Когда душа проходит мытарства. Что такое мытарства? Соединяемся с Духом Божиим или с демонами-мучителями

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими , или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Я не могу соотнести две вещи: после того, как душа после смерти выходит из тела, она 2 дня носится по земле, а на третий день ангелы возносят ее на поклонение Богу. А когда же душа проходит мытарства? Где можно подробнее почитать про мытарства: какие они, сколько их? Как я понимаю, в ссылке, которую Вы мне прислали (там, где речь идет об опыте воина Таксиота), перечислены не все мытарства.

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

По мнению святителя Иоанна (Максимовича), великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов. Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: "Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей сто-ятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4). " Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестного и смрад-наго и мрачного бесов образа" (песнь 6). "Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8). Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям» (Св. Иоанн. Жизнь после смерти, - В кн.: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Святитель Иоанн, Чудлтворец, М., 2003, с. 793 -95).

Наиболее подробно о мытарствах пишет ученик св. Иоанна Сан-Францисского иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти. Современные "посмертные" опыты в свете учения Православной Церкви». Имеется много изданий.

Современный человек может практически все, но таинство смерти и сегодня остается загадкой. Никто не скажет точно, что ожидает после смерти физического тела, какой путь предстоит преодолеть душе и будет ли он. Тем не менее многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть говорят о том, что жизнь по ту сторону реальна. А религия учит, как преодолеть путь в Вечность и обрести бесконечную радость.

В этой статье

Куда попадает душа после смерти

Согласно церковным представлениям душе предстоит пройти через 20 мытарств – страшных испытаний смертными грехами. Это позволит определить, достойна ли душа попадания в Царство Господне, где ждет ее бесконечная благодать и успокоение. Мытарства эти ужасны, даже Святая Дева Мария, согласно библейским текстам, опасалась их и молила сына о дозволении избежать посмертных мук.

Избежать мытарств не удастся ни одному новопреставленному. Но душе можно помочь: для этого близкие, оставшиеся на бренной земле, ставят свечи, постятся и .

Последовательно душа попадает с одного уровня мытарств на другой, каждый из которых страшнее и мучительнее предыдущего. Вот их список:

  1. Празднословие – страсть к пустым словам и разговорам чрезмерным.
  2. Ложь – намеренный обман окружающих ради извлечения собственной выгоды.
  3. Клевета – распространение неверных слухов о третьем лице и осуждение чужих поступков.
  4. Чревоугодие – чрезмерная любовь к пище.
  5. Праздность – лень и жизнь в бездействии.
  6. Воровство – присваивание чужого имущества.
  7. Сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным ценностям.
  8. Лихоимство – стремление добывать ценности нечестным путем.
  9. Неправда в делах и поступках – тяга совершать нечестные действия.
  10. Зависть – стремление завладеть тем же, что есть у ближнего.
  11. Гордыня – почитание себя самого выше других.
  12. Гнев и ярость.
  13. Злопамятность – хранение в памяти чужих проступков, жажда мести.
  14. Убийство.
  15. Чародейство – использование магии.
  16. Блуд – беспорядочные половые связи.
  17. Прелюбодеяние – измены супругу.
  18. Содомия – Бог отрицает союзы мужчины и мужчины, женщины и женщины.
  19. Ересь – отрицание Бога нашего.
  20. Жестокость – черствое сердце, невосприимчивость к чужому горю.

7 смертных грехов

Большинство мытарств – это стандартное представление о добродетелях человека, предписанных каждому праведнику законом Божиим. Душа сможет достичь Райских кущ, только успешно миновав через все мытарства. Если она не пройдет хотя бы одно испытание – эфирное тело застрянет на этом уровне и будет вечно терзаемо Бесами.

Куда попадает человек после смерти

Мытарства души наступают и длятся столько, сколько грехов совершил человек при жизни земной. Только на 40 день после смерти будет принято окончательное решение о том, где душе провести вечность – в Адском пламени или в Раю, подле Господа Бога.

Всякая душа может быть спасена, ибо Бог милостив: раскаяние очистит от грехов даже самого падшего человека, если искренно.

