Терпение и творчество, упорство и победа- Вот главные этапы работы логопеда! Логопедическая служба Ставка учителя логопеда в школе 8 вида.

Добрый день!

Вас приветствует учитель-логопед Койнова Наталья Валентиновна!

Добро пожаловать на страницу логопеда!

На этой странице вас могут заинтересовать рубрики:

«Методическая копилка»

«Для Вас, родители»

«Советы логопеда»

«Нормативно-правовая документация»

График работы учителя - логопеда

На 2018-2019 учебный год

Понедельник 9.00-16.00

Вторник 9.00-16.00

Среда 9.00-16.00

Четверг 9.00-14.00

Пятница 10.30 - 13.30

В ГКОУ СО «Харловская школа-интернат» учитель-логопед проводит работу по коррекции как устной, так и письменной речи. Логопедические занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия посещают обучающие с 1-6 класс. В начале и конце учебного года проводится диагностика уровня развития речи. По результатам логопедического обследования формируются группы. Занятия делятся на индивидуальные и групповые. На индивидуальных занятиях с детьми проводится работа по формированию звукопроизношения и коррекции письменной речи. Групповые занятия направлены на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Главная задача учителя-логопеда своевременно оказать помощь детям нуждающихся в коррекции речи. Чтобы речь детей была грамотной и красивой необходимы условия, которые способствовали бы успешному овладению речью. Поэтому в школе созданы условия для полноценного развития обучающихся.

В течение учебного года учитель-логопед повышает свою квалификацию через посещение семинаров, курсов. Проводится работа с педагогами школы: это посещение общешкольных мероприятий, посещение уроков с целью оказания помощи в работе обучающимся с нарушением речи. А так же учитель-логопед принимает участие в мероприятиях, проводит занятия, делится опытом с педагогами.

Семинар-практикум «Проектирование специальных-индивидуальных программ развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Повышение квалификации по теме «Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»

Проведение интегрированного урока в 3 классе по теме «Зиму встречаем»

Практико- ориентированный семинар «Организация психолого-медико-педагогической помощи в условиях Центра». Применение оборудования в системе реабилитации и абилитации детей с ОВЗ. г. Реж.

Проведение открытого логопедического занятия во 2 классе по теме «Путешествие по следам Снеговика»

Экспертная деятельность в окружном дистанционном фестивале Мастеров «Театральная кукла (игрушка)»

Экспертная деятельность в составе жюри областной дистанционной олимпиады «Хочу все знать!»

Участник фестиваля «Люди как люди» в рамках Всемирного дня распространения информации об аутизме.

Участие в областном фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем-2019г»

Проведение интегрированного занятия с 1-3 класс по теме «Весенний день год кормит»

Положение о логопедической группе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

Фонетическое недоразвитие (ФН);

Заикание.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Задержку психического развития;

Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

В старшей группе - 20-25 минут;

В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедическим пунктом

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая ДОУ:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

Комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;

Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

Готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

Информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

Участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

Годовой план;

Журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

Расписание занятий;

Журнал посещаемости;

Журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

Речевые карты;

Индивидуальные тетради для занятий с детьми;

Отчет логопеда за год.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

При наличии 2-4 групп – 10%;

При наличии 5 и более групп - 15%

Страница логопеда

Ржевская Светлана Ивановна -

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон,сенсорных и психических функций. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности очень высока.

Нарушения речи у детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У детей с интеллектуальной недостаточностью дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому перед логопедом совместно учителями начальных классов стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах.

Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда слышат дефекты в речи ребенка. Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не так. У детей с нарушением речи часто формируется комплекс неполноценности. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что человек сначала проговаривает, что собирается написать. Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. Речь — элемент социальной адаптации.

Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые две недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.

Работа логопеда ведется по нескольким направлениям:

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие артикуляторной моторики и мимики.

3. Коррекция звукопроизношения.

4. Коррекция просодии.

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 3»

ОТЧЁТ

О работе учителя-логопеда

за 2017-2018 учебный год.

Учитель-логопед:_____________ Коваль Ю.В.

Хабаровск, 2018 г.

Цель логопедической работы: преодоление и предупреждение нарушений по всем компонентам речи, нарушений письменной речи, языкового анализа и синтеза, нарушение звукопроизношения.

