Составитель фольклорных сборников. Значение ширма григорий романович в большой советской энциклопедии, бсэ Шторы и ширма



Ширма Григорий Романович – советский белорусский хоровой дирижёр, композитор, фольклорист, народный артист СССР.

Родился 8 (21) января 1892 года в деревне Шакуны ныне Пружанского района Брестской области (Белоруссия). Белорус. В 1918 году окончил Седлецкий учительский институт. Преподавал литературу и пение в сельских и городских школах, гимназии, руководил хоровыми коллективами в западных областях Белоруссии, университетским хором в Вильно. С юных лет занимался собиранием и изучением белорусского народно-песенного творчества. Вёл большую культурно-просветительскую деятельность в Западной Белоруссии, преследовался властями буржуазной Польши.

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР организовал (1940) и возглавил (1940-1970) Государственную академическую хоровую капеллу Белорусской ССР (первоначально – Белорусский ансамбль песни и танца, ныне – имени Г.Р.Ширмы). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ансамбль выступал на Урале, в Кузбассе, частях Советской Армии. В послевоенный период Ширма начал подготовительную работу по реорганизации ансамбля в академический хор. В 1950 году был сформирован Государственный хор Белорусской ССР, в 1957 году он был преобразован в Государственную академическую хоровую капеллу Белорусской ССР. Её репертуар пополнялся лучшими произведениями белорусских композиторов, образцами песенной культуры народов СССР и стран социалистического содружества. Капелла под руководством Ширмы стала выдающимся хоровым коллективом, отличающимся высоким мастерством.

С 1966 года председатель правления Союза композиторов Белорусской ССР. Всю творческую жизнь Ширма посвятил развитию хорового искусства Белоруссии. Он автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по фольклору и хоровому исполнительству. С 1910 года собирал белорусские народные песни. Составитель многочисленных фольклорных сборников, в том числе «Белорусские народные песни» (1929), «Наша песня» (1938), «Белорусские народные песни» (т. 1-4, 1959, 1960, 1962, 1976), а также двух томов хоровых обработок белорусских народных песен (1971-1973).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1977 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства народному артисту СССР Ширме Григорию Романовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 4-9-го созывов.

Жил в городе-герое Минске. Скончался 23 марта 1978 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Награждён 2 орденами Ленина (27.10.1967, 2.02.1977), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Трудового Красного Знамени (10.02.1962), «Знак Почёта» (01.01.1944), медалями.

Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1966, 1974).

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
Флаг Польши
СССР 22x20px СССР

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Григорий Романович Ширма (белор. Рыго́р Рама́навіч Шы́рма ; псевдонимы: Р. Баравы , Вучыцель ; криптонимы: В. М. ; В.-ч ; Г. Ш. ; Р. Ш. ;) ( -) - советский белорусский хоровой дирижёр , композитор , педагог , музыковед -фольклорист , музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда ().

Биография

В конце войны мобилизован в армию. Окончил Чугуевское военное училище на Харьковщине . Служил в звании прапорщика в Туркестане .

После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с - Государственный академический хор Белорусской ССР, с - Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР , с - имени Г. Ширмы). С началом войны коллектив находился на гастролях в РСФСР , откуда выехал на Кавказ , а затем в Красноярск . Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта года. После перевезен на Лубянку , где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан , где работал учителем средней школы.

Семья

Еще в Новогольском Григорий Ширма познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Клавдией Ивановной Раевской. После брака она тридцать лет пела в капелле. Дочь Елена.

Творчество

Григорий Романович Ширма - автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по вопросам белорусского искусства, фольклору и хоровому исполнительству. Составитель многочисленных фольклорных сборников, в том числе:

  • «Белорусские народные песни» (1929)
  • «Наша песня» (1938)
  • «Белорусские народные песни, загадки и пословицы» (1947)
  • «Белорусские песни» (1955)
  • «Школьный песенник» (1957)
  • «Избранные песни из репертуара Государственного хора БССР» (1958)
  • «Двести белорусских народных песен» (1958)
  • «Белорусские народные песни» (т. 1-4, 1959, 1960, 1962, 1976)
  • «Поет Государственная академическая хоровая капелла БССР» (1966)
  • «Белорусские народные песни (для хора)» (т. 1-2, 1971, 1973)
  • «Песня - душа народа: Публицистика; Фольклор; Музыка; Литература: 1929-1939; 1944-1974» - Мн., 1976
  • « Песня - душа народа: Из литературного наследия». Мн., 1993.