В Раю душа не знает беспокойств, не испытывает никаких желаний, земные страсти ей больше неведомы: единственная эмоция – это радость пребывания подле Господа. В аду же души терзаются и мучаются целую вечность, даже после Всемирного воскрешения их души, соединившись с плотью, продолжат страдать.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

душа опять предстает пред ликом Божиим. Родные и близкие должны помолиться за усопшего, просить о помиловании для него. Не нужно слез и стенаний, вспоминают о новопреставленном только хорошее.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, . Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.

Православие и смерть

Для верующего православного человека жизнь и смерть неразделимы. Смерть воспринимается спокойно и торжественно, как начало перехода в вечность. Христианин верует, что каждому воздастся по деяниям, потому они больше заботятся не о количестве прожитых дней, а о наполненности добрыми делами и поступками. После смерти душу ждет Страшный суд, на котором решится, попадет человек в Царство Божие или отправится прямиком в Геенну Огненную за тяжкие прегрешения.

Икона Страшного суда в Храме Рождества Христова

Учение Христово наставляет последователей своих: не бойтесь смерти, ибо это не конец. Живите так, чтобы вечность провести пред ликом Божиим. В этом постулате заключена огромная сила, дающая надежду на жизнь бесконечную и смирение перед смертью.

На вопросы о смерти и смысле жизни отвечает профессор Московской духовной академии А. И. Осипов:

Душа ребенка

Прощание с ребенком – это огромное горе, но не стоит скорбеть излишне, душа не обремененного грехами малыша отправится в лучшее место. До 14-летнего возраста считается, что ребенок не несет полной ответственности за свои поступки, поскольку не успел достичь возраста желаний. В это время ребенок может быть слаб физически, но его душа наделена огромной мудростью: нередко малыши , воспоминания о которых обрывками всплывают в их сознании.

Никто не умирает без собственного на то согласия – смерть приходит в тот момент, когда душа человека призывает ее. Смерть ребенка – это его собственный выбор, просто душа решила вернуться домой – на небеса.

Дети воспринимают смерть иначе, чем взрослые. После смерти родственника ребенок будет недоумевать – отчего же все горюют? Ему непонятно, почему возвращение на небеса – это что-то плохое. В момент собственной смерти ребенок не чувствует ни скорби, ни горечи расставания, ни сожалений – он часто даже не понимает, что расстался с жизнью, ощущая себя счастливым, как и прежде.

После смерти душа ребенка живет в радости на Первом Небе.

Душу встречает любивший его родственник или просто светлая сущность, любившая при жизни детей. Здесь жизнь максимально похожа на земную: у него есть дом и игрушки, друзья и родственники. Любое желание души исполняется в мгновение ока.

Дети, жизнь которых прервалась еще в утробе матери – из-за аборта, выкидыша или неправильных родов, – также не страдают, не мучаются. Их остается привязанной к матери, она становится первой в очереди на физическое воплощение при следующей беременности женщины.

Душа самоубиенного

Самоубийство испокон веков считалось тяжким грехом – таким образом человек нарушает умысел Божий, забирая жизнь, дарованную Всевышним. Только Творец имеет право распоряжаться судьбами, а мысль о наложении на себя рук дана , искушающим и проверяющим человека.

Гюстав Доре. Лес самоубийц

Человек, умерший своей смертью, испытывает блаженство и облегчение, а вот для самоубийцы мучения только начинаются. Один мужчина не смог смириться с гибелью жены и решил наложить на себя руки, чтобы воссоединиться с любимой. Однако оказался вовсе не рядом: мужчину удалось реанимировать и расспросить о той стороне жизни. По его словам – это нечто страшное, чувство ужаса не проходит никогда, ощущение внутренней пытки бесконечно.

После кончины душа самоубийцы стремится к Райским вратам, но они заперты. Тогда она пытается вновь вернуться в тело – но и это оказывается невозможным. Душа находится в подвешенном состоянии, испытывает ужасные муки вплоть до того момента, когда человеку предстояла смерть по судьбе.