Исходя из общешкольных задач, намеченных годовым планом школы на 2017-2018 уч.год, мною были поставлены следующие задачи:

    коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;

    максимально-высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);

    совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

    комплексное развитие речи учащихся, направленное на:

Формирование правильного произношения;

Обогащения и развитие словаря;

Развитие грамматического строя речи;

Формирования связной речи, коммуникативных навыков.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

    Индивидуальное обследование.

    Консультирование родителей, воспитателей, учителей.

    Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).

    Контрольная диагностика (диктанты, списывания, наблюдения, обследование в середине и конце года.)

Проведение диагностической работы предполагало осуществление:

1) Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

Сбор анамнестических данных; проведение обследования: поведения и эмоциональной сферы, слухового восприятия; зрительного восприятия; восприятие пространственных представлений; состояние органов артикуляции; состояние общей и мелкой моторики; исследование импрессивной речи; исследование экспрессивной речи; состояние связной речи; исследование фонематической стороны речи; навыки фонематического

восприятия; навыки фонематического анализа и синтеза.

Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, по серии сюжетных картинок и т.д..

Результаты обследования :

Количество обследуемых

СНР тяжелой степени

СНР средней степени

СНР легкой степени

7 класс (надомное обучение)

По результатам обследования на логопедические занятия были зачислены 16 человек. Из них один обучающийся (Губин Леша) переведен в детский дом №1.

2 в класс:

Федорова Кристина – Несформированность чтения и письма, обусловленная системным недоразвитием речи тяжелой степени у ребенка со сложной структурой дефекта; дизартрия.

5 класс:

Колышкин Кирилл - нерезко выраженное нарушение письма на фоне нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Михалев Кирилл – единичные нарушения фонематического анализа и синтеза, выраженное нарушение чтения и письма на фоне нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленное системное недоразвитие речи легкой степени.

7 а класс:

Говорков Данил – нерезко выраженное нарушение письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Ларионов Никита –выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени. Нарушение звукопроизношения.

Починок Наталья – нерезко выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Пятнов Ваня – нерезко выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Турченко Саша – нерезко выраженное нарушение письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

7 б класс:

Замараев Дима – нерезко выраженное нарушение письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Кобелев Сергей – нерезко выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Насилевский Саша – нерезко выраженное нарушение письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Романова Анжела – нерезко выраженное нарушение письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Синельников Кирилл – нерезко выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Филонов Сергей – нерезко выраженное нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

7 класс (надомное обучение):

Бондарев Миша – системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка со сложной структурой дефекта. Сенсомоторная алалия.

Для обучающихся, посещающих индивидуальные занятия, были разработаны индивидуальные маршруты и планы работы.

Занятия направлены на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кистей и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании разработанного плана работы на учебный год.

Примерные навыки освоения программы обучающимися:

2 в класс.

Правильно артикулировать гласные звуки [А], [О], [У], [И], и согласные звуки [М], [Н], [П], [Т], [К], [Х], [Б];

Работать перед зеркалом по подражанию;

Соотносить знакомые предметы и действия с их словесным обозначением;

Понимать и выполнять одно-двухступенчатые инструкции;

Произносить двусложные слова из повторяющихся слогов;

Отвечать вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»;

Закрашивать готовые изображения.

У Кристины Федоровой хорошо заметна динамика по всем направлениям развития. Поставлены и автоматизированы звуки [Л], [Л`]. Поставлены, находятся на стадии автоматизации звуки [Ш], [Ж]. Словарный запас значительно расширен. Совершенствование графомоторных навыков.

5 класс

Обладают сформированной мотивацией к школьному обучению;

Усваивают значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Употребляют слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

Умеют подбирать слова с противоположным и сходным значением;

Умеют осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок;

Правильно употребляют грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

Умеют подбирать однокоренные слова, сложные слова;

Умеют строить предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

Составляют и распространяют предложения, устанавливают связи между словами по вопросам; ставят знаки препинания в конце предложения;

Составляют различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения);

Пересказывают литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

Пересказывают произведения от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

Отражают в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляют небольшие сообщения, рассказы из «личного опыта»;

Осуществляют слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

Правильно произносят все звуки, замечают ошибки в звукопроизношении;

Владеют словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

Осуществляют сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляют операции фонематического синтеза;

Анализируют слова по звуковому составу (выделяют и дифференцируют звуки, устанавливают последовательность звуков в слове);

Списывают рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

Пишут под диктовку предложения и тексты;

Называют и характеризуют предметы и явления, сравнивают и классифицируют;

Активно участвуют в беседе;

Связно высказываются на предложенную тему, используя в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и совместное планирование деятельности;

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений.