Сочинения

  • «Белорусская рапсодия» для симфонического оркестра
  • Пьеса для скрипки на тему колядки из Пружанского уезда «Дар Белой Руси»
  • Музыка для пьесы Василия Шашалевича «Преисподняя»
  • Обработоки белорусских народных песен для голоса и фортепиано, для смешанного хора.

Награды и звания

Память

  • Имя Григория Ширмы носят основанная им Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, Пружанская детская школа искусств, Брестский государственный музыкальный колледж , а также улицы в Пружанах и Минске
  • В Пружанах открыт музей Г. Ширмы, в средней школе № 150 Минска с хоровой специализацией Г. Ширме посвящена экспозиция
  • Мемориальные доски установлены на домах, где он жил, в Вильно, Гродно, Минске (дом № 19 по улице Советской)
  • В 1991 году издан художественный маркированный конверт , посвященный дирижёру
  • Г. Ширме посвящено стихотворение Нила Гилевича «Сердце дяди Григория».

Напишите отзыв о статье "Ширма, Григорий Романович"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1093 дня))

Отрывок, характеризующий Ширма, Григорий Романович

– Ты абсолютно права, Изидора. Как я уже говорил тебе ранее, «сильные мира сего», кто создавал фальшивую историю человечества, «надели» на истинную жизнь Христа чужую жизнь иудейского пророка Джошуа (Joshua), жившего полторы тысячи лет тому назад (со времени рассказа Севера). И не только его самого, но и его семьи, его родных и близких, его друзей и последователей. Ведь именно у жены пророка Джошуа, иудейки Марии, была сестра Марта и брат Лазарь, сестра его матери Мария Якобе, и другие, которых никогда не было рядом с Радомиром и Магдалиной. Так же, как не было рядом с ними и чужих «апостолов» – Павла, Матфея, Петра, Луки и остальных...
Именно семья пророка Джошуа перебралась полторы тысячи лет назад в Прованс (который в те времена назывался Гаул (Transalpine Gaul), в греческий город Массалию (теперешний Марсель), так как Массалия в то время была «воротами» между Европой и Азией, и это было самым лёгким путём для всех «гонимых» во избежание преследований и бед.
Настоящая же Магдалина перебралась в Лангедок через тысячу лет после рождения иудейки Марии, и она-то шла именно Домой, а не убегала от иудеев к другим иудеям, как это сделала иудейка Мария, никогда не бывшая той светлой и чистой Звездой, которой была настоящая Магдалина. Иудейка Мария была доброй, но недалёкой женщиной, выданной замуж очень рано. И она никогда не звалась Магдалиной... Это имя «повесили» на неё, желая соединить в одно этих двух несовместимых женщин. И чтобы доказать подобную нелепую легенду, придумали фальшивую историю про город Магдалу, которого во время жизни иудейки Марии в Галилее ещё не существовало... Вся эта возмутительная «история» двух Иисусов была намеренно так перемешана и перепутана, чтобы простому человеку оказалось слишком сложно доискаться до истины. И только лишь те, которые по-настоящему умели мыслить, видели, какую сплошную ложь несло христианство – самая жестокая и самая кровожадная из всех религий. Но, как я уже говорил тебе ранее, в большинстве своём люди не любят ДУМАТЬ самостоятельно. Поэтому они принимали и принимают на веру всё, чему учит римская церковь. Так было удобно, и так было всегда. Человек не был готов принимать настоящее УЧЕНИЕ Радомира и Магдалины, которое требовало труда и самостоятельного мышления. Но зато людям всегда нравилось и ими одобрялось то, что было предельно просто – что говорило им, во что надо верить, что можно принимать, а что должно отрицаться.

