Элиаде М. Аспекты мифа

Изначально человеку необходима еда – и он начинает придумывать легенды, о том, что потребляет в пищу (мифы о животных и растениях). Потом он начинает задумываться о том, почему день сменяется ночью, а ночь сменяется днем и строить свои предположения насчет этого (мифы о небесных светилах). Потом человек начинает замечать изменение климатических условий в местности, на которой он живет (мифы о временах года). Поскольку смена дня и ночи происходит чаще, чем смена времен года, наши предки начинали строить объяснения смене дня и ночи раньше, чем объяснять смену сезонов.

Поэтому мифы об умирающих и воскресающих богах мы помещаем позже мифов о небесных светилах.

Приходит время мифов о сотворении. Рано или поздно человек приходит к овладеванию огнем, изобретению орудий труда, так появляются мифы о культурных героях, мифических персонажах, которые каким-либо образом облегчили жизнь других. Хотя это может быть и не отдельный герой, а целый народ, обучивший другой определенному ремеслу и заполучивший, таким образом, место в его мифологии. Когда же человек определяет для себя, с чего все началось, он начинает задаваться вытекающим из этого вопросом: «А чем все закончится?». Таким образом, на свет появляются мифы о конце света, то есть эсхатологические мифы.

Эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человечества) является неотъемлемой частью любой религиозной системы.

Эсхатологические воззрения оказывают решающее воздействие на мировоззренческие принципы религии, являясь их логическим завершением.

Наличие эсхатологических мифов свидетельствует о высоком уровне развития народа, создавшего их.

Пещерного человека не будет интересовать конец света, он занят более насущными вопросами (поиском пищи, например). Далее моей задачей будет изложить 5 мифов разных народов о конце света и сравнить их между собой.

Индуистская эсхатология. Во главе пантеона индуистов стоят трое богов: Брахма – создатель мира. Вишну – охраняет мир, созданный Брахмой. В некоторых мифах – нисходит на Землю, воплощается в смертное существо ради спасения мира и восстановления порядка (аватара). Шива – разрушает мир, когда тот переполняется злом. При этом Шива разрушает мир не по своей злой воле.

Разрушать мир – это назначение данного бога.

Индуистская эсхатология тесно связана с представлением о мифологическом времени. День-и-ночь («кальпа») Брахмы длится 24 00 божественных лет. Это время делится на 4 периода, 4 «юги» (юга – обозначение мирового периода): Критаюга – золотой век, человечество процветает, все люди праведны и справедливы. Это - самая длинная юга.

Третаюга – серебряный век, появляется порок, но его все еще мало. Люди начинают делиться на сословия и забывать о долге.

Религия из духовной потребности превращается в средство для достижения личных целей.

Двапараюга – медный век, преобладают зло и пороки. Люди отвращаются от долга.

Благонравия становится меньше, а торжественных обрядов все больше.

Начинаются болезни и бедствия.

Единая вера делится на четыре части (четыре касты в Индии). Калиюга – железный век, самая короткая юга, повсюду царствует беззаконие. По древнеиндийской мифологии, Калиюга началась 18 февраля 3102 г. до н. э. (соответственно можно высчитать день конца мира). Все отвращаются от священного долга.

Добродетель и благонравие исчезают полностью. В мире воцаряются злоба, печаль, голод и страх.

Правители ведут себя как грабители с большой дороги, стараясь любым путем захватить власть и богатство.

Считается, что наш век - Калиюга - погибнет от огня, который сожжет все. Эта эра берет свое название от имени богини Кали (в переводе – «черная»), четырехрукой богини смерти, жены Шивы, После окончания калиюги Шива «в пляске» уничтожает мир, Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир.

Наступает ночь Брахмы, он отдыхает 12 тыс. лет, потом Брахма проснется и все повторится сначала. К индуистской мифологии можно причислить миф о видениях Маркандеи.

Маркандея был легендарным индийским мудрецом. Вишну явил ему Корову Закона и показал, как вначале она стоит на четырех ногах (критаюга). Потом, во времена Третаюги, Корова Закона убирает одну ногу и стоит уже на трех ногах.

Справедливость уменьшается на одну треть. Потом, наступает Двапараюга.

Корова Закона стоит уже на двух ногах.

Справедливость уменьшается вдвое. Когда наступает Калиюга, Корова Закона стоит на одной ноге. В мире остается только одна четверть справедливости и закона. Потом, Корова Закона уберет последнюю ногу и упадет – мир рухнет.

Зороастрийская эсхатология (Древний Иран). Иранская мифология пересекается с Индоевропейской мифологией и мифологией Индии в частности. Это можно объяснить тем, что древние поселения как иранцев, так и индусов возникли во времена Великого переселения народов, то есть обе мифологии создали люди, имеющие одних предков.

Зороастризм получил свое название от имени пророка Зороастра.

Главную роль в ритуале Зороастризма играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости. Во главе сил добра в Зороастризме стоит Ахура-Мазда, во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Ангро-Майнью. Ахура-Мазда, зная, что искоренить зло невозможно, предложил Ангро-Майнье сражаться 9000 лет. Таким образом, последователи этой религии делили историю мира на 3 периода (эры) по 3000 лет. В последние 3000 лет, эру Разделения Добра и Зла, родится три спасителя.

Первый из спасителей встретится с Ахура Маздой и, вернувшись в телесный мир к людям, очистит веру. Тогда наступит первый конец света (в Древнеиранской мифологии конец света носит название «фрашкард»). Тогда волки со всего света соберутся в одном месте и сольются в одного огромного волка.

