Богуславский михаил викторович. Богуславский, михаил соломонович - биография

начальник строительства завода горного оборудования, директор авиазавода им. В. П. Чкалова (ныне - НАПО им. В. П. Чкалова) в 1932-1936 гг.

Михаил Соломонович Богуславский родился в Посаде Крюкове Кременчугского уезда 1 мая 1886 г. в многодетной мещанской семье. Его отец был портным. До 1898 г. Михаил учился в начальной еврейской национальной школе, а по достижении двенадцатилетнего возраста уехал в Киев, где устроился работать в типографию. Трудовой путь начал с должности ученика наборщика. С 1903 по 1917 г. Михаил Соломонович работал наборщиком в типографиях ряда украинских городов: Харькова, Николаева, Кременчуга, Екатеринослава.

В 1904 г. Михаил Богуславский вступил в ряды еврейской социалистической партии и стал активным участником революционного и профсоюзного движения. За организацию забастовки был арестован, около года провел в Харьковской губернской тюрьме. В марте 1917 г. Богуславский стал членом РСДРП(б). Был делегатом II Всероссийского съезда Советов, заместителем председателя, председателем Совета рабочих и солдатских депутатов, комиссаром труда в Кременчуге. В 1917-1918 гг. в качестве начальника штаба группы войск принимал активное участие в формировании военных отрядов для борьбы с немецкими интервентами. В феврале 1918 г. на II Всеукраинском съезде Советов М. С. Богуславского избрали членом Украинского ЦИКа и членом коллегии Наркомата финансов Советского правительства Украины. Именно в те годы закалялся характер, формировались лучшие качества руководителя новой эпохи. Председатель Совета рабочих и солдатских депутатов г. Воронежа (1918-1919), участник Гражданской войны, заместитель председателя ревкома г. Харькова (с декабря 1919 г.), секретарь Харьковского губернского комитета РКП(б), начальник политотдела Главполитпути (май-июль 1920 г.), председатель профсоюза печатников в Москве (с июля 1920 г.). заместитель председателя Моссовета, член Московского комитета РКП(б), член ВЦИК, заместитель председателя Малого СНК (1922-1924), заместитель председателя Главного управления государственного страхования (с февраля 1924 г.), заместитель председателя в Малом Совнаркоме (1924-1928) - таков послужной список Михаила Соломоновича в первое десятилетие существования советской власти.

18 декабря 1927 г. на XV съезде ВКП(б) за принадлежность к троцкистской оппозиции Богуславского исключают из партии. 27 октября 1929 г. Михаил Соломонович подал заявление в ЦК и ЦКК ВКП(б) о своем полном отходе от оппозиции. Принимая во внимание открытое признание своих ошибок, учитывая прошлые заслуги в партийной работе, 8 мая 1930 г. Богуславский был восстановлен в рядах ВКП(б).

В начале 1928 г. Михаил Соломонович приезжает в Новосибирск. Его назначают заместителем председателя Сибкрайплана. 31 августа 1931 г. на заседании бюро Запсибкрайкома ВКП(б) (протокол № 806) Богуславский утвержден председателем комитета по научно-исследовательским делам при президиуме крайисполкома. В то же время он входил в состав редакционной коллегии Сибирской Советской Энциклопедии. 28 марта 1932 г. М. С. Богуславского назначают начальником строительства завода Горного оборудования (с 1936 г. — авиационного завода имени В. П. Чкалова), освободив его от работы в Крайплане.

7 августа 1936 г. «за троцкистскую, контрреволюционную деятельность» Михаил Соломонович был арестован органами НКВД. 23 сентября 1987 г. дело по обвинению Богуславского Михаила Соломоновича пересмотрено Пленумом Верховного Суда СССР. «Приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 января 1937 года в отношении Богуславского Михаила Соломоновича по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело о нем прекращено за отсутствием состава преступления», - значится в справке Военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 сентября 1987 г. Так, спустя 50 лет, свершилась посмертная реабилитация, восстановлено честное имя человека, вошедшего в историю нашего города.