Все люди, которых удалось от самоубийства, описывают страшные картины. Душа находится в бесконечном падении, прервать которые не представляется возможным, языки адского пламени щекочут кожу и становятся все ближе и ближе. Большинство спасенных преследуют кошмарные видения до конца их дней. Если мысли о прерывании жизни своими руками закрадываются в голову, нужно помнить: выход есть всегда.

О том, что происходит с душой самоубийцы после смерти, как действовать, чтобы успокоить мятущуюся душу, расскажет канал Simplemagic:

Души животных

По поводу животных священнослужители и медиумы не имеют однозначного ответа на вопрос о последнем пристанище для душ. Однако некоторые святые мужи однозначно говорят о возможности приобщения зверя к Царству небесному. Апостол Павел прямо заявляет о том, что после смерти животное ждет избавление от рабства и страданий земных, придерживается этой точки зрения и Святой Симеон Новый Богослов, говоря, что, служа в бренном теле, вместе с человеком душа животного вкусит высшего блага после кончины физической.

Души животных найдут освобождение от рабской доли после смерти физической.

Интересна точка зрения на это счет Феофана Затворника: святитель полагал, что после смерти все души существ живых (кроме людей) присоединяются к великой Мировой Душе, созданной Творцом задолго до создания мира.

Время собирать камни

Думать о смерти и страшиться ее – совершенно нормально. Каждый человек желает заглянуть за завесу вечной тайны Жизни и узнать, что ждет за ее пределами. Танатология доказывают, что со времен Древнего мира к смерти готовились заранее, о ней думали как о части жизни, и в этом заключалась, пожалуй, самая большая мудрость наших предков.

Парапсихологи говорят, что после смерти человека душа испытывает те же чувства, что и человек во время физической кончины, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным до самого последнего вздоха.

После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: , которую он проведет по ту сторону. Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство.

Смерть – неизбежная данность, с которой рано или поздно столкнется каждый. Но это не конец – умирает лишь физическая оболочка, а душа человека обретает истинное бессмертие, поэтому не нужно печалиться, стоит отпустить родную душу с легким сердцем, мечтая о том, что однажды удастся встретиться вновь – уже по ту сторону жизни.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Православие даёт нам не только надежду на жизнь вечную, но и, приподнимая покров тайны, показывает, что происходит за гранью жизни и смерти. Традиция говорит нам, что после отделения от бренного тела, душа претерпевает испытания, называемые мытарствами. В чём смысл этих испытаний? Душа должна явить, что она приобрела в краткой земной жизни. Какие добродетели? Какие пороки?

Вконтакте

Одноклассники

Испытания души на добро и зло - не симметричны. Три дня душа пребывает у гроба, привыкая к своему новому существованию. Ей надо научиться существовать в новом, непривычном для неё мире, видеть не глазами, слышать не ушами. Становится ясным то, что в телесном существовании виделось, как некая смутная картина через закопчённое стекло.

С третьего по девятый день душа созерцает райские кущи, проходя испытание благодатью и пробу на добродетели. С 9 по 40 — видит картины адских мучений и испытывается на грехи и страсти.

Но что означает испытание добром или злом? Познание на земле опосредованно и рассудочно. Есть предмет или объект познания, познающий субъект и процесс познания, всегда неполный, поскольку, как бы ни тщился субъект, он не сможет исчерпать познаваемое.

Но душа, освобождённая от телесной оболочки, познаёт совершенно по-другому - соединяясь с познаваемым, становясь его частью. Душе, если её сущность не слишком искажена, затемнена свободой проявления и страстями, свойственно стремление к обожению, слиянию с высшей сущностью, коей является Бог.

Однако Бог, как неоднократно подчёркивали Отцы православной Церкви - за пределами тварного мира. В этом мире присутствуют его благие энергии, проявляющиеся в форме добродетелей.

Итак, первые шесть дней, по числу дней Творения, душа соприкасается со Славой Божией, ища соединения с благими энергиями, из которых главнейшими являются три: Вера, Надежда и Любовь.

  • Соединение с энергией Веры проявляется в глубоком личном переживании Бога, как источника спасения и вечной жизни. Это та самая Вера, о которой сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас».
  • Энергия Надежды есть утверждение бытия человеческого в Бытии Божественном, упование воскресения из мёртвых и жизни будущего века, построенного на энергии Любви . А ведь сказано: «Бог есть Любовь».

Но вопрос в том, что первоначальная чистая природа души окажется настолько искажена, что её слияние с энергиями добродетелей окажется затруднённым либо невозможным.

С 9 по 40 день, согласно традиции, душа проходит по мытарствам - испытывается греховными страстями: гневом, празднословием. Поддавшаяся этим страстям душа обречена на мучения, которые сама себе и уготовила. Ведь если на Земле страсти на какое-то время можно утолить, а их огонь ослабить, то за пределами краткой человеческой жизни нет опоры для страстей. И горящая ими душа испепеляет себя сама. В этом, а не в лубочных картинках с чертями у кипящих котлов смысл адских мук.

После 40 дня душа отправляется на поклонение Богу и там по итогам испытаний, определяется место, где она будет находиться вплоть до Страшного суда - в аду или в раю.

Итак, через какие мытарства проходит душа после смерти?

  1. Слово . Словом можно врачевать и калечить. Слово - одно из начал мира. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И грехи словесные - не пустяк. Не только празднословие и пустословие, но и непристойности, подстрекательство, хамство, .
  2. Ложь . Многочисленны прегрешения, связанные с ложью. Но наиболее отвратительны среди них лжесвидетельство и клятвопреступление.
  3. Клевета - ложь, возведённая в степень.
  4. Чревоугодие - любое угождение низменной страсти. Не только неумеренная еда, но и пьянство, курение табака, употребление наркотиков.
  5. Лень , проявлениями которой являются халтура, безделье и тунеядство.
  6. Воровство - группа грехов, объединённых присвоением чужого. Это может быть кража или мошенничество, а также присвоение или использование краденого.
  7. Скупость, жадность и накопительство . В особенности грешны те, кто давал деньги под проценты. Впрочем, и те, кто не подавал милостыни нищим. Взяточники - тоже в этой категории.
  8. , вымогательство, грабёж и разбой .
  9. Обман . В том числе обвес, подкуп и суд неправедный.
  10. Зависть , желание чужих благ.
  11. Гордость , чванство, высокомерие.
  12. Гнев , мстительность, злопамятство.
  13. Ненависть .
  14. Убийство , в том числе в помыслах, словом, нерожденного (аборт).
  15. Волхвование . Гадание, ворожба, обращения к экстрасенсам, вызывание душ умерших, в общем, всякое гнусное колдовство.
  16. Любодеяние - отлично от прелюбодеяния. К любодеянию относятся любые развратные проявления, включая просмотр порнографии и рукоблудие. А также сожительство вне брака, эротические фантазии и прочие излишества.
  17. Прелюбодеяние , иначе говоря, супружеская измена.
  18. - противоестественные связи.
  19. Ересь . Как искажение веры, так и неверие вообще.
  20. Немилосердие . Жестокость и бесчувствие к ближним и дальним.

Этот список достаточно исчерпывающе описывает все качества души искажённой, души отошедшей от Бога. Но в душе тварной уже в момент сотворения заложено стремление к обожению, возврату к своему источнику. И чем дальше отходит душа от этой своей природы, тем больше страдает.

Понимать ли буквально?

Существует несколько взглядов на посмертное существование души. Согласно одному, все детальные описания блаженств праведников и мучений грешников надо понимать буквально. Согласно другому - эти описания являются иносказательными. Иносказание здесь необходимо потому, что человек, находящийся в эпицентре земной жизни, где телесное превалирует над духовным в ощущениях, не способен представить себе мир, в коем существует душа и способы её взаимодействия с этим видом. Для того, чтобы осознать необходимость земного поиска путей к Спасению, человеку показывают грубые, телесные картины адских мучений.