Праведные люди соберут войско, совершат священный ритуал и сразятся с чудовищем. Они убьют волка плетьми, кинжалами, копьями и стрелами.

Волчий яд разольется вокруг, и все растения погибнут. Затем польют бесконечные дожди, и повалит снег. К концу страшной зимы отовсюду к людям соберутся дикие звери. Никто не станет убивать их, но, напротив позаботится о зверях как о собственных детях. Затем явится второй Спаситель и возвестит людям забытые закон и веру. Но вновь, как некогда волки, змеи всех разновидностей сползутся и срастутся в единое тело, и этот гигантский змей двинется на людей. И праведники опять выйдут на битву и уничтожат змея. И возникнет дэв (дьявол) в виде черной саранчи и войдет в тело двуногого дэва. Тогда страшный дракон Ажи Дахака, прикованный в жерле вулкана вырвется на свободу. Он пожрет треть людей, коров и овец. Огонь, вода и растения придут к Ахура-Мазде и взмолятся перед ним.

Творец пробудит от сна могучего война Сама Керсаспу и тот уничтожит Дахаку. За этим Ахура-Мазда начнет разрушать мир. Весь мир будет объят огнем (олицетворением божественной справедливости), все мертвые воскреснут и будут судимы. На землю прольется поток расплавленной меди.

Праведникам он покажется теплым молоком, грешники же сгорят в мучениях. Затем поток расплавленного металла достигнет ада и Ангро-Майнью, вместе с его приспешниками будут уничтожены навсегда.

Каждая душа должна будет пройти по тонкому как конский волос Мосту отбора (мост Чинва), ведущему на небеса (в Дом песен). После этого, земля превратится в цветущую равнину и люди перестанут есть мясо.

Наступит вечная весна.

Германо-скандинавская эсхатология. В Германо-скандинавской мифологии миф о конце света носит название Рагнарек.

Рагнарек – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарек» буквально означает «судьба или гибель богов». Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных ей богов.

Большое значение имеет то, что боги с самого начала знают о том, что конец света предотвратить невозможно. Боги в Германо-скандинавской мифологии не в меньшей степени ответственны за зло на земле, чем люди. В частности, боги ответственны за появление жадности у людей, бог справедливости Тюр пошел на обман, чтобы посадить на цепь волка Фенрира. Эта цепь была неразрушима, однако с каждым плохим человеческим поступком цепь становилась все слабее.

Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу.

Прикованный гномьей цепью, гигантский волк Фенрир вырвется на свободу и проглотит Солнце. Затем настанет лютая зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег будет валить со всех сторон. Вслед за этим станут рушиться скалы и целые горные хребты. От этих мощнейших сотрясений разорвутся цепи и оковы, в которые были закованы богами все их основные враги. Вода начнет заливать землю, потому что в море перевернется Мировая змея Ермунганд, и в сильнейшем гневе поползет на берег, изрыгая яд на небо и землю. Затем сорвется с якоря и поплывет подхваченный исполинским валом корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов и снаряженный в болотах Хеля (подземного царства). На его борту - команда мертвецов и очнувшийся от паралича и разорвавший каменные оковы злодей Локи.

Правит этим кораблём-призраком великан по имени Хрюм.

Вырвется на свободу и страшный пес Гарм. А затем расколется надвое ставшее зловещим небо, и появится войско сынов Муспелля.

Муспелль (или Муспелльсхейм) - огненная страна, которая существовала еще до начала творения.

Муспелль - обитель огненных великанов, похожих на ожившие вулканы: из глаз вырывались огненные лучи, а из трещин в их темных телах выбивалась лава. В лапах воины держали громадные гранитные дубины. Во главе этого войска скакал великан Сурт. Все это воинство тьмы соберется на поле Вигрид и выступит против богов (Асов). Впереди войска Асов будет ехать на своем коне верховный бог Один, за ним - громовержец Тор со своим молотом, сын Одина Тор, бог войны Тюр и остальные боги и воины. Тор, увидев Ермунганд, отделится от основного войска и направится помериться силами с Мировой змеёй. Так начнется битва богов с мировым злом.

Первым в битву ринется неистовый Фенрир и проглотит Одина, но один из сыновей верховного бога придавит нижнюю челюсть волка ногой к земле, схватит его рукой за верхнюю челюсть и разорвет тому пасть. Тут вырвется вперёд пес Гарм и, заливая землю вонючей пенной слюной, вступит в бой с Тюром. После яростной схватки они поразят друг друга насмерть. Тор умертвит Мировую Змею, но не будет в состоянии придти на помощь остальным богам, так как, отойдя всего на девять шагов от поверженной змеи, упадет отравленный её ядом.

Погибнет в этой битве и коварный Локи. Сурт увидев, что перевес над войском Асов никак не наступает, изрыгнет из себя всепожирающее пламя и сожжет мир. Так закончится битва добра со злом, в которой зло победит. После этого мир возродится снова, из царства мертвых выйдут младшие боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир.

Христианская Эсхатология.

Христианская эсхатология раскрывается в откровении Иоанна Богослова. В этом отрывке Библии говорится, что на Землю придут четверо всадников. За ними произойдет великое землетрясение, Солнце побледнеет, а Луна сделается красной, как кровь, на Землю начнут падать звезды. От этого скроется небо «свившись как свиток» и материки придут в движение («и всякая гора и остров двинулись с мест своих»). Все люди скроются в пещерах и ущельях гор и начнут умолять их скрыть от гнева бога. Затем Ангел пометит печатью Бога тех, кто вел праведную жизнь – и они спасутся, вознесясь в обитель божью обитель. После чего семь ангелов затрубят в трубы и на Землю обрушатся бедствия (землетрясения, град, пожары, извержения вулканов и т.д.). Потом на землю упадет метеорит, и из образованной им расщелины выйдет огромная саранча и начнет жалить грешников.