В Государственном архиве Новосибирской области в фонде Западно-Сибирского краевого комитета ВКП(б) имеется личное дело члена партии Богуславского М. С. Последний документ в составе этой единицы хранения - письмо дочери Михаила Соломоновича, Ревеки Михайловны Богуславской, адресованное партархиву Новосибирского обкома КПСС, в котором говорится: «Сообщаю для! сведения, что мой отец... работавший в Новосибирске в 20-х - 30-х гг., посмертно реабилитирован..! Ставлю Вас также в известность о том, что решением КПК при ЦК КПСС от 25-го ноября 1987 года мой отец реабилитирован и по партийной линии посмертно восстановлен членом партии».

Т. Н. Гутыра

Литература и документальные источники

ШУМИЛОВ В. Н. И-16 в Сибири // Новосибирск. От И-16 до Су-34: самолеты авиазавода им. В. П. Чкалова: [история предприятия] / В. Н. Шумилов. - Новосибирск, 2009. - С. 3 -67: ил., портр., табл., схемы. О М. С. Богуславском см. с. 6 — 8.

ОСИПОВ, А. Г. Богуславский Михаил Соломонович / А. Г. Осипов // Новосибирск: энциклопедия. -Новосибирск, 2003.-С. 103.-Арх. и библиогр. источники: с. 103.

БОГУСЛАВСКИЙ, Михаил Соломонович (автобиогр.) //Деятели СССР и революционного движения России: энцикл, слов. Гранат. - [Репр. изд.]. - М., 1989. -С. 364-367: портр.

ГАНО. Ф. П-3. On. 1. Д. 177, 178; On. Щ Д. 1777.

Преподаваемые дисциплины

История российского образования. Методы и методология научного исследования

Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Богуславский Михаил Викторович награжден медалью «В память 850-летия МОСКВЫ», медалью К.Д. Ушинского Министерства образования и науки РФ «За особые заслуги в области педагогических наук» (2005), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2014), медалью РАО им. М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015), медалью им. З.И.Равкина «За заслуги в развитии истории педагогики» (2016), Почетной грамотой РАО «За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования» (2010), Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию «За большой вклад в развитие образования» (2009), Почетной грамотой министра культуры и массовых коммуникаций РФ «За многолетний плодотворный труд в области сохранения культурного наследия России» (2008), медалью Д.И. Менделеева «За большую просветительскую деятельность» (2008), медалью М.В. Ломоносова «За большой вклад в патриотическое воспитание молодежи», медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» (2018), Золотым Знаком «Рыцарь гуманной педагогики» (2009), Знаком Губернатора Московской Области «Благодарю» «За большой вклад в развитие образования» (2010), Почетной грамотой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (2018).

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования «За развитие инновационных процессов и технологий в образовании» (2006).

Уровень образования, квалификации

Образование высшее, квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Направление подготовки (или специальность)

«История»

Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

Проходил повышение квалификации: в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2016 г. по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности (72 часа).

Основные публикации

Имеет 543 публикации, в том числе 532 научную и 12 учебно-методических, из них за последние 3 года 105 публикаций, в том числе 98 научных статей, 6 научных монографий и 1 учебное пособие.Среди них:

«Подвижники и реформаторы российского образования».-М., 2005. — 13,5 п.л. ;

«Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм».-М., 2007. -18 п.л. (в соавт.);

«Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст)».-М., 2007. -18 п.л.;

«Детское движение в России: между прошлым и будущим». -Тверь, 2007. — 6,5 п.л.;

«Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». -М., 2008. -12 п.л.;

«Элитное образование в России: исторический опыт и современность». -Тверь, 2009. -15 п.л. (в соавт.);

«Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». — Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт.).

О себе

Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «История», квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Основное место работы — Заведующий отделом истории педагогики и образования УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Руководит научно-исследовательской работой магистрантов, аспирантами и соискателями.

М.В. Богуславский — заместитель председателя Бюро Отделении философии образования и теоретической педагогики, член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО, Президент Общественной Академии творческой педагогики, Председатель Благотворительного фонда наследия Д.И. Менделеева.

М.В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики», АПК и ППРО МОН РФ и Смоленского государственного университета. М.В. Богуславский Ответственный секретарь Интернет — журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал).

М.В. Богуславский является автором более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии). М.В. Богуславский осуществляет руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науки РАО: на протяжении 1985-2013 гг. проведено более 30 сессий Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования — преподавателей вузов.

М.В. Богуславским разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, С.И.Гессена, М. Монтессори и др.