На минуту мне стало очень страшно – слова Севера слишком напоминали изречения Караффы!.. Но в своей «бунтующей» душе я никак не желала согласиться, что кровожадный убийца – Папа – мог оказаться хоть в чём-то по-настоящему прав...
– Эта рабская «вера» нужна была всё тем же Думающим Тёмным, чтобы укрепить своё господство в нашем хрупком, ещё только зарождающемся мире... чтобы никогда уже не позволить ему родиться... – спокойно продолжал Север. – Именно для того, чтобы успешнее поработить нашу Землю, Думающие Тёмные и нашли этот малый, но очень гибкий и тщеславный, им одним понятный еврейский народ. В силу его «гибкости» и подвижности, этот народ легко поддавался чужому влиянию и стал опасным орудием в руках Думающих Тёмных, которые и нашли жившего там когда-то пророка Джошуа, и хитро «переплели» историю его жизни с историей жизни Радомира, уничтожив настоящие жизнеописания и подложив фальшивые, дабы наивные людские умы поверили в такую «историю». Но даже и тот же иудейский Джошуа, так же не имел ничего общего с религией, называемой Христианством... Оно было создано по приказу императора Константина, которому требовалась новая религия, чтобы бросить уходящему из-под контроля народу новую «кость». И народ, даже не задумавшись, с удовольствием проглотил её... Такова пока ещё наша Земля, Изидора. И очень нескоро кому-то удастся изменить её. Очень нескоро люди захотят ДУМАТЬ, к сожалению...
– Пусть они не готовы ещё, Север... Но ты же видишь, люди очень легко открываются «новому»! Так не показывает ли это именно то, что человечество (по-своему) ИЩЕТ пути к настоящему, что люди стремятся к ИСТИНЕ, которую просто некому им показать?..
– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
– Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.

Родился Григорий 21 января 1982 года в семье бедных крестьян. В детстве он работал пастухом, но помимо этого он с детства изучал грамоту. В шесть лет он умел читать и читал много. Он твердо решил, что будет учиться в школе. В 13 лет он поступил в Пружанское городское училище. Он окончил училище, а затем два года ходил на курсы учителей. Вскоре его назначили преподавателем Гаунтского двухклассного училища в Свентянском уезде. Еще через два года он сдал экзамен в учительский институт в Седлецах.

В 1914 году он, преподаватели и студенты института эвакуируются в Москву, а затем в Ярославль. В 1917 году его мобилизовали в действующую армию. После коротких курсов он стал командиром взвода Первой туркестанской рабочей роты. В 1918 году его демобилизовали. Четыре года он работал учителем в селе в Воронежской области. В 1922 году он и его родители вернулись в родные места. После Рижского мира эта территория отошла Польше. Григорию категорически запретили заниматься преподавательской деятельностью, несмотря на то, что в этих краях учителя были катастрофически необходимы. Григорий начал работать рабочим-лесорубом. В 1924 году он организовывает в Пружанах первый белорусский народный хор. Тогда и начал проявляться новый талант Ширмы. Вскоре хор начал пользоваться широкой популярностью. Молодого руководителя пригласили на преподавательскую должность в белорусскую гимназию в Вильно.

Григорий начинает работать над сбором белорусского песенного фольклора Виленщины. Он понимал, что кропотливая работа сможет сохранить народное творчество. К сожалению, через два года белорусскую гимназию закрыли из-за польской политики. Следующие десять лет Григорий отказывался т любых государственных должностей. Вскоре он организовывает хор Белорусского союза студентов, уровень которых был довольно высоким. Он участвует в этнографических экспедициях по Виленскому краю. Сам он собрал более трех тысяч народных песен. Это по-настоящему уникальная коллекция. В мире по богатству и уникальности материала песенной коллекции Ширмы нет равных.