Из 2 обучающихся данного класса мы отмечаем положительную динамику по всем линиям развития у всех детей. Помимо коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения, со всеми детьми идет работа по устранению нарушений письменной речи – коррекции нарушения чтения и письма.

7 а, 7 б класс

Четко произносить в речи все звуки;

Анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

Различать звуки и буквы, гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, оптически сходные, аффрикаты;

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

Разбирать слова по составу;

Строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между словами по вопросам;

Правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;

Владеть практическими формами словообразования и словоизменения;

Следственные связи;

Выделять предложения из сплошного текста;

Составлять предложения из слов, словосочетаний;

Письменно отвечать на вопросы;

Работать с деформированным текстом.

Из 11 обучающихся все показали динамику. Значительные улучшения показали Филонов Сергей, Насилевский Саша, Починок Наташа, Замараев Дима. К сожалению Ларионов Никита, Синельников Кирилл и Турченко Саша показали минимальный результат.

На 2017-2018г. были намечены и проведены следующие мероприятия:

1. Полное логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией (сентябрь, май), промежуточное экспресс-обследование – январь.

2 . Заполнение речевых карт на детей логопатов, оформление

документации логопеда (1 четверть).

3. Оформление логопедического кабинета (3 четверть). В 2018 учебном году начала создавать медиотеку: сделала игры для логопедической работы с детьми-логопатами в программе Power Point по разделу «Развитие фонематического слуха», «Автоматизация звуков», «Формирование языкового анализа и синтеза».

4 . Занятия по коррекция речи обучающихся в течение года.

5. Посещение уроков и воспитательных моментов с целью выяснения

продолжения логопедической работы учителем на уроках и

внеклассных занятиях.

6 . Проведение бесед с учителями по темам: «Артикуляционная гимнастика – важнейшее средство подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков», «Речевые нарушения у обучающихся 7-х классов», «Упражнения по преодолению дисграфии у обучающихся 5-7-х классов», «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у обучающихся 2 в класса»

7. Выступление на заседания Службы сопровождения: «Педагогический такт к детям, имеющим специфические ошибки на письме».

8. Проведение открытого индивидуального занятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края

школа - интернат № 3 г. Армавира

Использование тифлоприборов в работе учителя - логопеда коррекционной школы - интерната.

Учитель - логопед Кострова Ольга Ивановна

Свое выступление хотелось начать с цитаты Стива Джобса: «Мы находимся здесь, чтобы внести вклад в этот мир. А иначе - зачем мы здесь?» Эти слова с полной уверенностью можно отнести к человеку , имя которого свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Это Брайль Луи (1809 - 1852) - французский тифлопедагог и изобретатель системы чтения для слепых, которая названа его именем. В возрасте трех лет он перенес бытовую травму (поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз), и мальчик ослеп. Получив студенческую стипендию, в 1819 переехал в Париж, где поступил в Национальный институт для слепых подростков - учебное заведение, где впоследствии стал работать преподавателем. Там же познакомился с Шарлем Барбье, изобретателем системы чтения для слепых, которую Брайль усовершенствовал и дополнил, превратив в то, что стало универсальной системой чтения для людей, пораженных слепотой. Данная система, названная в честь ее изобретателя шрифтом Брайля, состоит из 63 знаков, которые имеют от одной до шести точек и которые, будучи рельефно вытесненными на бумаге, позволяют читать с помощью осязания. Подобным образом знаки, составляющие систему, которую Брайль обнародовал в 1829 и 1837, адаптированы и к музыкальной грамоте. В последние годы своей жизни заболел туберкулезом, а после смерти был похоронен в местечке, где родился. В 1952 его останки были перевезены в Париж и захоронены в Пантеоне, усыпальнице выдающихся людей.

В России первая попытка создать русский алфавит на брайлевском шрифте была сделана в 1861 году 17 летним слепым дворянином Денисом Оболенским. Окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством слепых, был создан российским тифлопедагогом Трумбергом Е.Р., с участием директора Дрезденского института слепых - г-на Бютнера.

Азбука слепых продолжат играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями. Но в настоящее время помимо прибора для письма по системе Брайля применяют и другие устройства.