Область научных интересов

В трудах М.В.Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; реализованы методологические подходы к трактовке истории педагогики, как важнейшего культурно — образовательного феномена. Разработан комплекс методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и модернизировать потенциал историко -педагогических исследований.

Богуславский Михаил Соломонович (1 (13) мая 1886(18860513), место рождения посад Крюков Полтавской губернии - 1 февраля 1937, Москва) - советский государственный и партийный деятель.

Биография

Родился в посаде Крюкове Полтавской губернии, ныне в пределах города Кременчуга. Член Еврейской социалистической партии (1904-1908). Участник революции 1905-1907 гг.

После Февральской революции в 1917 г. стал одним из организаторов Кременчугского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, был избран заместителем председателя. Вступил в РСДРП(б). Был избран депутатом городской думы Кременчуга, стал членом Городской Управы. Делегат II-го Всероссийского съезда Советов.

В годы Гражданской войны - член II Украинского Учредительного собрания, председатель исполкома Кременчугского горсовета, и Воронежского горкома партии; ответственный секретарь ВУЦИК и Совета рабоче-крестьянской обороны Украинской ССР (1919). В дальнейшем возглавил союз печатников в г. Москве и вошел в ВЦСПС (с 1920). Заместитель председателя Моссовета (1922-1924), председатель Малого Совнаркома РСФСР (1924-1927), участник левой оппозиции в ВКП(б).

В декабре 1927 г. исключен из ВКП(б) и отправлен в Новосибирск, где работал заместителем председателя Сибирской краевой плановой комиссии. В 1930 г. после покаяния восстановлен в ВКП(б). В 1936 году работал начальником строительства Новосибирского завода горного оборудования.

5 августа 1936 года был арестован. Привлечен к сфабрикованному НКВД открытому политическому процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». 30 января 1937 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 1 февраля 1937 г. В сентябре 1987 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор, посмертно реабилитировав Богуславского .

Список литературы:

    Москва, расстрельные списки - Донской крематорий

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Богуславский,_Михаил_Соломонович

Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Председатель Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО, Заместитель председателя Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Вице – президент Российской макаренковской ассоциации, Член Правления Международной ассоциации А.С.Макаренко, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Менделеева, Президент Академии творческой педагогики, Ответственный секретарь сетевого журнала «Проблемы современного образования», член редколлегии журналов «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Психолого-педагогический поиск» и др.
Заместитель председателя диссертационного совета ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Член диссертационного совета Московского городского педагогического университета и Смоленского государственного университета.

Область научных интересов:

методология, теория и история отечественной педагогики и российского образования, педагогическая персоналистика, стратегии модернизации отечественного образования конца ХIХ - начала ХХI вв.

Научная биография

Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1977). В 1977 - 1983 гг. работал учителем истории и организатором воспитательной работы в школах г. Москвы. С 1984 г. на научной работе в системе АПН СССР - РАО.

Окончил очную аспирантуру(1986) и докторантуру(1993) Института теории и истории педагогики РАО. В 1987-1990 гг.- старший научный сотрудник лаборатории истории советской педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. С 1991 ведущий научный сотрудник, с 2001 г. главный научный сотрудник лаборатории методологии историко – педагогических исследований ИТИП РАО. С 2011 г. заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

В результате исследований в целостном виде представил процесс развития педагогической науки и образования; реализовал методологические подходы к трактовке истории педагогики, как действенного фактора решения современных задач образования. На ретроспективном материале осуществил исследования в сфере философии и аксиологии образования. Разработал комплекс методологических подходов к исследованию образовательных процессов (парадигмальный, модернизационный, аксиологический), Обосновал и реализовал методологические подходы к осуществлению эксперимента на историко-педагогическом материале.

Разработал и внедрил в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебник «История педагогики» (М., 2007) (руководитель авторского коллектива), учебное пособие «ХХ век российского образования» (2012), учебные программы, цикл антологий и избранных произведений классиков педагогики.

Награды:

награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), За особые заслуги в области педагогических наук награжден медалью К.Д.Ушинского (2005), удостоен Благодарности Комитета государственной Думы РФ по образованию (2009), награжден Почетными грамотами Министерства науки и образования РФ(2008-2011), награжден медалью «За службу образованию» (2009). За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награжден Почетной грамотой РАО (2010). Удостоен Знака Губернатора Московской области «Благодарю», За большой вклад в патриотическое воспитание награжден медалью М.В.Ломоносова (2012), удостоен Благодарственного письма Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2014), награжден Золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2014),Медалью РАО им М.Н.Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015).

Научные труды:

Автор 1200 публикаций - среди них 23 монографии, более 900 научных трудов и научно – публицистических статей, более 200 энциклопедических статей в «Большой российской энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Московской энциклопедии». Индекс Хирша – 11.

Основные монографии:

ХХ век Российского образования (М.,2002); Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков (М.,2002); Отечественное образование: персонажи истории (М., 2003); В.А.Сухомлинский: уроки радости познания (М., 2005); История отечественной педагогики (первая треть ХХ века) (Томск, 2005); «Подвижники и реформаторы российского образования» (М., 2005); Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм (М., 2007) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст) (М., 2007); Детское движение в России: между прошлым и будущим (Тверь, 2007); Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века) (М., 2008.); Теоретико-методологические подходы к моделированию гуманитарных технологий в образовании (Саранск, 2009)(в соавт.); Элитное образование в России: исторический опыт и современность. (Тверь, 2009) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко – педагогический контекст) (М., 2010); «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)» (Саранск, 2010) (в соавт); История педагогики: методология, теория, персоналии (М., 2012);Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (М., 2012)(в соавт.); Стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века (М., 2015) (в соавт., подгот. к печати).

Проекты

Руководитель НИР в рамках выполнения Государственного задания на 2013-2020гг. по проекту «Теоретико-методологический анализ стратегий модернизации российского образования в XX - начале XXI вв.».
Руководитель проекта РГНФ «Комплексно-сравнительный анализ концептуальных основ в системе высшего образования России и Германии» (реализация 2014-16 гг.) при Удмуртском государственном университете.

Подразделение

Лаборатория истории педагогики и образования

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

» (прежнее название - Институт теории и истории педагогики). Один из авторов «Большой Российской энциклопедии ».

Михаил Викторович Богуславский

На Макаренковских чтениях 2010 г.
Дата рождения 23 июля (1955-07-23 ) (63 года)
Место рождения Клайпеда , СССР
Страна
Научная сфера педагогика
Место работы
Альма-матер МГПИ им. В. И. Ленина
Учёная степень доктор педагогических наук ()
Учёное звание профессор ,
член-корреспондент РАО ()
Награды и премии

Образование и академическая карьера

В 1986 г. защитил диссертацию «Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика» .

В 1994 г. защитил диссертацию «Формирование концепции содержания общего среднего образования единой трудовой школы РСФСР» на соискание учёной степени доктора педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика».

В 2001 г. ему присвоено звание профессора.

27 апреля 2001 года избран членом-корреспондентом РАО. Является заместителем председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО .

Является главным научным сотрудником. Заведовал отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО. Ныне заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Вклад в науку

В трудах М. В. Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к толкованию истории педагогики, как важнейшего культурно - образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале .

М. В. Богуславским сформированы научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании: предмет, цели и задачи, основные функции, технология осуществления. На данной методологической основе им осуществляется историко - педагогическая экспертиза стратегических документов развития российского образования.

М. В. Богуславский лидер ведущей научной школы в сфере истории педагогики и образования Н. А. Константинова - З. И. Равкина, членами которой является 50 профессиональных историков педагогики исследователей. Для членов Научной школы присущи: актуализация исторического знания; мощная методологическая и теоретическая основа исследований; фундаментальная источниковая база; ярко выраженный патриотизм, осознание особой миссии российского историка; метафоричный, художественный стиль изложения. В результате плодотворной деятельности членов научной школы создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко - педагогических исследований. В них рассмотрен спектр актуальных и значимых проблем истории образования и педагогической науки. Научная школа Н. А. Константинова - З. И. Равкина утверждена решением Ученого совета ФГБНУ « Институт стратегии развития образования РАО» в марте 2016 г.

Научная школа зарегистрирована в Государственной регистрации базы данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Номер регистрации (свидетельства) 2017620386 от 05.04.2017 г.

Учебная и методическая деятельность

М. В. Богуславский член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по педагогике и психологии (приказ № 355 от 28 апреля 2018 г.).

М. В. Богуславский является профессором Департамента педагогики Московского городского педагогического университета .