Опасность такого подхода проявляется в опрощении. Под воздействием лукавых мудрствований сакральное редуцируется до смешного - Бога, в виде лысого старика в простыне, праведников, развлекающихся песнопениями в раю, и ада, больше напоминающего баню с пивом и раками.

Между тем, излишне приземлённая, детализированная картина посмертного существования, противоречит мистической традиции восточного христианства.

Эта традиция в полной мере выражена уже в трудах Дионисия Ареопагита, которые включают важнейшие постулаты Восточной Церкви.

В частности, различение богословия катафотического (положительного) и апофатического (отрицательного). Катафотическое богословие даёт нам некий набор знаний о Боге - знаний явно недостаточных и несовершенных, поскольку Бог вне всего сущего. Апофатический путь - путь отрицания всего, что имеет объектную природу, и, следовательно, не является богом. Исчерпав всё пределы познаваемого, мы приходим туда, где возможности разума исчерпаны. И именно там, в мистической тьме и скрыт Тот, кто является Причиной Бытия.

По существу, единственные положительные утверждения, которые даёт нам этот подход, это «Бог есть» и «Бог благ», что, в сущности, и означает знаменитое «Бог есть Любовь».

Понимая, что Бог выше возможностей познания, мы должны понимать, что все наши воззрения на существование души, Вечную Жизнь, Воскресение из мёртвых - имеют символьный характер. Это указатели на то, что выше нашего понимания.

В этом смысле мытарства души - глубоко символический акт. Его смысл в том, насколько далека бессмертная душа от своего бессмертного источника, к чему больше она прилежит - к сакральному или греховному. В первом случае, душа соединяется с Богом, во втором, с производными центробежных сил отпадения от Бога, материализованными в виде демонических духов.

Взгляд христианский и буддистский

Любопытно сравнение понимания мытарств души в православной традиции и, к примеру, в «Тибетской книге мёртвых». В обоих случаях душа проходит испытание. В обоих случаях, препятствием к успешному прохождению этого экзамена являются терзающие душу страсти. В тибетском варианте они создают некую иллюзорную реальность, которая является источником страданий. Чем более подвержена душа воздействию страстей, тем более искажается реальность.

Поскольку в буддизме поддерживается идея бесконечных перерождений, то в зависимости от степени замутненности возможно новое рождение в мире небожителей, людей, животных, голодных духов или обитателей ада.

При всех различиях православия и буддизма, мы видим здесь многочисленные параллели. И прежде всего, важнейшую: душа умершего человека испытывается на приобретённые во время земной жизни качества, которые могут либо приблизить её к изначальной реальности, либо отдалить от неё.

Бог или Пустота - две разные вещи

Впрочем, так ли уж они различны? Мистическая тьма Дионисия Ареопагита и Шуньята Нагарджуны - не есть ли это одно и то же, только лишь понимаемое по-разному в разных культурах? Кстати, если обратиться к святоотеческим истокам, то мы найдём там потрясающие откровения. К примеру, преподобный Антоний Великий отмечал, что Бог не только благ, но и неизменен и бесстрастен. Как же бесстрастие сочетается с благостностью?

Преподобный Антоний поясняет, что слова о том что Бог радуется за добрых и отвращается злых не следует понимать буквально. На самом деле Всевышний вовсе не радуется и не сердится - ведь он выше страстей. Так что же происходит? Бог есть абсолютное благо и добро, поэтому когда мы добры, поясняет Антоний, мы вступаем в общение с Богом по сходству, когда мы злы, то отвращаемся от Него по несходству. Будучи добродетельны, мы соединяемся с божественными энергиями, пронизывающими всё сущее. Не будучи добродетельными, соединяемся с демонами-мучителями.

Это рассуждение полностью соответствует аналогичному рассуждению последователей Дао, о том, что только следование принципам Дао является правильным. В каком, однако, смысле правильном? Правильном - значит, спасительном .