Рыгор Ширма издал поэтический сборник Максима Танка «На этапах» в 1936 году. Тираж сборник полностью изъяла полиция, но это не помешало Ширме продолжать издавать книги. Вскоре народ увидел другие произведения Максима Танка и других белорусских писателей. В итоге Рыгор очень заинтересовал полицию. Его несколько раз арестовывали. Он отбывал заключение в тюрьме в Вильно. Когда Западная и Восточная Беларуси воссоединились, Григорий занимался руководством хора в Белостоке. Вскоре был организован белорусский ансамбль пени и танца, руководителем которого стал Ширма. Коллектив отправился в длительную гастрольную поездку по России. Началась вторая мировая война и многие участники ансамбля отправились на фронт, а другие продолжали работать. Вскоре Беларусь была освобождена и ансамбль начал выступать в Минске. Коллектив также гастролировал заграницей. В 1950 году его преобразовали в Государственный хор БССР. Через пять лет они получили название еще солиднее: Государственная хоровая капелла Белорусской ССР. С 1978 году ансамбль носит имя своего основателя. До конца своих дней Рыгор Ширма был бессменным лидером этого коллектива. Он скончался в марте 1978 года.

Г. Р. Ширма (1892-1978)

Григорий Романович Ширма (1892-1978) — выдающийся деятель белорусской культуры, хоровой дирижер, этнограф.

Биография

В небольшой деревушке Шакуны, неподалеку от города Пружаны, что граничит с бескрайней Беловежской пущей, в семье Романа Ширмы 21 января 1892 года родился сын Григорий. Испокон веков этот земледельческий патриархальный род в неимоверных трудах добывал хлеб на крошечном наделе земли, узкой полосой протянувшемся возле тучных полей помещиков Дьяконских. Помещикам приходилось отдавать две трети собранного урожая.

Эта давняя несправедливость была не первой и не единственной, с которой довелось в детстве столкнуться талантливо­му мальчику из нищей белорусской крестьянской семьи.

Стихийная тяга к знаниям проявилась у него еще в шестилетнем возрасте, когда Григорий Ширма, не расставаясь с книжкой, пас скот на кулацком хуторе. Однако учение в так называемой «школе грамоты», у переходившего из хаты в хату учителя, было тем пределом, дальше которого Роман Ширма не мог вести своего сына - старшего, значит, будущего кормильца. Несмотря на слезы, Гришу заставили с шести лет работать по найму. Лишь в 1904 году, получив от матери благословение и одолженные у кого-то 15 копеек на дорогу, тайком от отца мальчик ушел в Пружаны, где было городское училище. В него-то и спешил он: держать экзамены на вакантное место.

Первое, с чем столкнулся Григорий Ширма в Пружаиах, была насмешливая издевка над его нищенской крестьянской одеждой. Стиснув зубы, стерпел он эту обиду. Не только стерпел, но и стал лучшим учеником в училище, добился права быть репетитором многих неуспевающих барчуков, На добытые «учительством» деньги еще и помогал отцу оплачивать долги, которые вместе с налогами все росли и росли, в то вре­мя, как семья Романа Ширмы все больше и больше нищала. Не так-то легко было выкраивать Григорию Ширме деньги для помощи семье. Даже обыкновенный чай становился ла­комством, которое он разрешал себе далеко не каждый день. Так добывал крестьянский сын право на первый классный чин в чиновничьей иерархии царской России.

В 1907 году начались странствия пешком, которые совершил Григорий Романович по Беловежской пуще. Здесь впервые в жизни увидел он железную дорогу. Здесь же в исполнении отличного хора Управления императорских уделов под руководством регента Рютова услышал он впервые произведения Чайковского, русские народные песни… Быть может, это и решило его творческую судьбу. В те же годы Григорий Романович стал записывать белорусские народные песни.

Миновали годы учения в Пружанах. В 1910 году Григорий Романович уже в Вильно. Его дядя, почтовый чиновник, реко­мендует ему поступить в юнкерское училище. Но не влечет Ширму карьера военного, он хочет обучать детей белорусских крестьян грамоте. Отказавшись от всех привилегий военного учебного заведения, юноша поступает на двухгодичные педагогические курсы в Свенцянах. Курсы дают право быть учителем начальной двухклассной школы. На этих курсах особое внимание уделялось пению и игре на скрипке. Важно и то, что выдаваемая десятирублевая ежемесячная стипендия позволяла не отрываться от учебы для заработка.

Курсы закончены. Началась учительская работа в Лидском. Григорий Романович организует школьные хоры, пытливо отыскивает и бережно собирает в деревнях жемчужины белорусского народного песенного творчества.