Я решила ознакомить вас с другими приборами, которые использую в своей работе, поэтому тема моего доклада звучит так: «Использование тифлоприборов в работе учителя - логопеда коррекционной школы - интерната 3 - 4 вида».

Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем: уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения; создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых; расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве; сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным; облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха. Тифлотехника имеет следующие основные разделы:

производственная тифлотехника;

тифлотехника культурно-бытового назначения;

школьная тифлотехника; ее цель - обеспечить технические условия для общего, политехнического и профессионального образования и разностороннего развития умственных и физических способностей слепых детей и молодежи; повысить качество учебной работы (усовершенствовать содержание и методы обучения); снять ограничения в развитии предметной и пространственной ориентировки учащихся, повысить их самостоятельность и активность в учебной работе, изыскать технические средства для улучшения подготовки учащихся к жизни и труду.

По способам восприятия сигналов слепыми и назначению тифлоприборов последние можно разделить на три большие групп:

приборы, основанные на замещении зрительных функций путем использования звуковых, кожных, кинестезических сигналов. Сюда относятся приборы для письма, для рельефного рисования и черчения; способы, повышающие скорость осязательного чтения, пишущие машинки, измерительные инструменты, измерительные счетные приборы, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; рельефные карты, схемы, таблицы и т. п. средства, обеспечивающие безопасность труда и облегчающие управление машинами и станками. К ним относятся разнообразные приспособления, устройства для автоматической остановки станков, для облегчения установки и съемки обрабатываемых деталей, различного рода фиксаторы, направляющие, ограничители, позволяющие обрабатывать объекты при строго определенном их положении и соблюдать при этом необходимую точность обработки, например эксцентриковые зажимы;

приборы, устройства и специальное оборудование, обеспечивающие усиление функций зрительного анализатора, охрану и рациональное использование остаточного зрения. Сюда относятся специальные осветительные установки для учебных помещений, специальные парты, классные доски, оборудование рабочих мест в учебных мастерских и на производстве, установки для искусственного освещения в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами освещения при различных типах аномалий зрения; различного рода проекторы, облегчающие дистантное восприятие предметов; простые и удобные для пользования приборы и устройства и приспособления для рассматривания небольших объектов, для подсвечивания карт, схем, таблиц при дистантном их восприятии учащимися; различные иллюстративные средства, предусматривающие упрощение фона, и оптимальные величины изображений, яркость, контрастность, четкую расчлененность основных признаков и свойств демонстрируемых изображений; различные средства оптической коррекции, устройства для чтения книг со специальной оптикой, принадлежности для письма;

радиоэлектронные приборы, основанные на замещении зрения при помощи устройств, преобразующих световую энергию в звуковую или механическую. К этим приборам относятся различного рода фотоэлектрические сигнализаторы контактного и дистантного действия. Эти приборы позволяют слепым при использовании специального кода звуковых или тактильных сигналов опосредованно воспринимать и наблюдать световые явления окружающей действительности. В настоящее время эти приборы широко применяются в школах слепых при обучении физике, химии, биологии, географии и другим предметам.

При анализе условных сигналов огромную роль играют высшие психические процессы — речь и активная мыслительная деятельность. Они имеют решающее значение для развития приемов и способов опосредованной компенсации.

Целью нашего образовательного учреждения является формирование жизненной компетенции незрячих и слабовидящих детей через обеспечение качественного образования, воспитания, коррекции и компенсации их недостаточного зрительного опыта и психологических особенностей.

В школе-интернате созданы все возможности для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося и воспитанника с целью успешной социальной адаптации и интеграции в современное общество.

В школе - интернате работает логопедическая, социальная и психологическая службы.

Задачей логопедической службы является оказание специализированной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Логопедическая помощь детям с депривацией зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей (в этом заключается одна из основных отличительных особенностей коррекционной речевой работы с детьми, имеющими нарушения зрения), формированию черт личности.

В работе со слепыми и слабовидящими детьми учебно-воспитательная работа строится таким образом, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций. При организации занятий с детьми со зрительной патологией учитывается возможность использования имеющегося зрения. Зная состояние зрения каждого учащегося, я подбираю дидактический материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объемности.

Для этого проводится совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога. Объективные сведения о степени понижения остроты зрения, о диагнозе заболевания, его прогнозе позволяют определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использования средств оптический коррекции.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписания занятия, наличием программного обеспечения, но и хорошей материальной базой. Логопедический кабинет оснащен хорошей мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Охрана и рациональное использование зрения в процессе обучения.