Возвращаясь к демонам-мучителям, с которыми соединяется неправедная душа, мы ничего не можем сказать об их природе, вплоть до того, являются ли они одушевлёнными созданиями, или просто некими процессами отпадения от изначальной природы Бога. Но если признавать, что к страданию приводит нарушение гармонии между Вечным и тварным, то само по себе страдание души - уже свидетельство отпадения её от Бога. Вернуть же душевное равновесие могут раскаяние и покаяние в грехах.

Помощь живых

Могут ли живущие помочь умершему пройти мытарства? В определённом смысле да. Умерший человек уже не может покаяться в совершённых грехах и душе остаётся только сожалеть о неправильно прожитых годах. Но родные и близкие могут выступить ходатаями об умершем, молясь за него. Как уже говорилось, мытарства души после смерти делятся на три этапа:

  • Пребывание души у гроба - 1–3 дни.
  • Испытание добродетелями - 3–9 дни.
  • Испытание пороками - 9–40 дни.

От этих дат идут традиции поминовения на 9 и 40 день. В каждый из этих периодов родные умершего могут избрать молитву, наиболее соответствующую нынешнему состоянию души усопшего. Есть молитва за новопреставленного, молитвы за упокой души усопшего на 9 и на 40 дней. Чем горячее обращения близких к Богу, тем менее погибла душа. Ведь за плохого и злого человека не будут искренне просить.

И, конечно, особенно велико влияние молитв об усопшем служителей церкви. Надо только понимать, что панихида по умершему не дань моде, и некрещёному человеку отпевание помочь не сможет. Поэтому в любом случае, человек должен при жизни позаботиться о том, что ждёт его за гранью жизни и смерти и помогать себе сам: осознанно принять крещение.

В своё время обер-прокурор Святейшего Синода знаменитый Константин Победоносцев писал, что ни у одного народа, кроме русского, погребальный обряд не выработан с такой глубиной и виртуозностью. Это свидетельствует об особом отношении народа русского к таинству смерти и вечной жизни. Сегодня после долгого периода забвения истоков, мы можем вновь обратиться к ним.

Жизнь после смерти есть. И тому существуют тысячи свидетельств. До сих пор фундаментальная наука от подобных рассказов отмахивалась. Однако, как говорила Наталья Бехтерева, знаменитый учёный, всю жизнь изучавшая деятельность мозга, наше сознание - такая материя, что, кажется, уже подобраны ключи к тайной двери. Но за ней обнаруживается ещё десять… Что же все-таки находится за дверью жизни?

«Она всё видит насквозь…»

Галина Лагода возвращалась с мужем на «жигулях» из загородной поездки. Пытаясь разойтись на узком шоссе со встречным грузовиком, муж резко вырулил вправо… Автомобиль смяло о стоявшее у дороги дерево.

Внутривидение

Галину привезли в калининградскую областную больницу с тяжелейшими повреждениями мозга, разрывами почек, лёгких, селезёнки и печени, множеством переломов. Сердце остановилось, давление было на нуле. - Пролетев чёрный космос, я оказалась в сияющем, залитом светом пространстве, - рассказывает мне Галина Семёновна спустя двадцать лет. - Передо мной стоял огромный мужчина в ослепительно-белой одежде. Его лица я не разглядела из-за направленного на меня светового потока. «Зачем ты сюда пришла?» - сурово спросил он. «Я очень устала, позвольте мне немного отдохнуть». - «Отдохни и возвращайся - у тебя ещё много дел». Придя в сознание после двух недель, в течение которых она балансировала между жизнью и смертью, больная рассказала завотделением реаниматологии Евгению Затовке, как проходили операции, кто из врачей где стоял и что делал, какое привозили оборудование, из каких шкафов что доставали. После очередной операции на раздробленной руке Галина во время утреннего врачебного обхода спросила врача-ортопеда: «Ну как ваш желудок?» От изумления он не знал, что ответить - действительно, врача мучили боли в животе. Сейчас Галина Семёновна живёт в ладу с собой, верит в Бога и совершенно не боится смерти.

«Летал, как облако»

Юрий Бурков, майор запаса, не любит вспоминать о прошлом. Его историю рассказала жена Людмила: - Юра упал с большой высоты, сломал позвоночник и получил черепно-мозговую травму, потерял сознание. После остановки сердца он долго лежал в коме. Я пребывала в ужасном стрессе. Во время одного из посещений больницы потеряла ключи. А муж, придя наконец в сознание, первым делом спросил: «Ты нашла ключи?» Я испуганно замотала головой. «Они лежат под лестницей», - сказал он. Лишь много лет спустя он признался мне: пока был в коме, видел каждый мой шаг и слышал каждое слово - причём как бы далеко от него я ни находилась. Он летал в виде облачка, в том числе и туда, где живут его умершие родители и брат. Мать уговаривала сына вернуться, а брат объяснил, что все они живы, только больше не имеют тел. Спустя годы, сидя у постели тяжело болевшего сына, он успокаивал супругу: «Людочка, не плачь, я точно знаю, что сейчас он не уйдёт. Ещё год побудет с нами». А через год на поминках умершего сына вразумлял жену: «Он не умер, а только раньше нас с тобой переселился в другой мир. Поверь мне, ведь я там был».

Савелий КАШНИЦКИЙ,Калининград - Москва.

Роды под потолком

«Пока врачи пытались меня откачать, я наблюдала интересную вещь: яркий белый свет (такого на Земле-то и нет!) и длинный коридор. И вот я как будто жду, чтобы в этот коридор войти. Но тут врачи реанимировали меня. За это время почувствовала, что ТАМ очень здорово. Даже уходить не хотелось!» Это воспоминания 19-летней Анны Р., пережившей клиническую смерть. Такие истории в изобилии можно найти на интернет-форумах, где обсуждается тема «жизнь после смерти».

Свет в тоннеле

Свет в конце тоннеля, проносящиеся перед глазами картины жизни, чувство любви и покоя, встречи с умершими родственниками и неким светящимся существом - об этом рассказывают вернувшиеся с того света пациенты. Правда, не все, а лишь 10-15% из них. Остальные не видели и не помнили вообще ничего. Умирающему мозгу не хватает кислорода, вот его и «глючит» - утверждают скептики. Разногласия в среде учёных дошли до того, что недавно было объявлено о начале нового эксперимента. В течение трёх лет американские и британские врачи будут изучать показания пациентов, у которых останавливалось сердце или отключался мозг. В числе прочего исследователи собираются разложить на полках в палатах реанимации различные картинки. Разглядеть их можно, лишь воспарив под самый потолок. Если пациенты, пережившие клиническую смерть, перескажут их содержание, значит, сознание действительно способно покидать тело. Одним из первых, кто пытался разъяснить феномен околосмертного опыта, был академик Владимир Неговский. Он основал первый в мире Институт общей реаниматологии. Неговский полагал (и с тех пор научный взгляд не изменился), что «свет в конце тоннеля» объясняется так называемым трубчатым зрением. Кора затылочных долей мозга отмирает постепенно, поле зрения сужается до узкой полосы, создавая впечатление тоннеля. Аналогичным образом медики объясняют видение картин прошедшей жизни, проносящихся перед взором умирающего. Структуры мозга угасают, а затем восстанавливаются неравномерно. Потому человек успевает вспомнить наиболее яркие события, отложившиеся в памяти. А иллюзия выхода из тела, по мнению врачей, - результат сбоя нервных сигналов. Однако скептики заходят в тупик, когда нужно дать ответ на более каверзные вопросы. Почему слепые от рождения люди в момент клинической смерти видят и затем детально описывают то, что происходит в операционной вокруг них? А такие свидетельства есть.

