы детей) .

Какой ветер?

Как вам стало от такого ветра?

А птицам как ?

Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей) .

Мы им можем помочь ? Чем? Как?

Социализация (коммуникативная) .

Познание

.

Музыка Игровая ситуация.

Диалогическая беседа.

Аудирование. Слово

Дерево с зимующими птицами .

Организовать детей, развивать память , речь, внимание.

Развитие диалогической речи .

Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.

Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни .

Умеющие слышать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Посмотрите, каких птиц вы здесь видите ? (снегиря и синицу) .

Проводится игра «Найди отличия» .

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Какая у синицы грудка? Значит она?

Какая грудка у снегиря? Значит он?

Голова у синицы какая? Значит она?

Клюв у синицы какой?

У снегиря?

Песенки как они поют?

Каких зимующих птиц вы ещё знаете ?

Поиграем в игру «Назови ласково» .

Воробей – воробышек, воробьишко;

Голубь – голубчик, голубочек;

Снегирь –снегурушка, снегирёчек;

Дятел – дятлушко;

Ворона –воронушка;

Синица –синичка, синичушка.

Поиграем в игру «Снегири» . (дети выполняют движения) .

Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Распушили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Дети за воспитателем садятся на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам . В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами» - как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели» ? Синица прожорлива?

Объяснение словарных слов.

Чтение рассказа «Поможем птицам вместе » .

Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы . В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам . Синица очень прожорлива : за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь . Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.

Беседа по прочитанному.

Почему синицу так назвали?

Сколько поедает синица в сутки?

Что страшнее голод или холод?

Как и где находят корм зимующие птицы ?

Мы можем им помочь ?

Чтобы нам помочь птицам , мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.

Вначале мы должны сказать, что наступила зима.

Потом, что прилетели зимующие птицы . Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.

Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.

На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.

Составление рассказа детьми.

Рассказы по одному. Анализ рассказанного.

Рассказ по цепочке. Анализ.

Рассказ в парах. Анализ.

Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская) .

Здоровье (двигательная) .

Коммуникация (коммуникативная) .

Игровая ситуация.

Игровая ситуация.

Физминутка с движениями.

Чтение рассказа.

Беседа по прочитанному.

Составление плана.

Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.

Игровые двигательные действия.

Опорные картинки.

Опора на наглядность. Закрепление названия птиц , характерные внешние признаки.

Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.

Сохранение и укрепление физич. и психич. развития .

Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.

Развитие речи , уметь отвечать полным ответом.

Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.

Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.

Овладевший умениями в образовании слов.

Умение выполнять движения со словами.

Умение понимать и воспринимать прочитанное.

Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам .

Производить рассказ по опорным картинкам.

Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Каким птицам мы сегодня помогали ?

Как мы можем им помочь ?

В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц .

Ребята, а кто помогает у того какое сердце ?

Значит у вас дети такие добрые сердца.

Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам .