История конфликта армян с азербайджаном. Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Предыстория Армяно-Азербайджанской войны. 1905 год

Конфликт между армянами христианами и азербайджанцами мусульманами имеет глубокие корни. Здесь не только религиозные, но и более широкие, культурные различия. К началу XX века не было чётких границ между армянскими территориями и азербайджанскими. Всё принадлежало одной империи. Два народа селились «внутри территорий» другого народа, то есть складывалась ситуация, когда, например, сначала идёт селение азербайджанцев, затем армян, затем снова азербайджанцев. «Внутри территорий» употреблено в кавычках, так как эти территории до конца 1917 года принадлежали Российской империи. Никто просто не заботился о мирном разделении земель, чтобы у каждого была своя страна. В итоге межевание происходит до сих пор, хоть и не с таким жаром. Типичная история на территориях бывших колоний: империи важна «эффективность», а не жизнь народов. Тут уместно в некоторой степени вспомнить Ближний Восток: неадекватное проведение границ как символ «эффективного управления» империей. Дальше — больше сходств.

Казачий патруль возле сожжённых нефтепромыслов в Баку, 1905

Первые столкновения в XX веке произошли как раз, когда имперский центр дрогнул — в 1905 году. В феврале 1905 года резня в Баку и в Нахичевани (приграничная с нынешней Арменией территория). Тогда в бакинских чайханах распространился слух, что армяне хотят напасть на мусульман в шиитский праздник, любые похороны жертв заказных убийств превращались в демонстрации. Обстановка была накалена. Затем группа армян расстреляла рабочего-азербайджанца. Тут-то и вспыхнули погромы.

Зачатки конфликта в конце XIX века

Если ещё углубиться в предысторию, то мы обнаружим несколько причин конфликта в последних десятилетиях XIX века. После того, как Россия присоединила Закавказье, империя применила к этим территориям те же практики, что и к своим европейским владениям. В частности, нехристиане могли занимать не более трети мест в органах местного самоуправления. Изначально, эта мера была направлена против евреев, но в Закавказье обернулась против мусульман. Как итог, большинство мест в собраниях заняли армяне.

Далее, Российская империя старалась опираться на армян как проводников своей власти в регионе (христиане же). Однако это только развило чувство исключительности у армянской знати, что шло вразрез с целями империи. Всё больше армянами вспоминается великое Армянское царство. О нём станут чаще не только думать, но и писать, когда наместник и политика в Закавказье сменятся. Григорий Голицын, назначенный в 1886 году, будет поддерживать мусульман: сильно сократит число чиновников-армян, а на их место придут азербайджанцы. Голицын будет видеть в армянах опасность, так как они те же евреи — так писалось в донесениях в Петербург. Будут закрываться армянские школы, образование дети будут получать по русскому образцу, история и география Армении будут исключены из школьных программ. Армянские националисты, в частности партия «Дашнакцутюн», встанут на тропу террора.

Примечательно, что представители империи, в общем-то бездействовали. Большевики позднее видели причину резни в том, что имперские власти намеренно стравливали более лояльное мусульманское азербайджанское население и революционно-настроенное армянское.

Армяно-азербайджанская война 1918−1920 года


Азербайджан и Армения в 1919—1920

Как уже было отмечено, история вокруг армяно-азербайджанского конфликта напоминает то, как воевали на Ближнем Востоке. Только на меньших пространствах, совсем близко и не менее запутанно. Азербайджан стремился выйти к границам дружественной Турции и взять территории, населённые азербайджанцами, под свой контроль. Основные действия разворачивались на Карабахе, Зангезуре и в Нахичеване. Всё по направлению от Азербайджана к границе с Турцией. Армяне также хотели взять под контроль все территории, населённые армянами.


Азербайджанский артиллерист в Карабахе

Во время войны взаимная ненависть соседей дошла до такой степени, что обе стороны уничтожали поселения врагов. Местность в зонах боевых действий, по свидетельствам иностранцев, не просто обезлюдела — там просто ничего не осталось. Обе стороны изгоняли вражеские народы, расстреливали, уничтожали сёла, превращали полученные территории в чисто армянские или азербайджанские территории.

Населенные армянами территории в Азербайджане опустели или были заселены азербайджанцами и курдами. В Шемахинском уезде были убиты 17 тысяч армян в 24 селах, в Нухинском уезде — 20 тысяч армян в 20 сёлах. Аналогичная картина наблюдалась в Агдаме и Гяндже. В Армении населенные азербайджанцами районы также остались без своих исконных жителей. Дашнаки, члены партии «Дашнакцутюн» и подконтрольные войска, «очистили» от азербайджанцев Новобаязетский, Эриваньский, Эчмиадзинский и Шаруро-Даралагезский уезды.


Карабахская комиссия по перемирию, 1918

Антанта что-то делает (победили большевики)

Ввиду бездействия по понятным причинам российских властей на этом направлении урегулировать ситуацию вокруг конфликта у самых границ Османской империи ввязались англичане с американцами. И поначалу всё шло благоприятно для армян, те даже называли британцев союзниками. Победители в Великой войне смогли отбить на бумагах Западную Армению — в 1920 был подписан Севрский договор, обозначавший раздел Турции. Воплощению в реальность бумаг помешали приход к власти кемалистов в Турции. Те не стали ратифицировать договор, подписанный султанским правительством.


Британцы в Баку

Кроме Севрского договора и прошедшей за год до Севра Парижской конференции (там, например, США был отдан мандат на Закавказье в духе тех, что были установлены на Ближнем Востоке), нужно отметить постоянное посредничество англичан в переговорах, их попытки замирить стороны. Но, видимо, из-за каких-то целей в Париже, англичане проводили более проазербайджанскую политику, чем вызвали негодование армян. Последние считали себя «маленьким союзником» Британии. В целом же старания Антанты установить мир в регионе прошли даром. И даже не из-за того, что пришли большевики и всех замирили силой РККА. Просто, видимо, такая глубокая ненависть бумагами и дипломатами не сглаживается. Это видно и сегодня.

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване - азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. "Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит", - рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время "не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии". Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики". СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и "НКР", не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать "трофейные" территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о "вечной войне" армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. "Народ врагом быть не может", - часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса - это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель - крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в "пояс безопасности", потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев - вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян - идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Мало кто понимает, что в карабахском конфликте самая пострадавшая сторона, которая стала заложником армянских националистов и шовинистов – это жители Нагорного Карабаха, которые формально относятся к «армянам».

Однако почти все без исключения беспристрастные люди, которые приезжают в Нагорный Карабах, отмечают, что местное население резко отличается от армян в Ереване и других регионах республики Армения. Причем как внешне, так и ментально.

Также практически все наблюдатели отмечают фактически полную внешнюю идентичность карабахских «армян» с соседями-азербайджанцами. Как будто речь идет о родных братьях. В принципе это так и есть. Парадокс, но по крови и генетически и армяне, и азербайджанцы Нагорного Карабаха — это практически один и тот же народ.

По мнению ученых, большинство жителей Карабаха – потомки древнего населения Кавказской Албании. Просто одни из них стали мусульманами и полностью перешли на тюркский язык (распространенный и в албанские времена), а вторые из-за осуществленной армянской плутократией политики духовного порабощения христиан Азербайджана и арменизации перешли на армянский язык, изначально населению Карабаха чуждый.

Доказательством того, что армяне Карабаха и армяне республики Армения разные народы, служит также то, что среди армян Нагорного Карабаха абсолютно не распространены те генетические заболевания, которые распространены среди армян республики Армения и характерны для жителей востока Средиземноморья и юга Балканского полуострова (то есть тех областей, откуда на Южный Кавказ и переселились потомки армян — хаев).

Все это говорит о том, что мы имеем дело не с генетическими армянами в Карабахе, а с арменизированным населением, которое, в принципе, особо ничего общего с большинством армян республики Армения по крови не имеет.
Более того, исторически известная воинственность карабахских армян (совершенно несвойственная основной массе армянского этноса) только подтверждает их иное происхождение по сравнению с основной массой армян.

В чем-то такой характер жителей карабахских гор роднит их с народами горного Дагестана, которые, как известно, генетически и по языку более близки к древним кавказским албанцам (язык потомков древних албанцев – удин – относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы кавказских языков).

Между тем история того, как столетиями шаг за шагом происходила арменизация албанского населения Карабаха и стирание даже исторической памяти о древнем народе, и самобытной культуре заслуживает отдельного исследования.

Изначально Кавказская Албания не имела ни этнически, ни культурно, ни даже религиозно с Арменией ничего общего. Древняя Албанская церковь вместе с Грузинской церковью старалась держаться Православия, в отличие от Армянской церкви, уклонившейся в монофизитство.

Однако армяне, чтобы начать процесс духовного порабощения Албанской церкви, прибегли к интриге. Они, по сути, заставили еще в начале 7-го столетия власти Сасанидского Ирана, под чьим управлением находились и Армения и Албания, объявить вне закона православное вероисповедание и разрешить только «армянскую версию» монофизитского вероисповедания.

Если в Грузии, сперва благодаря католикосу Кириону, а затем тюркам-хазарам и византийскому императору Ираклию, удалось избавиться от армянского духовного ига и восстановить православие (для этого хазарам пришлось взять штурмом Тбилиси и истребить персидских наместников), то судьба Албанской церкви сложилась более трагично. Албанская церковь не была подобно Грузинской церкви освобождена от монофизитства и духовного гнета армян, которые начали шаг за шагом распространять свое влияние в Кавказской Албании, используя «единоверие».

Впоследствии, с арабским завоеванием и началом процесса исламизации Азербайджана, вновь появился шанс на то, чтобы Албанская церковь стала самостоятельной и вышла из под армянского влияния. Но армянская верхушка подкупом и лестью привлекла на свою сторону уже мусульманских правителей, и продолжилось шаг за шагом духовное подчинение албанского католикосата армянскому духовенству. При этом вся албанская православная духовная литература и книги уничтожались и заменялись армянскими богослужебными книгами.

После того, как армянской торговой верхушке удалось заручиться поддержкой азербайджанских правителей (Кара Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов), предоставившим армянскому торговому капиталу огромные привилегии, армянская духовная экспансия на территорию Албанского каталикосата и его арменизация продолжалась с новой силой. Противостоять сверхбогатым армянским купцам, зарабатывающими сверхдоходы на внешней торговле державы Сефевидов, и «спонсируемому» ими армянскому духовенству бедные крестьяне из малоземельного Нагорного Карабаха, понятное дело, не могли. Древние албанские храмы один за другим перешли под контроль армянского духовенства и ими весьма специфически «реставрировались».

Есть масса фактов, что старые албанские надписи на храмах Карабаха были сознательно заменены на более поздние армянские. Даже если в новых арменизированных надписях сохранялись тюркские и албанские слова – эти надписи уничтожали и «переписывали» по-новой, чтобы сделать их «чисто армянскими».

Тем не менее, свой язык и свое этническое самосознание албанцы-христиане сохраняли очень долго. Даже в 18-м столетии иностранцы отмечали особости карабахских христиан, которых хоть и называли «армянами» (по вероисповеданию), но их отличием от других армян. При этом нужно учесть, что между албанской церковью и армянской долгое время был своеобразный «буфер» — Сюникская митрополия на территории нынешнего Зангезура, который также исторически никогда не имел армянское население. Местные «армяне» — это потомки арменизированных албанцев и тюрков.

Окончательно арменизировано было христианское население древней Албании – Нагорного Карабаха в 19 столетии после того, как армянам удалось убедить власти Российской империи, что древние христиане Азербайджана тоже «армяне» и то, что их традиционно нужно подчинить армянкой церкви. В итоге Албанский каталикосат был упразднен и подчинен Эчмиадзинскому католикосату. А поскольку все верующие армянской церкви в Российской империи считались армянами, то к ним причислили и албанское население Карабаха.

Тогда же начали массово переселяться в Карабах армяне из Персии и Турции. Но примесь армянской крови среди коренных карабахцев все равно незначительная. Дело в том, что значительную часть переселявшихся в Карабах армян составляли купцы. Они образовали местную торгово-ростовщическую верхушку, жившую достаточно обособлено и даже особо не вступали в браки с «простым» карабахским населением албанского происхождения, представленным в основном крестьянами, к торговле никакого отношения не имеющим. При первой же возможности, поселившиеся в Карабахе армяне переселялись дальше – в крупные города Российской империи. Поэтому у большинства карабахских армян если и армянская примесь, то она очень несущественно и это даже видно по их внешности.

Удалось сохранить свою идентичность лишь части древнего албанского населения – удинам, которые сохранили язык и этническое самосознание просто чудом, несмотря на усилия армянского духовенства по искоренению любой памяти о древних албанских наречиях и переходу к общению христиан Азербайджана на армянский язык.

При этом армянское духовенство действовало изощренно. Священниками в приходы Албанского каталикосата захватавшие в нем власть армянские иерархи старались назначать представителей исключительно пришлых армян. У потомков древних албанских христианин не стало фактически духовенства, родственного им по крови. После того, как Албанский каталикосат был полностью подчинен духовному гнету армян, на территории Азербайджана из местного духовенства почти все представители коренного населения были шаг за шагом «вытеснены» армянами из Турции.

При этом нужно учесть, что арменизация проходила не только по духовной линии, но и по политической. Особенно она усилилась с появлением армянской террористической организации Дашнакцутюн. Дашнаки, в первую очередь, обращали внимание насаждению националистического армянского духа среди населения, которое они причислили к «армянам». Поэтому люди, которые в чем-то сумели сомневаться в своем армянском происхождении, подвергались преследованию, а иногда прямому террору. Известно, что дашнакскими террористами собственно в Карабахе сознательно уничтожались те армяне, которые не хотели работать на организацию и не хотели ее финансировать.

Конечно же, упущением властей советского Азербайджана было то, что они в годы СССР попались на армянские заявления о «дружбе армянского и азербайджанского народа, которая будет отныне всегда» и не стали возрождать уникальной албанской нации и албанской культуры. Даже сохранившаяся чудом удинская община была лишена в советские времена особой поддержки своей идентичности. Лишь то, что удинское население не подчинялись властям арменизированной Нагорно-Карабахской автономной области, спасло этот народ от принудительной ассимиляции.

Таким образом, армяне Карабаха по крови и по происхождению и культурным корням – никакие ни армяне. По крови они – древние албанцы со значительным тюркским компонентом. То, что они сегодня говорят по-армянски, ничего не значит. Большинство ирландцев свой язык забыли и говорят на английском языке, но четко осознают ирландское происхождение и свою ирландскую идентичность.

К счастью, находятся смелые люди из числа карабахцев-христиан, которые начинают бороться за свою албанскую идентичность. Делать это им трудно и опасно – тем большее значение имеет распространенное недавно в социальных сетях обращение Артура Агаджанова – бакинского армянина, выходца из Карабаха, который уже многие годы пытается бороться с армянской пропагандой и историческими фальсификациями. Из этого обращения многие впервые смогли узнать о трагедии подвергшегося жесточайшей ассимиляции и «промывке мозгов» в армянском националистическом духе христианского населения Карабаха, которое изначально армянам было абсолютно чуждо. Вот это обращение:

«В течение многих веков земля Карабаха остается ареной для различных войн и столкновений. В результате этих процессов страдает ее древняя культура, храмы, архитектурные памятники и наследие народов, которые являлись частью древнего государства Кавказская Албания. У этого древнего государства была своя особая культура, история и архитектура. Была Автокефальная Албанская Церковь – одна из старейших в христианском мире. Однако ныне все это древнее наследие или уничтожено, или же приписано к армянской культуре и истории.

Дело в том, что издревле людей делили по религиозному признаку, а не по этническому. Вплоть до 19 века именно по религиозной и конфессиональной принадлежности людей называли иудеями, христианами, магометанами, буддистами, гебрами (огнепоклонниками), армянами и др. Под этими названиями объединяли представителей разных народов, исповедовавших ту или иную веру. Уже после стала стираться разница между разными народами, которых начали объединять под общим самоназванием. Таким образом, понятие армяне превратилось из религиозного термина в этнический и под «армян» начали записывать кипчаков, татов, курдов, удин и представителей других кавказских народов, исповедовавших монофизитское христианство. Трагедия заключается в том, что всех, кого записали «армянами», подчинили Эчмиадзинской церкви, которая изначально было духовным центром гайканского (хайского) народа. В результате, всех армян насильно превратили в гайкан, лишив своего этнического самосознания, культуры и истории.

Уже два века, как армянские переселенцы (представители хайского или гайканского народа) из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока осваивают древние земли Карабаха. В течение этих двух веков эти переселенцы при поддержке Эчмиадзинской церкви смогли упразднить древнюю Автокефальную Албанскую Церковь. В результате упразднения Гандзасарского и Амарасского и других патриарших престолов Албанской церкви в Карабахе и на всем Южном Кавказе, многочисленные народы, их культура, храмы, книги и наследие перешли в руки армянской церкви Эчмиадзина. Часть этих народов исповедовали армянское григорианство, но не имели ничего общего с армяно-хайским (гайканским) народом и Эчмиадзином. Однако эти народы насильно были деэтнизированы и арменизированы.

Карабахские христиане биологически близки к азербайджанскому и другим народам Кавказкой Албании. Однако на фоне молчаливого согласия и пособничества различных политических центров и стран, в течение двух веков армянское наследие разных народов, стран и культур были приписаны и переписаны в угоду армяно-хайскому народу и армянкой церкви Эчмиадзина. Эта вопиющая несправедливость стала причиной ряда кровавых межнациональных конфликтов, самым жестоким и кровоточащим из которых является армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.

Мы понимаем, что любое высказывание или выступление против армянской националистической концепции по истории и судьбе Карабаха опасно для жизни. За последние 25-30 лет убито и терроризировано большое количество армянских политиков, общественных деятелей и активистов, которые выступали против постулатов армянского национализма. Любой, кто выступал с тем, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, частью истории древней Кавказской Албании и ее христианской культуры — сталкивался с прямой угрозой для своей жизни. Но мы считаем, что не надо бояться говорить правду и бороться за нее, следует решить Карабахскую проблему, иначе она достанется нашим детям и будет литься уже их кровь. Люди гибли и гибнут из-за фальшивой истории, разработанной и претворяемой армянскими националистами. Именно в такой исторической концепции кроется все зло, которое обрушилось на наши народы – мы должны сделать все, чтобы разоблачить фальшивую историю и остановить кровопролитие. Нас, карабахских армян из-за этнической разницы с гайканами в Армении считали и продолжают считать людьми «второго сорта», презрительно называя «шуртвацами» (перевертышами, оборотнями). Это еще раз подтверждает, что сами же гайкане признают нас другим народом, отличным этнически, духовно и исторически.

Призываем мировую общественность, международные организации – ООН, ЮНЕСКО и другие принять все меры для сохранения и изучения крупиц древнего наследия различных народов армянского вероисповедания. Мы со своей стороны, готовы внести свой вклад в борьбу за сохранение, изучение и популяризацию наследия народов армянского вероисповедания и восстановления Автокефальной Албанской Церкви – одной из старейших в христианском мире. Мы с радостью восприняли информацию о возрождении в Азербайджане Албанской церкви и восстановлении службы в храмах. Это является большим стимулом для нас и поводом объединиться вокруг албанского духовного наследия. С этой целью в ближайшее время мы создадим организацию, в ряды которой смогут войти все, кому не равнодушна судьба и история Карабаха.

Призываю всех помочь в распространении этого обращения!»

Борьбе за возрождение фактически уничтоженной идентичности древнего и уникального народа – кавказских албанцев – нужно помочь.

Также необходимо, чтобы в Азербайджане, особенно после деокупации Карабаха, среди местного армянского населения шаг за шагом возродилось свое албанское самосознание и эти люди влились в единое азербайджанское государство как уникальная, не имеющая аналогов в мире этнокультурная общность. Для Азербайджана то, что среди потомков древних албанцев начнется движение за возрождение своих духовных и культурных корней очень важно, поскольку это будет способствовать самобытности и развитию страны.