Первая мировая война застает Григория Романовича в Седлеце, где он занимается на литературном факультете учи­тельского института. Вместе с отходящими русскими войсками эвакуируется и институт - сначала в Москву и Ярославль, потом в Воронеж. В Воронеже Ширма вступает в ряды Красной Армии. Однако молодой Советской республике учителя нужны не меньше, чем воины. Григория Романовича демобилизуют и направляют на работу в Ново-Хоперский уезд Воро­нежской губернии. Здесь он руководит школой в селе Новогольском, преподает литературу, заведует волостным отделом народного образования.

Воронежцы - народ певучий и на песню отзывчивый. Ширма организует любительские хоры, народный театр, ставит пьесы А. Н. Островского, читает лекции.

В июне 1922 года началась реэвакуация из РСФСР жителей многих районов Западной Белоруссии на родину, Григорий Романович решил поехать в Шакуны.

Легче оказалось вернуться в родительский дом, чем получить какую-нибудь работу. Учитель-белорус, да еще числившийся по вероисповеданию православным (атеист вообще не имел права преподавать на территории Польши), был лицом нежелательным и в Пружанах, и в Бресте, и в Вильно. В кураториуме - польском попечительстве по вопросам просвещения - с учителем Ширмой даже разговаривать не захотели. К тому же брестский воевода запретил выдавать белорусам паспорта, а без документов в городах жить было нельзя. И пришлось Ширме работать месяцы на лесоразработках возле Шакунов.

С грехом пополам удалось ему пристроиться учителем пения и белорусской литературы в открывшейся на частные средства Виленской белорусской гимназии. Работа Ширмы в этой гимназии явилась началом его многолетней деятельности хормейстера - воспитателя большой плеяды любителей и профессионалов хорового искусства.

В основе репертуара гимназического хора всегда была белорусская народная песня, большей частью в композиторских обработках.

В хоре совсем не было текучести. Занятия назначались регулярно два раза в неделю, и каждый участник считал своей обязанностью прийти в назначенное время. Каждая репетиция была интересной, она всегда вносила нечто новое в духовный мир хористов. В перерывах хормейстер знакомил хористов с новинками западно-белорусской литературы, читал стихи М. Василька и М. Машары, революционную лирику Ф. Пестрака и М. Танка. Получало огласку то, что не могло попасть в печать из-за сурового цензурного режима. На этих же занятиях Ширма делился своим богатым опытом фольклориста-краеведа.

Однако работа даже в этой частной школе недолго кормила Григория Романовича Ширму. В 1928 году он был изгнан из гимназии!

Уже в 1930 - 1931 годах Ширма, как один из руководителей культурно-просветительской организации - Товарищества белорусской школы, - подвергается судебному преследованию польских властей. Его сажают в тюрьму Лукишки, обвиняя в коммунистической деятельности, в «злоумышленном препятствии полонизации белорусского населения», которая насильственно проводилась властями. Очутившись на свободе, Григорий Романович, как секретарь Главного управления Товарищества, принимается за работу. Он организует в Западной Белоруссии национальные школы, устраивает спектакли и концерты с белорусским репертуаром, читает лекции, причем не только в таких крупных городах, как Вильно, Белосток, но и в самых отдаленных, «заброшенных» пунктах Западной Белоруссии, как например, Будслав.

Многие поэтические произведения западнобелорусских писателей вообще впервые были «обнародованы» на квартире Ширмы, которая превратилась в те годы в своеобразный штаб творческой молодежи. Тут можно было отдохнуть, назначить свидание с товарищем, найти нужную литературу. Голодных кормили, выделяя из скудных личных средств деньги. Приунывшего приободряли, слишком горячего приостужали. Мудрым советчиком был Ширма. Тут, после побега из-под ареста, М. Танк в 1935 году впервые прочитал Григорию Романовичу свои стихи «Спатканне», и хозяин квартиры горячо оцепил произведение молодого поэта.

Правительство Польши, желая продемонстрировать общественности якобы «расцвет» культуры на захваченной Виленщине, устроило передачу по радио концертов этого хора. Даже такие проправительственные газеты, как «Наше время», вынуждены были признать, что хору Ширмы удалось показать свои артистические достижения и необычайное богатство белорусского народного музыкального творчества. Характерно, что, составляя программы концертов своего хора, Ширма никогда не становился на путь этнографизма, включал в них жемчужины белорусского народного песенного творчества в хоровых обработках таких крупнейших мастеров, как Л. Гречанинов, А. Кошиц, М Гайворонский. К. Галкаускас. Стремясь познакомить общественность Западной Белоруссии с творчеством белорусских советских композиторов, Ширма обогащал их произведениями репертуар солистов, выступавших в концертах университетского хора.

1 ноября 1939 года, уже после воссоединения западных и восточных областей Беларуси, Ширме был вручен мандат на организацию Ансамбля песни и пляски - первого профессионального коллектива в его жизни.

Много было споров о профиле коллектива, о том, как и что исполнять, из кого комплектовать состав. Руководитель первого профессионального коллектива на территории западных областей Белоруссии, коллектива, созданного государством, сумел отстоять свою, выношенную годами раздумий и ожидания, точку зрения. Ширма правильно считал, что народ, получивший социальную и национальную свободу, должен уметь воспеть ее в высшей форме хорового искусства, в форме академического, акапельного хорового пения. II проявить в этом сложном вокальном жанре даровитость своего народа он призвал крестьянина В. Юневича и крестьянку Е. Шустер, рыбака М. Шуманского и ткачиху Е. Шафран, учителя Н. Теодоровича и слесаря В. Волошина, профессиональных певиц К. Ширму и Л. Шенц и других исполнителей из профессионального и самодеятельного искусства западных областей Белоруссии. Хор в 60 человек 15 января 1940 года начал работу в Белорусском ансамбле песни и пляски под художественным руководством Ширмы.

Прошел год после первых репетиций ансамбля. Начались его концерты в Минске, получившие очень высокую оценку общественности. Уже 6 июня 1941 года «Правда» писала о «свежести, непосредственности и красоте белорусского народного творчества в исполнении этого коллектива». Ансамбль отправился в поездку по стране. Вернуться в родные края коллективу не пришлось до середины 1944 года. Ширма вместе со своими воспитанниками обслуживал концертами горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. То, о чем пели артисты хора Ширмы, напоминало мирное время. И песня звала на борьбу во имя освобождения от нацистской чумы, стучалась в сердца воинов и тружеников тыла.

В июле 1944 года ансамбль приезжает в освобожденный Минск. В коллектив съезжается группа талантливых предста­вителей белорусской певческой молодежи из освобожденных от фашистской оккупации районов республики, В прошлом все они - ученики Ширмы по бесчисленным хорам, которые он организовывал и которыми руководил до начала войны. Всем им в дальнейшем Григорий Романович «дал путевку» в большое искусство. И сегодня нам хорошо известны имена Леонида Мурашко - лауреата Международного конкурса вокалистов; Владимира Рубацкого - заслуженного артиста Литовской ССР и ведущего солиста оперного театра; Виктора Ровды - кандидата искусствоведения, доцента и заведующего кафедрой Белорусской государственной консерватории; Дмитрия Рулинского - дирижера капеллы; Леонида Федорова научного сотрудника Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук БССР.

После приезда в Минск Ширма писал: «Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли — вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песню нельзя искус­ственно примитивизировать, ее нельзя рассматривать как музейный экспонат или искать в ней только экзотику. Песня — это душа народа, его живая история…».

Следующий этап в творческой деятельности Ширмы - годы его постоянного жительства в Гродно, куда ансамбль песни и пляски был направлен Правительством БССР осенью 1944 года с тем, чтобы создать коллективу лучшие условия работы.

В Гродно началась огромная подготовительная работа по реорганизации ансамбля в академический хор. Ширме необхо­димо было обогатить репертуар творчеством белорусских композиторов, привлечь к благородному делу художественной обработки лучших образцов белорусских народных песен ведущих советских композиторов из братских республик. Именно в результате стараний Ширмы хоровыми обработками белорусских народных песен, созданием оригинальных хоровых произведений на стихи крупнейших белорусских поэтов с этого времени активно занялись Н. Аладов, А. Богатырев, Е. Тикоцкий, П. Подковыров, Г. Пукст, В. Оловников, В. Ефимов, Н. Соколовский, С. Полонский, Д. Лукас, Э. Тырманд, И. Кузнецов и другие белорусские композиторы, также такие талантливые представители русской, украинской и других братских национальных музыкальных культур, как В. Золотарев, В. Шебалин, А. Пащенко, В. Васильев-Буглай, Г. Лобачев, А. Копосов, М. Колесса, М. Вериковский, А. Ленский, А. Флярковский, Г. Смирнова, В. Белый, Я. Солодухо, М. Коваль, Я. Медынь и др.

Григорий Романович стремится в эти годы не только количественно расширить число обработок белорусских народных песен и оригинальных хоровых произведений в репертуаре своего коллектива, но и жанрово разнообразить репертуар, обратить внимание композиторов на литературную первооснову их музыки

Так создавалась почва для реорганизации ансамбля сначала в 1950 году, в Государственный хор БССР, а потом и в , которой в 1957 году было присвоено почетное звание .

ШИРМА Григорий Романович (1892-1978) - белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР (1955), Герой Социалистического Труда (1977). Организатор (1940) и художественный руководитель (до 1970) Государственой академической хоровой капеллы Белоруссии (с 1978 имени Ширмы). Собиратель и исследователь белорусских народных песен.

  • - Переносной складной заслон в виде одинаковых вертикальных рам с поворотными петлями, обтянутых тканью...

    Архитектурный словарь

  • - Оператор; родился 9 января 1950 г. в Москве. Снимал фильмы: "Прилетал марсианин в осеннюю ночь" ; "Будьте моим мужем" ; "Нежданно-негаданно" ; "Шанс" ; "Загадка Кальмана" ; "...
  • - Род. 1904, ум. 1961. Пианист, лауреат 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. С 1935 г. профессор Московской консерватории...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1780 г., из Алекс.-нев. семинарии в 1797 г. отдан в Мед.-хир. акад. и получил степень доктора медиц...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода царя Иоанна Грозного; в 1551 году значится в списке московских детей боярских, в 1560 г. участвовал в качестве головы в сторожевом полку в походе князя Ивана Мстиславского на Лифляндию и во взятии Феллина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - адмирал, † 4 авг. 1761...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. хоровой дирижер, композитор, фольклорист, муз.-обществ, деятель. Образование получил в учительском институте...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - то, что служит прикрытием для кого-либо, чего-либо, обычно неблаговидного...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - профессор философии в варшавском университете. Учился в виленском университете, где в 1813 г. получил степень магистра философии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Григорий Романович, советский хоровой дирижёр, фольклорист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1959...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский пианист, педагог, заслуженный деятель искусств России. Лауреат 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. Гастролировал за рубежом. Профессор Московской консерватории...
  • - белорусский хоровой дирижер, фольклорист, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Организатор и художественный руководитель Государственой академической хоровой капеллы Белоруссии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. этикет...

    История слов

  • - ; мн. ши/рмы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен. и ширмы мн., нем. щит, заставка, заслон; ширмы б.ч. делаются створчатые, складные, филенчатые или из рам, обитых тканью...

    Толковый словарь Даля

  • - ШИ́РМА, -ы, мн. ширмы, ширм, ширмам, жен. 1. Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой. Сложить, расставить ширму. Кровать за ширмами. Ш. в театре кукол. 2...

    Толковый словарь Ожегова

"ШИРМА Григорий Романович" в книгах

Симультанная ширма

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Симультанная ширма Совсем по-другому той же Александровой было организовано место действия спектакля «Поросенок в ванне».Опять посмотрите на фотографию. Перед вами фасад небольшого дома. Перед домом – забор с калиткой. Фактически дом этот состоит из нескольких стоящих

Ширма

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

Ширма С Анатолием Приставкиным я познакомился, если не ошибаюсь, где-то в конце шестидесятых. Известно было: пишет он о рабочем классе, о сибирских стройках. Ничем особенным его работы не отличались, да, впрочем, и все мы, разрабатывавшие тогда те же дежурные темы, писали,