Саранча эта будет размером с лошадей, с человеческими лицами и львиными зубами и жалами как у скорпионов. Ее укусы не будут убивать, а только мучить людей, как укусы скорпионов. Даже те грешники, кто захочет умереть, умереть не смогут. Так продолжится пять месяцев, после чего произойдет нашествие четырех Ангелов во главе войска на конях, изрыгающих огонь, дым и серу. После того как протрубит седьмой Ангел, Земля станет «Царством Господа». Тогда на небе появится знамение – женщина, «облеченная в Солнце» и огромный красный дракон с семью головами.

Женщина родит ребенка, и начнется война за него между драконом и Ангелами. В конце этой войны Ангелы низвергнут дракона (дьявола) на Землю и он станет править на земле (олицетворение порока). Тогда бог повелит своим семи Ангелам вылить на Землю 7 чаш гнева. И люди, оказавшиеся во власти дьявола, снова начнут страдать: на их телах появятся гнойные раны, все живое в морях погибнет, Солнце начнет жечь люде огнем, и т.д. Будет разрушен город Вавилон, ставший символом грешности людей. После этого войско Зверя (порок) и земных царей сразится с войском бога и проиграет, Зверь и его лжепророк будут брошены в огненное озеро.

Дракон будет связан и брошен в бездну на тысячу лет, после чего будет освобожден и вновь станет искушать народы. Тогда Бог сожжет вновь подчинившиеся дьяволу народы, а самого дракона сбросит в огненное озеро к Зверю и лжепророку. Тогда начнется суд над мертвыми и каждому воздастся по его заслугам: грешные будут брошены в огненное озеро, а праведники увидят новый мир и новый Иерусалим (рай), в котором не будет болезней, горестей и несчастий.

Исламская эсхатология. Вера в Судный День одно из основных положений веры в Исламе.

Мусульмане верят, что в день, известный лишь Богу (Аллаху), когда он посчитает нужным, этому миру придет конец в результате ужасающего, невообразимого космического катаклизма.

Архангел Исрафил дунет в огромную трубу под названием «Су"ур» и наступит Конец Света.

Страшный звук трубы умертвит все живые существа и на земле произойдёт страшная буря, сильное землетрясение.

Рухнут не только постройки людей, но и разрушатся до основания все горы. Конец Света коснётся не только Земли.

Нарушится гармония всего мироздания и в результате катаклизма произойдёт переустройство всей вселенной. По прошествии определённого времени, отпущенного на такое переустройство архангел Исрафил (мир ему) вторично дунет в трубу «Су"ур». После второго гласа «Су"ур», воскреснут все мёртвые и будут призваны на поле «Махшар», где Всевышний Аллах будет вершить Свой Справедливый Суд.

Каждому воскресшему будет вручена книга с его деяниями. Вера в Судный День, - это также и вера в существование Весов «Мизан». На этих весах будут взвешены все добрые дела и грехи. Ничто нельзя будет утаить. Те, кто прожил благочестивую жизнь – немедленно попадут в рай (сады Адна) и испытают счастье, понимание которого лежит далеко за пределами человеческого воображения. А те, кто не верил в Единого Бога Аллаха – будут пребывать в непрерывном, страшном огне среди отвратительной обстановки и таких же друзей по несчастью. В Коране (священной книге мусульман) говорится, что неверующие захотят обрести еще одну возможность вернуться в мир, чтобы в свете своего нового знания о Бытие прожить жизнь иначе, но будет уже слишком поздно.

Индуизм Зороастризм Германо-скандинавская мифология Христианство Мусульманство
Кто будет препят-ство-вать концу света. Никто. Конец света для индуистов – в порядке вещей. Все должно идти своим чередом. Люди.

Только после этого доброе верховное существо за них вступится.

Боги. Они пожертвуют собой, даже зная, что победить не смогут. Грешники и дьявол. Мир, который будет перед концом света, будет удовлетворять только их. Никто. Никто не сможет противостоять мощи бога.
При-родные ката-клизмы перед концом света (земле-трясе-ния). Да. Да. Перед концом света будет нашествие саранчи и долгая зима. Да. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Перед концом света будет долгая зима. Перед концом света будет нашествие саранчи. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Да.
Дата конца света. Известна. Примерно известна. Неизвестна. Конец света наступит, когда зло окончательно перевесит. Известна только богу. Конец света наступит неожиданно, но существуют признаки конца света, местами сбывшиеся.
Кто погиб-нет в резуль-тате конца света. Все люди. Грешники. Все люди и все боги. Грешники. Грешники.
Что обозна-чает конец света. Смерть мира. Очищение и обновление. Очищение и обновление. Воздаяние каждому за свершенное им.
Вина за конец света Люди, боги не виновны И боги, и люди Да, ангелы низвергают дракона в наш мир
1) Кто будет препятствовать концу света: Сопоставив все пять столбцов, мы можем судить о мировоззрениях всех пяти народов. Два полюса здесь – это скандинавы и индуисты. Для Индуизма свойственно подчинение общему течению событий. У скандинавов сопротивление концу света идет до самого конца, одновременно боги осознают, что эта борьба бесполезна (от судьбы не уйдешь). Однако тут вступает в силу другой стимул – герои сражаются во имя посмертной славы.

Возможно, причиной столь разного восприятия судьбы послужила разница в условиях жизни народов (мирные скотоводы-индийцы и воинственные варвары Скандинавского полуострова, у которых война – способ выживания). Противоречия между Иранцами и Индусами, как двумя народами-антагонистами (конфликт между скотоводами и земледельцами неизбежен) выявляются и в их эсхатологиях.

Верховное божество, высшая сила у индусов (их собственный бог) разрушает мир, в то время, как у иранцев бог спасает людей, наказывая только грешников.

Вообще индуистская мифология интересна тем, что у них именно весь мир переполняется злом, а не только отдельные грешники заставляют бога разрушить мир. Что касается Христианства и Ислама – то в обоих этих религиях противодействие концу света – вовсе удел грешников.

Разница лишь в том, что в Исламе «неверные» просто не смогут противостоять Богу и автоматически перейдут под его контроль. Таким образом, проповедники Аллаха еще раз пытаются подчеркнуть величие своего Бога. 2) Природные катаклизмы перед концом света: Во всех мифологиях конец света наступает из-за природного катаклизма (в Индуизме, только, конец света в большей степени олицетворяется, чем где-либо). Это – не совпадение, для людей, создающих мифологию, на тот момент самым страшным бедствием были землетрясения, град и т.д.

Человек на тот момент еще не в такой мере овладел силами природы, чтобы опасаться самого себя (например, ошибки на ядерном реакторе). Интересным фактом является подробное описание в Древнеиранской и Христианской эсхатологиях угрозы связанной с саранчой. Это может быть следствием перенятия мифологических сюжетов между народами. Как известно, в Зороастризме были сделаны первые шаги к монотеизму, а Христианство – яркий пример единобожия. В скандинавской и христианской мифологиях природные катаклизмы напрямую связаны с Солнцем и Луной. Это говорит о том, что этносы, создавшие эти мифы владели началами астрономии и понимали связь между космическими объектами, в эсхатологии викингов установлена также прямая связь между Солнцем и температурой на Земле (зима Фимбульветр после того, как Фенрир проглотит Солнце). 3) Дата конца света: Особенное место в данном аспекте занимает Ислам. В Коране описан момент, в котором пророка Аллаха Мухаммада спросили о дне Конца Света. Он в ответ спросил, о том, откуда спрашивающий уверен в том, что Конец Света не стоит за порогом. У мусульман Конец Света может наступить в любой день, у них мир уже переполнен злом. Такое отношение к Последнему Дню можно рассматривать, как еще один метод заставить верящих в Аллаха вести праведную жизнь, поставив их перед фактом скорого конца. В Индуизме и Зороастризме, как в более древних религиях присутствует определенная дата конца света. В Христианстве и Германо-скандинавской мифологии, как более поздно оформившихся религиях ее нет. Это свидетельствует о возрастающей доле философии в религии (теперь наступление или приближение конца света зависит от каждого). 4) Кто погибнет в результате конца света (что обозначает конец света): Также о возрастающей доли гностики (гностика – совокупность религии и философии) можно судить по тем фактам, что эсхатология Индуистов не оставляет в живых никого (для этой мифологии конец света – действительно его конец). В это время у зороастрийцев, мусульман и христиан те, кто вел праведный образ жизни, останутся в живых (или переродятся в новом, перерожденном мире). Так, иносказательно, людям, проповедующим ту или иную религию, даются жизненные приоритеты. В Германо-скандинавской мифологии боги и люди умирают, но после уничтожения прежнего мира, из Царства Мертвых выйдут несправедливо убитые боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир. В какой-то степени, это – своеобразное перерождение. У мусульман и христиан после конца света новый мир не рождается, люди так и остаются либо в аду, либо в раю. Наш мир эти две религии позиционируют как конечный и единственный – это накладывает на верующих дополнительную долю ответственности. 1) Мифология.

Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002 С. Фингарет "Мифы и легенды Древнего Востока", -М.:Норинт, 2002 2) http://persian.km.ru История и мифология Древнего Ирана.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Курсовая работа по литературе

«Мифыо конце света»

Выполнил: студент ФЯ – 120

Аниканов А. О.

Проверил: Степанян Г. Л.

Москва 2006 г.

1) Вступление……………………………………………………………….

2) Индуистская эсхатология

3) Зороастрийская эсхатология(Древний Иран).

4) Германо-скандинавскаяэсхатология.

5) Христианская Эсхатология.

6) Исламская эсхатология.

7) Сравнительная таблица

8) Описание сравнительнойтаблицы и выводы из нее

9) Список использованнойлитературы

Все мифы принято делить нанесколько типов:

1)Мифы о животных и растениях (мифы о превращениях).

2) Мифы о небесных светилах:

Солярные (о Солнце)

Лунарные (о луне)

Астральные (о звездах и планетах)

3) Мифы об умирающих ивоскресающих богах (о временах года)

4) Мифы о сотворении:

Космогонические (о происхождении мира)

Теогонические (о происхождении богов)

Антропогонические (о происхождениичеловека)

5) Мифы о культурных героях(о происхождении культурных благ)

6) Эсхатологические мифы (оконце света)

Каждоеделение условно. Но при помощи этого деления мы можем судить о степениразвитости цивилизации, создавшей тот или иной миф. Изначально человеку необходимаеда – и он начинает придумывать легенды, о том, что потребляет в пищу (мифы оживотных и растениях). Потом он начинает задумываться о том, почему деньсменяется ночью, а ночь сменяется днем и строить свои предположения насчетэтого (мифы о небесных светилах). Потом человек начинает замечать изменениеклиматических условий в местности, на которой он живет (мифы о временах года).Поскольку смена дня и ночи происходит чаще, чем смена времен года, наши предкиначинали строить объяснения смене дня и ночи раньше, чем объяснять сменусезонов. Поэтому мифы об умирающих и воскресающих богах мы помещаем позже мифово небесных светилах.