Как известно, при сниженном зрении у детей наблюдается повышенная утомляемость. Это, в свою очередь отрицательно сказывается на их работоспособности. Чтобы предупредить утомляемость и повысить работоспособность детей, необходимо создать соответствующие гигиенические условия. К числу этих условий относятся:

повышенные нормативы освещенности;

соблюдение режима зрительной нагрузки;

использование специальных учебников и раздаточного материала с крупным шрифтом;

правильная организация учебной работы и рациональное сочетание ее с трудом и отдыхом;

использование таких дидактических приемов, которые обеспечивают включение разных анализаторов и активизируют развитие высших психических процессов (мышление, речь, воссоздающее воображение и др.)

Специальное помещение для занятий по устранению дефектов речи — необходимое условие эффективности работы логопеда. Кабинет должен быть площадью не менее 20 кв. м, с хорошей естественной и повышенной искусственной освещенностью (не менее 500 лк на поверхности рабочего стола).
Естественное освещение - боковое, левостороннее, ленточное. Рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Установлено, что при пониженной освещенности (70-150 люкс) острота центрального зрения резко снижается и, следовательно, снижается работоспособность и повышается утомляемость. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма. При чтении и письме буквы начинают казаться расплывчатыми. Их форма и конфигурация кажутся размытыми. Во время чтения и письма учащиеся напрягают зрительно - мышечный аппарат. В связи с этим нарушаются функции адаптации зрительной системы, страдает зрительная фиксация, нарушаются следящие функции глаза. Утомление зрения приводит к расстройству навыков чтения и письма, ухудшению почерка.

Согласно офтальмо - гигиеническим рекомендациям по рациональному выполнению зрительной работы слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. Это особенно важно при выполнении ими письменных работ.

При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы и др.) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.

Стекла окон должны быть чистыми. На подоконниках не должно быть горшков с большими цветами, которые мешают поступлению солнечного света. Никаких тюлей на окнах, только короткие (сверху 1/3 окна). Необходимо предотвратить появление бликов от прямых солнечных лучей: для этого можно применять солнцезащитные козырьки, подъемно-поворотные жалюзи, раздвигающиеся шторы из легкой светлой хлопчатобумажной ткани.

Соблюдается индивидуальный подход к детям, т. е. помимо специфики речевых дефектов, учитывается характер, степень и этиология зрительных нарушений у каждого ребенка.

В зависимости от объективных данных, характеризующих воспитанников, на занятиях по коррекции речи демонстрируется иллюстративный материал определенных размеров и на определенном расстоянии от глаз, в строгом соответствии с остротой зрения. Знакомство с предметами проводится и в плоскостном изображении и в объемном с тем, чтобы при их обследовании дать возможность детям использовать осязательное восприятие.

Зоны логопедического кабинета.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет делится на несколько рабочих зон:

1. Зона индивидуальных занятий;

2. Зона групповых занятий;

3. Зона методического сопровождения педагога;

4. Зона ТСО;

5. Зона релаксации, которая находится в стадии оформления. Это уголок игровой терапии, где будут музыка, природа, мягкие игрушки и мягкая мебель, что способствует расслаблению.

6. Рабочий стол учителя-логопеда.

Работа логопеда со слепыми и слабовидящими детьми специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий.

В своей работе я использую следующие специальные средства обучения: лупы, рельефные рисунки, прибор - подставка «Сигма», прибор «Светлячок», прибор «Говорящая книга», алфавиты, прибор прямого чтения, прибор «Брайлевское шеститочие», прибор «Азбука - колодка», грифели, прибор для письма по Брайлю (18 строк), азбука для слепых (разборная азбука), технические средства обучения, рельефно-графические пособия.

Прибор «Светлячок».

Предназначен для подсветки контурных и силуэтных изображений, копирования рисунков, коррекции прослеживающих функций глаза. Способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребенка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, совершенствует графические навыки.

Он представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.

Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один - с рисунком, а второй - чистый; совместить их и положить на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

Прибор-подставка «Сигма».

Прибор предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов и других печатных изданий.

Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель в удобном для глаз положении. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением.

Прибор прямого чтения.

Прибор состоит из двух частей. Правая часть предназначена для письма, а левая — для чтения. Правое поле имитирует прибор для письма по системе Брайля и предназначен для записи текстов (текст накалывается обычным грифелем). Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка — по16 клеток.

Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем на поле для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово сразу же после их написания. Прибор прямого чтения используют и для развития навыков чтения незрячих с пониженным осязанием. На основе этого пособия знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю.

Грифель.

Предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом. Рукоятка грифеля пластмассовая, стержень металлический. Текст наносится легким нажатием.

В зависимости от предназначения имеет маркировку:

мужской: ГБ - 7;

женский: ГБ - 8.

Прибор для письма по Брайлю, 18 строк.

Состоит из двух пластин, соединенных между собой. Для удобства оснащен фиксаторами для бумаги на верхней и нижней пластине. Предназначен для записи текстов по системе Брайля. Покрытие - молотковая эмаль.
Количество строк -18.
Количество клеток в строке - 24 шт.

Как действует прибор и грифель?

Изначально лист бумаги необходимо вставить в пространство между двумя пластинами прибора. На пластине каждая ячейка соответствует брайлевской ячейке. Грифель же давит на бумагу по специальным углублениям — таким образом получают брайлевские знаки. Чтобы правильно прочитать текст, бумагу нужно перевернуть.

Азбука для слепых (разборная азбука).

Для обучения чтению и письму по системе Брайля применяется в качестве учебного пособия «Рассыпная рельефная азбука». Пособие имеет вид плоского ящика внутри, в нижней части разделенного слева направо на узкие, длинные (по ширине ящика) прямоугольные строчки. Эта часть ящика представляет собой наборное полотно для раскладки букв рассыпной азбуки и составления из них слогов, слов и коротких предложений.

Верхняя часть представляет собой «кассу». Она разделяется на клетки по числу букв алфавита, в каждой из которых помещается несколько экземпляров пластинок с определенной буквой. Буквы рассыпной азбуки изображаются рельефными точками на небольших металлических пластинках прямоугольной формы. Внизу на каждой пластинке имеется зарубка, ориентируясь на которую незрячий ученик придает правильное положение буквам при их восприятии и раскладке. Этот ориентир помогает и в различении «зеркальных» букв.

Работа с рассыпной азбукой развивает осязание, уточняет движение рук, облегчает процесс звуко - буквенного анализа и синтеза слов и тем самым подготавливает учащихся к успешному овладению чтением и письмом по системе Брайля.

Применение муляжей, чучел.

Обедненный чувственный опыт незрячих детей отрицательно сказывается на установлении связи между словом и образом предмета. У слепых детей рост словарного запаса значительно опережает рост запаса представлений. Если зрячий ребенок получает посредством зрения достаточное количество впечатлений о предметах, явлениях природы, то слепой ребенок для того, чтобы представить предмет, должен взять его в руки. Это удается ему очень редко. Поэтому коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики - конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса.

Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих, одним из которых является ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Для этого на занятиях использую муляжи и чучела. Это помогает преодолению вербализма, как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся.

Технические средства обучения.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет в значительной степени повысить эффективность коррекционно - образовательного процесса.

Большую помощь в работе оказывает специализированное рабочее место «ЭлНот 301», состоящее из ноутбука фирмы « Dell » со специальным программным обеспечением и электронной лупой « Onyx » фирмы « Freedom Scientific », которая является мировым лидером в области технологических решений для людей с нарушением зрения.

« Onyx » дает возможность рассмотреть мелкие детали, документы, рукописи легче, чем прежде. Создаются условия, обеспечивающие наиболее эффективное восприятие иллюстративных средств наглядности с целью повышения работоспособности и снижения утомляемости у детей с патологией зрения. К этим условиям относятся: яркость, контрастность, четкость воспринимаемых объектов.

Существует четыре основные позиции камеры:

Горизонтальная с поднятой линзой - для просмотра удаленных объектов;

Горизонтальная с опущенной линзой - для просмотра близко расположенных объектов;

Вертикальная с опущенной линзой - когда камера повернута вниз на объект, расположенный непосредственно на рабочем столе или на подставке монитора;

Горизонтальная и перевернутая вверх дном с опущенной линзой - когда камера повернута на вас для режима «автопортрет».

Рабочее состояние имеет следующие режимы:

изменения режима увеличения;

настройка яркости;

переворачивание изображения;

изменения режима просмотра. Цикл включает:

Черный и белый (позитив);

Белый и черный (негатив);

центрирование изображения;

На занятиях я применяю цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие пространства (узнавание и различение по голосам окружающих людей; узнавание предметов, наполняющих знакомое замкнутое пространство; узнавание звуков в природе и городских шумов; оценка степени удаленности звучащего предмета), что способствует развитию пространственной ориентации незрячих школьников; навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительности. Диск «Развитие речи. Учимся говорить правильно», разработан сотрудниками ГОУ ККИДППО Г.О.Аствацатуровым и Л.Е. Шевченко.