М. В. Богуславским разработан и внедрён в практику учебно - методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л. Н. Толстого , П. Ф. Каптерева , В. П. Вахтерова , К. Н. Вентцеля , С. И. Гессена , М. Монтессори и др. М. В. Богуславским создана антология трудов отечественных методистов XX века «Золотые страницы российской методики» (М., 2010). Изданы учебные пособия «Книга для учителя истории: концептуальные и методические рекомендации». (М., 2001) и «XX век российского образования» (М., 2012).

Авторским коллективом под руководством М. В. Богуславского подготовлен учебник «История педагогики» (под ред. Н. Д. Никандрова . М., 2007), чем внесён значительный вклад в научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе постдипломного образования. Учебно-методический комплекс по истории педагогики внедрён в образовательный процесс МГПУ и Академии государственного управления Московской области, ряда педагогических вузов страны.

М. В. Богуславский является членом диссертационных советов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Московского городского педагогического университета и Тверского государственного университета.

М. В. Богуславским осуществляется руководство Научным Советом по проблемам истории образования и педагогической науке РАО. За 1985-2017 гг проведена 31 сессия Научного Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования - преподавателей вузов.

Издательская и просветительская деятельность

М. В. Богуславским обнародовано более 1300 научных работ, из них 25 монографий. Более 300 научно - публицистических статей опубликовано в центральной педагогической печати. Он автор более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии).

М. В. Богуславский - главный редактор журналов «Проблемы современного образования» Московского педагогического государственного университета (входит в перечень ВАК РФ) и «Гуманитарные исследования Центральной России» (Липецк), член редакционных коллегий и редакционных советов журналов, входящих в перечень ВАК РФ «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Гуманитарные науки и образование» (Саранск), «Психолого-педагогический поиск» (Рязань), «Вестник Брянского государственного университета им. Петровского», «История и педагогика естествознания», «Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал» .

Общественная деятельность

М. В. Богуславский - член Научного Совета Ассоциации исследователей образования, Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Д. И. Менделеева , вице-президент Международной макаренковской ассоциации (ММА) , в 2014 г. избран Вице-президентом Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями . Член жюри Международного Конкурса научно-творческих работ «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества», проводимого НО Фондом поддержки и развития образования, творчества, культуры, председатель жюри Всероссийского конкурса педагогов «Мой лучший урок», проводимого Благотворительным фондом наследия Д. И. Менделеева.

Награды

За особые заслуги в области педагогических наук М. В. Богуславский

Некоторые научные труды

  • Богуславский М. В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения . Монография. М.: ИТПиМИО, Фонд знаний «Ломоносов», 1994. - 182 с.
  1. XX век Российского образования. - М.: ПЕР СЭ,2002. - 336 с.
  2. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. - 96 с.
  3. Российское образование на переломе эпох. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. - 244 с.
  4. Отечественное образование: персонажи истории. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2003. - 164 с.
  5. Модернизация российского образования: проблемы и решения. - М.: Министерство образования МО, 2004. - 96 с.
  6. Развитие российской школы на рубеже XIX-XX столетий: методология и теория. - Тверь: ЦНИИССУЗ, 2004. - 96 с.
  7. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. - Тверь: Золотая буква, 2005. - 112 с.
  8. История отечественной педагогики (первая треть XX века). - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.
  9. Подвижники и реформаторы российского образования. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
  10. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
  11. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст). - М.: ИТИП РАО, 2007. - 236 с.
  12. История педагогики. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с.
  13. Детское движение в России: между прошлым и будущим. - Тверь: Научная книга, 2007. - 112 с.
  14. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. - М.: Научная книга, 2007. - 236 с.
  15. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века). - М.: ИТИП РАО, 2008. - 130 с.
  16. Элитное образование в России: исторический опыт и современность. - Тверь: ТК им. А. Н. Коняева, 2009. - 272 с.
  17. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины XX века). - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. - 217 с.
  18. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
  19. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.): Монография / под ред. М. В. Богуславского. - М.:ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 500 с.
  20. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений современной педагогической науки России. - М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012.- 128 с.
  21. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы: монография. - М.: ИСРО РАО, 2015. - 118 с.
  22. Высшее образование в немецкой и русской традициях: монография / под ред. М. В. Богуславского. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. - 284 с.
  23. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века: Монография / под ред. М. В. Богуславского. - М.: ИСРО РАО, 2017. - 170 с.
  24. Методология педагогики: коллективная монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 296 с.