Раноили поздно человек приходит к овладеванию огнем, изобретению орудий труда, такпоявляются мифы о культурных героях, мифических персонажах, которые каким-либообразом облегчили жизнь других. Хотя это может быть и не отдельный герой, ацелый народ, обучивший другой определенному ремеслу и заполучивший, такимобразом, место в его мифологии.

Когдаже человек определяет для себя, с чего все началось, он начинает задаватьсявытекающим из этого вопросом: «А чем все закончится?». Таким образом, на светпоявляются мифы о конце света, то есть эсхатологические мифы.

Эсхатология(учение о конечных судьбах мира и человечества) является неотъемлемой частьюлюбой религиозной системы. Эсхатологические воззрения оказывают решающеевоздействие на мировоззренческие принципы религии, являясь их логическимзавершением. Наличие эсхатологических мифов свидетельствует о высоком уровнеразвития народа, создавшего их. Пещерного человека не будет интересовать конецсвета, он занят более насущными вопросами (поиском пищи, например).

Индуистская эсхатология.

Воглаве пантеона индуистов стоят трое богов:

Брахма– создатель мира.

Вишну– охраняет мир, созданный Брахмой. В некоторых мифах – нисходит на Землю,воплощается в смертное существо ради спасения мира и восстановления порядка(аватара).

Шива– разрушает мир, когда тот переполняется злом. При этом Шива разрушает мир непо своей злой воле. Разрушать мир – это назначение данного бога.

Индуистскаяэсхатология тесно связана с представлением о мифологическом времени. День-и-ночь(«кальпа») Брахмы длится 24 000 божественных лет. Это время делится на 4 периода,4 «юги» (юга – обозначение мирового периода):

Критаюга– золотой век, человечество процветает, все люди праведны и справедливы. Это - самаядлинная юга.

Третаюга– серебряный век, появляется порок, но его все еще мало. Люди начинают делитьсяна сословия и забывать о долге. Религия из духовной потребности превращается всредство для достижения личных целей.

Двапараюга– медный век, преобладают зло и пороки. Люди отвращаются от долга. Благонравия становитсяменьше, а торжественных обрядов все больше. Начинаются болезни и бедствия. Единаявера делится на четыре части (четыре касты в Индии).

Калиюга– железный век, самая короткая юга, повсюду царствует беззаконие. Подревнеиндийской мифологии, Калиюга началась 18 февраля 3102 г. до н. э.(соответственно можно высчитать день конца мира). Все отвращаются от священногодолга. Добродетель и благонравие исчезают полностью. В мире воцаряются злоба,печаль, голод и страх. Правители ведут себя как грабители с большой дороги,стараясь любым путем захватить власть и богатство. Считается, что наш век - Калиюга- погибнет от огня, который сожжет все. Эта эра берет свое название от именибогини Кали (в переводе – «черная»), четырехрукойбогини смерти, жены Шивы,

Послеокончания калиюги Шива «в пляске» уничтожает мир, Солнце сжигает все живое,элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образАбсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайшиймир. Наступает ночь Брахмы, он отдыхает 12 тыс. лет, потом Брахма проснется и всеповторится сначала.

Киндуистской мифологии можно причислить миф о видениях Маркандеи.

Маркандеябыл легендарным индийским мудрецом. Вишну явил ему Корову Закона и показал, каквначале она стоит на четырех ногах (критаюга). Потом, во времена Третаюги, КороваЗакона убирает одну ногу и стоит уже на трех ногах. Справедливость уменьшаетсяна одну треть. Потом, наступает Двапараюга. Корова Закона стоит уже на двухногах. Справедливость уменьшается вдвое. Когда наступает Калиюга, Корова Законастоит на одной ноге. В мире остается только одна четверть справедливости изакона. Потом, Корова Закона уберет последнюю ногу и упадет – мир рухнет.

Зороастрийская эсхатология (ДревнийИран).

Иранскаямифология пересекается с Индоевропейской мифологией и мифологией Индии вчастности. Это можно объяснить тем, что древние поселения как иранцев, так ииндусов возникли во времена Великого переселения народов, то есть обе мифологиисоздали люди, имеющие одних предков.

Зороастризмполучил свое название от имени пророка Зороастра. Главную роль в ритуале Зороастризмаиграет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости.

Воглаве сил добра в Зороастризме стоит Ахура-Мазда, во главе сил зла - враждебныйдух-разрушитель Ангро-Майнью. Ахура-Мазда, зная, что искоренить зло невозможно,предложил Ангро-Майнье сражаться 9000 лет. Таким образом, последователи этой религии делили историю мирана 3 периода (эры) по 3000 лет. В последние 3000 лет, эру Разделения Добра иЗла, родится три спасителя.

Первый из спасителей встретится сАхура Маздой и, вернувшись в телесный мир к людям, очистит веру. Тогда наступитпервый конец света (в Древнеиранской мифологии конец света носит название «фрашкард»).Тогда волки со всего света соберутся в одном месте и сольются в одногоогромного волка. Праведные люди соберут войско, совершат священный ритуал исразятся с чудовищем. Они убьют волка плетьми, кинжалами, копьями и стрелами.Волчий яд разольется вокруг, и все растения погибнут. Затем польют бесконечныедожди, и повалит снег. К концу страшной зимы отовсюду к людям соберутся дикиезвери. Никто не станет убивать их, но, напротив позаботится о зверях как особственных детях.

Затемявится второй Спаситель и возвестит людям забытые закон и веру. Но вновь, какнекогда волки, змеи всех разновидностей сползутся и срастутся в единое тело, иэтот гигантский змей двинется на людей. И праведники опять выйдут на битву иуничтожат змея. И возникнет дэв (дьявол) в виде черной саранчи и войдет в телодвуногого дэва. Тогда страшный дракон Ажи Дахака, прикованный в жерле вулканавырвется на свободу. Он пожрет треть людей, коров и овец. Огонь, вода ирастения придут к Ахура-Мазде и взмолятся перед ним. Творец пробудит от сна могучеговойна Сама Керсаспу и тот уничтожит Дахаку. За этим Ахура-Мазда начнетразрушать мир.

Весьмир будет объят огнем (олицетворением божественной справедливости), все мертвыевоскреснут и будут судимы. На землю прольется поток расплавленной меди.Праведникам он покажется теплым молоком, грешники же сгорят в мучениях. Затемпоток расплавленного металла достигнет ада и Ангро-Майнью, вместе с его приспешникамибудут уничтожены навсегда. Каждая душа должна будет пройти по тонкому какконский волос Мосту отбора (мост Чинва), ведущему на небеса (в Дом песен). Послеэтого, земля превратится в цветущую равнину и люди перестанут есть мясо.Наступит вечная весна.

Германо-скандинавская эсхатология.

ВГермано-скандинавской мифологии миф о конце света носит название Рагнарек. Рагнарек– самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов.

Слово«Рагнарек» буквально означает «судьба или гибель богов». Это понятие включаетполное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второйстоль же мрачной концепции судьбы человечества и созданных ей богов. Большоезначение имеет то, что боги с самого начала знают о том, что конец светапредотвратить невозможно.

Боги в Германо-скандинавской мифологии не вменьшей степени ответственны за зло на земле, чем люди. В частности, богиответственны за появление жадности у людей, бог справедливости Тюр пошел наобман, чтобы посадить на цепь волка Фенрира. Эта цепь была неразрушима, однакос каждым плохим человеческим поступком цепь становилась все слабее.

Прелюдией к Рагнарёку станет падениечеловеческой нравственности. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни усына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Прикованный гномьей цепью,гигантский волк Фенрир вырвется на свободу и проглотит Солнце. Затем настанетлютая зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных временгода, только снег будет валить со всех сторон.

Вслед за этим станут рушиться скалы ицелые горные хребты. От этих мощнейших сотрясений разорвутся цепи и оковы, вкоторые были закованы богами все их основные враги. Вода начнет заливать землю,потому что в море перевернется Мировая змея Ермунганд, и в сильнейшем гневепоползет на берег, изрыгая яд на небо и землю.

Затемсорвется с якоря и поплывет подхваченный исполинским валом корабль Нагльфар,сделанный из ногтей мертвецов и снаряженный в болотах Хеля (подземного царства).На его борту - команда мертвецов и очнувшийся от паралича и разорвавшийкаменные оковы злодей Локи. Правит этим кораблём-призраком великан по имениХрюм. Вырвется на свободу и страшный пес Гарм.

Азатем расколется надвое ставшее зловещим небо, и появится войско сыновМуспелля. Муспелль (или Муспелльсхейм) - огненная страна, которая существовалаеще до начала творения. Муспелль - обитель огненных великанов, похожих наожившие вулканы: из глаз вырывались огненные лучи, а из трещин в их темныхтелах выбивалась лава. В лапах воины держали громадные гранитные дубины. Воглаве этого войска скакал великан Сурт.

Всеэто воинство тьмы соберется на поле Вигрид и выступит против богов (Асов). Впередивойска Асов будет ехать на своем коне верховный бог Один, за ним - громовержецТор со своим молотом, сын Одина Тор, бог войны Тюр и остальные боги и воины.

Тор,увидев Ермунганд, отделится от основного войска и направится помериться силамис Мировой змеёй.

Такначнется битва богов с мировым злом.

Первымв битву ринется неистовый Фенрир и проглотит Одина, но один из сыновей верховногобога придавит нижнюю челюсть волка ногой к земле, схватит его рукой за верхнюючелюсть и разорвет тому пасть.

Тут вырвется вперёд пес Гарм и, заливая землю вонючей пенной слюной,вступит в бой с Тюром. После яростной схватки они поразят друг друга насмерть.

Торумертвит Мировую Змею, но не будет в состоянии придти на помощь остальнымбогам, так как, отойдя всего на девять шагов от поверженной змеи, упадетотравленный её ядом.

Погибнетв этой битве и коварный Локи. Сурт увидев, что перевес над войском Асов никакне наступает, изрыгнет из себя всепожирающее пламя и сожжет мир.

Такзакончится битва добра со злом, в которой зло победит.

Послеэтого мир возродится снова, из царства мертвых выйдут младшие боги, которые небыли ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир.

Христианская Эсхатология.

Христианскаяэсхатология раскрывается в откровении Иоанна Богослова.

Вэтом отрывке Библии говорится, что на Землю придут четверо всадников. За нимипроизойдет великое землетрясение, Солнце побледнеет, а Луна сделается красной,как кровь, на Землю начнут падать звезды. От этого скроется небо «свившись каксвиток» и материки придут в движение («и всякая гора и остров двинулись с местсвоих»). Все люди скроются в пещерах и ущельях гор и начнут умолять их скрытьот гнева бога.