Отличные красочные рисунки, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая форма подачи учебного материала - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Рельефно-графические пособия.

Картинки играют большую роль в развитии нармально видящего ребенка. Однако обычные, даже цветные картинки малодоступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым учащимся. Развитие тактильной чувствительности у слепых детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Для работы с незрячими детьми используются рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).

П особие для исправления звуков «л» и «р» (для незрячих).

Пособие включает в себя дидактический материал для закрепления звуков «л» и «р», загадки и предложения.

Логопеды, работающие со зрячими детьми, при автоматизации звуков опираются в работе на зрительное подкрепление, показывают специально подобранные картинки на тот или иной исправляемый звук. Таким образом, в работе по усвоению звуков участвуют слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Отсутствие зрительного подкрепления у незрячих детей приводит к механическому повторению за логопедом нужных для закрепления звука слов, что осложняет и замедляет процесс закрепления звука. Кроме того, механическое повторение может снизить интерес ребенка к занятиям, что также отрицательно сказывается на темпе работы. Поэтому в своей работе при автоматизации поставленных звуков использую рельефные картинки, что помогает более быстрой автоматизации поставленных звуков.

Пособие состоит из 13 больших карт:

4 карты со словами, в которых имеется звук «л»;

2 карты - с мягким звуком «Л»;

6 карт со словами, в которых имеется звук «р»;

1 карта - с мягким звуком «Р».

Каждая большая карта представляет собой подобранные рисунки, в названии которых имеется звук «л» и «р» в различных фонетических группах. На каждой большой карте имеется 5 рисунков и свободная клетка. Свободная клетка расположена в различных местах. Это сделано для того, чтобы не было у учащихся механического запоминания в размещении рисунков на картах. Рисунки и, следовательно, соответствующие им слова на картах подобраны так, чтобы закрепляемый звук находился в начале, середине и в конце слова.

Кроме того, для каждой большой карты в пособии имеется 5 разрезных карточек с рисунками, которые соответствуют рисункам большой карты, 5 разрезных карточек с загадками и предложениями к этим рисункам.

Для удобства работы с пособием в комплекте имеется деревянный планшет для закрепления больших карт.

Работа с пособием может проводиться разнообразно, в зависимости от задач, которые ставятся на занятии.

Рельефно - графические рисунки.

Картинки играют большую роль в развитии нармально видящего ребенка. Однако обычные, даже цветные картинки малодоступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым учащимся.

Наиболее актуальными являются две проблемы:

Научить ребенка понимать картинки;

Вызвать у него интерес к ним.

Но наличие рельефной картинки под пальцами ребенка не обеспечивает понимание ее содержания. Незрячему ребенку научится понимать рельефный рисунок гораздо сложнее, чем его нормально видящему сверстнику научится понимать рисунки с опорой на зрение. Но научить понимать рельефные картинки надо обязательно. Если ребенок научится «читать» рельефные рисунки, то ему гораздо легче будет понимать иллюстрации в учебниках и повысится интерес ребенка к занятиям.

В рельефных рисунках, как правило, используются различные линии: сплошные, пунктирные, точечные. Каждая линия несет свою смысловую нагрузку. Некоторые рельефные пособия приспосабливаю к зрению учащихся для развития бисенсорного восприятия.

Перед вами издание сказки Г.-Х. Андерсена «Свинопас» и русской народной сказки «Колобок» издательства ООО «ИПТК «Логос» ВОС», которое содержит плоскопечатный текст крупным шрифтом, его брайлевский вариант, а также рельефные рисунки на прозрачной пленке, совмещенные с плоскостными цветными иллюстрациями. Наличие цвета позволяет детям, имеющим остаточное зрение, использовать и руки, и глаза. А это делает восприятие более полным.