Выход из тела - защитная реакция

Любопытно, но многие учёные в том, что сознание может покидать тело, не видят ничего мистического. Вопрос лишь, какой из этого делать вывод. Ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН Дмитрий Спивак, входящий в состав Международной ассоциации исследования околосмертельных переживаний, уверяет, что клиническая смерть - лишь один из вариантов изменённого состояния сознания. «Их очень много: это и сны, и наркотический опыт, и стрессовая ситуация, и следствие болезней, - говорит он. - По статистике, до 30% людей хотя бы раз в жизни ощущали выход из тела и наблюдали себя со стороны». Сам Дмитрий Спивак исследовал психическое состояние рожениц и выяснил, что около 9% женщин во время родов переживают «выход из тела»! Вот показания 33-летней С.: «Во время родов у меня была большая кровопотеря. Неожиданно я стала видеть себя из-под потолка. Исчезли болевые ощущения. А примерно через минуту также неожиданно возвратилась на своё место в палате и вновь стала испытывать сильную боль». Получается, что «выход из тела» - это нормальное явление при родах. Какой-то заложенный в психику механизм, программа, срабатывающая в экстремальных ситуациях. Бесспорно, роды - ситуация экстремальная. Но что может быть экстремальнее самой смерти?! Не исключено, что «полёт в тоннеле» - это тоже защитная программа, которая включается в роковой для человека момент. А вот что будет с его сознанием (душой) дальше? «Одну умирающую женщину я попросил: если ТАМ действительно что-то есть, постарайтесь дать мне знак, - вспоминает доктор медицинских наук Андрей Гнездилов, работающий в Санкт-Петербургском хосписе. - И на 40-й день после смерти я увидел её во сне. Женщина произнесла: «Это не смерть». Долгие годы работы в хосписе убедили меня и моих коллег: смерть - это не конец, не разрушение всего. Душа продолжает жить». Дмитрий ПИСАРЕНКО

Чашка и платье в горошек

Эту историю рассказал Андрей Гнездилов, доктор медицинских наук: «Во время операции у пациентки остановилось сердце. Врачи смогли завести его, и, когда женщину перевели в реанимацию, я навестил её. Она посетовала, что её оперировал не тот хирург, который обещал. А ведь видеть врача она не могла, находясь всё время в бессознательном состоянии. Пациентка рассказала, что во время операции какая-то сила вытолкнула её из тела. Она спокойно разглядывала врачей, но тут её охватил ужас: а что если я умру, не успев попрощаться с мамой и дочкой? И её сознание мгновенно переместилось домой. Она увидела, что мама сидит, вяжет, а дочка играет с куклой. Тут зашла соседка, принесла для дочки платье в горошек. Девочка бросилась к ней, но задела чашку - та упала и разбилась. Соседка сказала: «Ну, это к добру. Видно, Юлю скоро выпишут». И тут пациентка вновь оказалась у операционного стола и услышала: «Всё в порядке, она спасена». Сознание вернулось в тело. Я зашёл в гости к родственникам этой женщины. И выяснилось, что во время операции к ним… заглядывала соседка с платьем в горошек для девочки и была разбита чашка». Это не единственный загадочный случай в практике Гнездилова и других работников Санкт-Петербургского хосписа. Их не удивляет, когда врачу снится его больной и благодарит за заботу, за трогательное отношение. А утром, приехав на работу, врач узнаёт: больной-то ночью умер…

Мнение церкви

Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии: - Православные люди верят в загробную жизнь и бессмертие. В Священном Писании Ветхого и Нового заветов существует множество подтверждений и свидетельств этому. Само понятие смерти мы рассматриваем только в связи с грядущим воскресением, и эта тайна перестаёт быть таковой, если жить со Христом и ради Христа. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек», - говорит Господь (Ин. 11, 26). По преданию, душа усопшего в первые дни ходит по тем местам, в которых творила правду, а в третий день возносится на небо к престолу Божию, где до девятого дня ей показывают обители святых и красоту рая. В девятый день душа опять приходит к Богу, и её отправляют в ад, где пребывают нечестивые грешники и где душа проходит тридцатидневные мытарства (испытания). На сороковой день душа опять приходит к Престолу Божию, где она предстаёт обнажённой перед судом собственной совести: прошла ли она эти испытания или нет? И даже в том случае, когда некоторые испытания обличают душу в её грехах, мы надеемся на милосердие Бога, у которого все дела жертвенной любви и сострадания не останутся втуне.