ЗатемАнгел пометит печатью Бога тех, кто вел праведную жизнь – и они спасутся,вознесясь в обитель божью обитель. После чего семь ангелов затрубят в трубы ина Землю обрушатся бедствия (землетрясения, град, пожары, извержения вулканов ит.д.).

Потомна землю упадет метеорит, и из образованной им расщелины выйдет огромная саранчаи начнет жалить грешников. Саранча эта будет размером с лошадей, счеловеческими лицами и львиными зубами и жалами как у скорпионов. Ее укусы небудут убивать, а только мучить людей, как укусы скорпионов. Даже те грешники,кто захочет умереть, умереть не смогут. Так продолжится пять месяцев, послечего произойдет нашествие четырех Ангелов во главе войска на конях, изрыгающих огонь,дым и серу.

После того как протрубитседьмой Ангел, Земля станет «Царством Господа».

Тогдана небе появится знамение – женщина, «облеченная в Солнце» и огромный красныйдракон с семью головами. Женщина родит ребенка, и начнется война за него междудраконом и Ангелами. В конце этой войны Ангелы низвергнут дракона (дьявола) наЗемлю и он станет править на земле (олицетворение порока). Тогда бог повелитсвоим семи Ангелам вылить на Землю 7 чаш гнева. И люди, оказавшиеся во властидьявола, снова начнут страдать: на их телах появятся гнойные раны, все живое вморях погибнет, Солнце начнет жечь люде огнем, и т.д. Будет разрушен городВавилон, ставший символом грешности людей. После этого войско Зверя (порок) иземных царей сразится с войском бога и проиграет, Зверь и его лжепророк будутброшены в огненное озеро. Дракон будет связан и брошен в бездну на тысячу лет,после чего будет освобожден и вновь станет искушать народы. Тогда Бог сожжетвновь подчинившиеся дьяволу народы, а самого дракона сбросит в огненное озеро кЗверю и лжепророку.

Тогданачнется суд над мертвыми и каждому воздастся по его заслугам: грешные будутброшены в огненное озеро, а праведники увидят новый мир и новый Иерусалим (рай),в котором не будет болезней, горестей и несчастий.

Исламская эсхатология.

Верав Судный День одно из основных положений веры в Исламе. Мусульмане верят, что вдень, известный лишь Богу (Аллаху), когда он посчитает нужным, этому мирупридет конец в результате ужасающего, невообразимого космического катаклизма. АрхангелИсрафил дунет в огромную трубу под названием «Су"ур» и наступит Конец Света. Страшныйзвук трубы умертвит все живые существа и на земле произойдёт страшная буря,сильное землетрясение. Рухнут не только постройки людей, но и разрушатся дооснования все горы. Конец Света коснётся не только Земли. Нарушится гармониявсего мироздания и в результате катаклизма произойдёт переустройство всейвселенной.

Попрошествии определённого времени, отпущенного на такое переустройство архангелИсрафил (мир ему) вторично дунет в трубу «Су"ур». После второго гласа «Су"ур»,воскреснут все мёртвые и будут призваны на поле «Махшар», где Всевышний Аллахбудет вершить Свой Справедливый Суд. Каждому воскресшему будет вручена книга сего деяниями.

Верав Судный День, - это также и вера в существование Весов «Мизан». На этих весахбудут взвешены все добрые дела и грехи. Ничто нельзя будет утаить. Те, ктопрожил благочестивую жизнь – немедленно попадут в рай (сады Адна) и испытают счастье,понимание которого лежит далеко за пределами человеческого воображения. А те,кто не верил в Единого Бога Аллаха – будут пребывать в непрерывном, страшномогне среди отвратительной обстановки и таких же друзей по несчастью. В Коране(священной книге мусульман) говорится, что неверующие захотят обрести еще однувозможность вернуться в мир, чтобы в свете своего нового знания о Бытие прожитьжизнь иначе, но будет уже слишком поздно.

Зороастризм

Германо-скандинавская мифология

Христианство

Мусульманство

Кто будет препят-ство-вать концу света.

Никто. Конец света для индуистов – в порядке вещей. Все должно идти своим чередом.

Люди. Только после этого доброе верховное существо за них вступится.

Боги. Они пожертвуют собой, даже зная, что победить не смогут.

Грешники и дьявол. Мир, который будет перед концом света, будет удовлетворять только их.

Никто. Никто не сможет противостоять мощи бога.

При-родные ката-клизмы перед концом света (земле-трясе-ния).

Да. Перед концом света будет нашествие саранчи и долгая зима.

Да. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Перед концом света будет долгая зима.

Перед концом света будет нашествие саранчи. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна.

Дата конца

Известна.

Примерно известна.

Неизвестна. Конец света наступит, когда зло окончательно перевесит.

Известна только богу. Конец света наступит неожиданно, но существуют признаки конца света, местами сбывшиеся.

Кто погиб-нет в резуль-тате конца света.

Все люди.

Грешники.

Все люди и все боги.

Грешники.

Грешники.

Что обозна-чает конец света.

Смерть мира.

Очищение и обновление.

Очищение и обновление.

Воздаяние каждому за свершенное им.