Ручная лупа представляет собой вставленную в оправу двояковыпуклую линзу. Ручную лупу надо держать близко к глазу, а объект приближать к лупе до тех пор, пока не будет получено четкое увеличенное изображение. Более всего повышает эффективность чтения использование ортоскопических строчных луп от 0,05 до 4-кратного увеличения. Такие лупы позволяют при чтении сразу обозревать целую строку. В результате скорость чтения увеличивается в 1,5 - 2 раза. Ортоскопические лупы 4-кратного увеличения дают положительный эффект в 80 % случаев при очень низком зрении (от 0,05 до 0,1). Расстояние от глаз до тетради или книги при использовании ортоскопических строчных луп увеличивается с 5-12 см до 17-25 см.

Прибор «Говорящая книга».

«Говорящие» книги - существенная информационная среда для слепых и слабовидящих людей, в силу различных причин, не воспринимающих плоскопечатные издания. А также для людей, потерявших зрение, особенно в преклонном возрасте, которым трудно освоить азбуку Брайля. Кроме того, она также недоступна и тем, у кого помимо зрения имеются травмы рук, потеря чувствительности пальцев. Решением этой проблемы и становится так называемая «говорящая» книга. «Говорящая» книга является озвученной литературой на специальных носителях информации: аудиокассетах, дисках, флэш-картах, которое может быть дополнено музыкальными и звуковыми иллюстрациями. Содержание фонограммы эквивалентно тому или иному печатному произведению.

Прибор «Говорящая книга» состоит из:

Тифлофлэшплеера для воспроизведения цифровых «говорящих» книг на флэш-картах;

Флэш-карты с записанными книгами в специальном защищенном тифлоформате, обеспеченным криптозащитой, которая позволяет исключить возможность их прослушивания на обычных флэш-плеерах и компьютерах, что соответствует требованиям законодательства РФ в области авторских прав (ст.1274 ГК РФ). Каждая такая флэш-карта (тип SD, емкость от 2 Гб и более) упакована в специальный пластиковый контейнер, содержит от 2-х до 8-ти произведений общим объемом звучания 40-80 часов;

Сетевого шнура;

Наушников (монофонических);

Ремня для переноски аппарата.

Лицевая панель представляет собой решетку из мелких отверстий, за которой расположен динамик.

На верхней панели находится 16 кнопок. В верхних углах корпуса-скобы для крепления ремня переноски.

На правой торцевой стороне аппарата - гнездо для флэш - карты (узкая вертикальная щель-гнездо картридера); под ним гнездо для наушников.

На левой торцевой стороне аппарата - гнездо для подключения сетевого шнура.

Все кнопки управления (16 кнопок) расположены на верхней панели аппарата.

Они разделены на 4 группы:

Группа кнопок регулировки скорости и громкости.

Эта группа находится с правой стороны клавиатуры и состоит из 4 кнопок, объединенных попарно.

2. Группа кнопок управления воспроизведением.

Эта группа содержит 4 кнопки, расположенные левее от кнопок изменения громкости и скорости.

3. Группа кнопок навигации.

Слева от кнопок управления воспроизведением находятся четыре кнопки, расположенные в виде креста.

Верхняя и нижняя кнопки предназначены для выбора режима перехода: переход по книгам или переход по фрагментам книг.

При нажатии на правую кнопку происходит переход на следующий фрагмент текущей книги или следующую книгу.

При нажатии на левую кнопку происходит переход на предыдущий фрагмент.

Группа кнопок дополнительных функций.

Эта группа кнопок находится в левой части клавиатуры аппарата и состоит из 4 самых маленьких кнопок, расположенных в виде квадрата.

В настоящее время наиболее крупным производителем «говорящих» книг является ИПТК «Логос» ВОС. Книги издаются за счет федеральных средств, для библиотек и школ они бесплатны. Если библиотека нуждается в дополнительных экземплярах, то есть возможность их купить.

Использование мною вышеперечисленных тифлоприборов при проведении коррекционно - логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития учащихся более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.

Используемая литература:

В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Основы тифлопедагогики», ВЛАДОС, 2000г.

Волкова Л. С. «Дефектология». - М., «Просвещение», 1989 г.

«Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова, ВЛАДОС, 1997г.

М.И. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер «Дети с глубокими нарушениями зрения». - М., «Просвещение», 1967г.

Б.К. Тупоногов «Основы коррекционной педагогики» ». - М., «Просвещение»,

2004г.

В.И. Белецкая «Искусственное освещение в школах для слабовидящих». - М., Педагогика,1974 г.

В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева «Охрана зрения слабовидящих». - М., «Просвещение»,1982 г. /data/files/l1532273730.pptx (Использование тифлоприборов в работе учителя - логопеда кор)