Приложение 2 Ширма у радиатора

Из книги Отопление и водоснабжение загородного дома автора Смирнова Людмила Николаевна

Приложение 2 Ширма у радиатора Эстетика интерьера в доме создается не только мебелью, красивыми коврами, цветами и картинами. Отопительные приборы, особенно чугунные радиаторы, способны напрочь разрушить всю красоту.Чтобы спрятать радиаторы, следует сделать для них

Шторы и ширма

автора Доброва Елена Владимировна

Шторы и ширма Шторы и ширмы, особенно если они сделаны своими руками и имеют необычный вид, придают неповторимый облик и законченность интерьеру помещения, создавая в нем особый уют и комфорт. Однотонные шторы приобретут совсем иной вид, если вы распишете их

Ширма из колечек

Из книги Украшение дома своими руками. Хендмейд. Модные решения интерьеров, подарков и аксессуаров автора Доброва Елена Владимировна

Ширма из колечек На фоне обеденного стола из массива ольхи, выкрашенного белой краской и покрытого прозрачным лаком, прекрасно смотрится прозрачная хрупкая ширма из переплетенных в затейливый узор пластиковых колечек размером 20 х 20 см (рис. 41). Рис. 41. Ширма из

Ширма

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Ширма Ну что же… первая серия вышла в эфир. Я, как и обещала, сейчас буду рассказывать вам о том, как мы проходили самое первое испытание – ширму.Собрали нас в час дня. Пошли.Пришли на какую-то улочку, остановились у забора. Время 13:40.Нас снимали с разных ракурсов. Потом забор

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его смерть. - Иннокентий V.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

Стеклянная ширма

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Стеклянная ширма Каждое помещение нуждается в своем особенном цветовом наполнении. Как правило, эту функцию в квартире выполняют обои, ковры, светильники, картины или настенные панно. Однако можно очень интересно оформить помещение, разгородив его стеклянной ширмой,

Ширма

Из книги Кукольный театр: детская энциклопедия автора Голдовский Борис Павлович

Ширма Занавес, за которым скрывается кукольник, работающий с верховой куклой (см. «Верховая кукла»), сама кукла действует над занавесом - кажется, будто она движется без участия человека.В начале XVII века ширмой служила остроумная «конструкция», которая выглядела так:

Ширма Григорий Романович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШИ) автора БСЭ

РАСКИН Александр Борисович (1914-1971); СЛОБОДСКОЙ Морис Романович (1913-1991), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

РАСКИН Александр Борисович (1914-1971); СЛОБОДСКОЙ Морис Романович (1913-1991), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер 12 Где бы ни работать, только бы не работать.К/ф «Весна» (1947), сцен. Раскина, Слободского и Александрова, реж.

Негодная «ширма»

Из книги Семья и как в ней уцелеть автора Скиннер Робин

Негодная «ширма» Джон. Как же «ширма» подводит?Робин. Ну, во-первых, иногда валится и выставляет спрятанные чувства на обозрение. Во-вторых, с ней не так, что поставил и из головы вон - надо ее держать, тратить энергию. А в-третьих, просто невозможно отсечь какой-то «кусок»

Дырявая ширма

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Дырявая ширма Любой желающий, зайдя на официальный сайт Минфина, может удостовериться, что важнейшие разделы сайта – «Сведения об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета» и «Расчетная сумма процентного дохода (убытка)», призванные информировать о

План-ширма

Из книги К востоку и западу от Суэца: Закат колониализма и маневры неоколониализма на Арабском Востоке. автора Медведко Леонид Иванович

План-ширма Эскалация военных действий в зоне Суэцкого канала и глубинные рейды израильской авиации над территорией Египта с целью нажима на египетское руководство не приблизили урегулирование арабо-израильского конфликта, а, напротив, загнали его еще дальше в тупик.

Ширма

Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Ширма Есть такое простое приспособление в кукольном театре - ширма. Чего только за ней нет! Во время спектакля оттуда всегда появляется что-то неожиданное: новые куклы, новые предметы, раздаются звуки музыки и голоса, которые совпадают с движением кукол. Сами куклы во