Вина за конец света

Люди, боги не виновны

И боги, и люди

Да, ангелы низвергают дракона в наш мир

1) Кто будет препятствоватьконцу света:

Сопоставиввсе пять столбцов, мы можем судить о мировоззрениях всех пяти народов. Дваполюса здесь – это скандинавы и индуисты. Для Индуизма свойственно подчинениеобщему течению событий. У скандинавов сопротивление концу света идет до самогоконца, одновременно боги осознают, что эта борьба бесполезна (от судьбы неуйдешь). Однако тут вступает в силу другой стимул – герои сражаются во имяпосмертной славы. Возможно, причиной столь разного восприятия судьбы послужиларазница в условиях жизни народов (мирные скотоводы-индийцы и воинственныеварвары Скандинавского полуострова, у которых война – способ выживания).

Противоречиямежду Иранцами и Индусами, как двумя народами-антагонистами (конфликт междускотоводами и земледельцами неизбежен) выявляются и в их эсхатологиях. Верховноебожество, высшая сила у индусов (их собственный бог) разрушает мир, в то время,как у иранцев бог спасает людей, наказывая только грешников. Вообще индуистскаямифология интересна тем, что у них именно весь мир переполняется злом, а нетолько отдельные грешники заставляют бога разрушить мир.

Чтокасается Христианства и Ислама – то в обоих этих религиях противодействие концусвета – вовсе удел грешников. Разница лишь в том, что в Исламе «неверные»просто не смогут противостоять Богу и автоматически перейдут под его контроль.Таким образом, проповедники Аллаха еще раз пытаются подчеркнуть величие своегоБога.

2) Природные катаклизмы передконцом света:

Вовсех мифологиях конец света наступает из-за природного катаклизма (в Индуизме,только, конец света в большей степени олицетворяется, чем где-либо). Это – несовпадение, для людей, создающих мифологию, на тот момент самым страшнымбедствием были землетрясения, град и т.д. Человек на тот момент еще не в такоймере овладел силами природы, чтобы опасаться самого себя (например, ошибки наядерном реакторе).

Интереснымфактом является подробное описание в Древнеиранской и Христианской эсхатологияхугрозы связанной с саранчой. Это может быть следствием перенятия мифологическихсюжетов между народами. Как известно, в Зороастризме были сделаны первые шаги кмонотеизму, а Христианство – яркий пример единобожия. В скандинавской ихристианской мифологиях природные катаклизмы напрямую связаны с Солнцем иЛуной. Это говорит о том, что этносы, создавшие эти мифы владели началамиастрономии и понимали связь между космическими объектами, в эсхатологиивикингов установлена также прямая связь между Солнцем и температурой на Земле(зима Фимбульветр после того, как Фенрир проглотит Солнце).

3) Дата конца света:

Особенноеместо в данном аспекте занимает Ислам. В Коране описан момент, в которомпророка Аллаха Мухаммада спросили о дне Конца Света. Он в ответ спросил, о том,откуда спрашивающий уверен в том, что Конец Света не стоит за порогом. Умусульман Конец Света может наступить в любой день, у них мир уже переполнензлом. Такое отношение к Последнему Дню можно рассматривать, как еще один методзаставить верящих в Аллаха вести праведную жизнь, поставив их перед фактомскорого конца.

ВИндуизме и Зороастризме, как в более древних религиях присутствует определеннаядата конца света. В Христианстве и Германо-скандинавской мифологии, как болеепоздно оформившихся религиях ее нет. Это свидетельствует о возрастающей долефилософии в религии (теперь наступление или приближение конца света зависит откаждого).

4) Кто погибнет в результате конца света (что обозначает конецсвета):

Такжео возрастающей доли гностики (гностика – совокупность религии и философии)можно судить по тем фактам, что эсхатология Индуистов не оставляет в живыхникого (для этой мифологии конец света – действительно его конец). В это времяу зороастрийцев, мусульман и христиан те, кто вел праведный образ жизни,останутся в живых (или переродятся в новом, перерожденном мире). Так,иносказательно, людям, проповедующим ту или иную религию, даются жизненныеприоритеты. В Германо-скандинавской мифологии боги и люди умирают, но послеуничтожения прежнего мира, из Царства Мертвых выйдут несправедливо убитые боги,которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир. Вкакой-то степени, это – своеобразное перерождение.

У мусульман и христиан послеконца света новый мир не рождается, люди так и остаются либо в аду, либо в раю.Наш мир эти две религии позиционируют как конечный и единственный – этонакладывает на верующих дополнительную долю ответственности.

1)Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002

С.Фингарет «Мифы и легенды Древнего Востока», -М.: Норинт, 2002

2)http://persian.km.ru История и мифология Древнего Ирана. Фрашкард Алексей Фанталов

http://job.userline.ru/book_print.php?id=32502&page=1

Анатолий Сутугин Paгнарёк - гибель богов и всего мира. Библиотека Самиздат Издательсая система Userline.

Библия,-М.: Объединенные Библейские Общества 1992.- 302 страницы

СИслам ру: http://www.islam.ru/vera/polojenie/suddayСудный День Ислам.Ру –Независимый Исламский Информационный Канал

РОССИЙСКИЙ НИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Курсовая работ по литературе

Мифы о конце света

Выполнил: студент ФЯ - 120

никанов А. О.

Проверил: Степанян Г. Л.

Москва 2006 г.

1) Вступление.

2) Индуистская эсхатология

3) Зороастрийская эсхатология (Древний Иран).

4) Германо-скандинавская эсхатология.

5) Христианская Эсхатология.

6) Исламская эсхатология.

7) Сравнительная таблица

8) Описание сравнительной таблицы и выводы из нее

9) Список использованной литературы

Все мифы принято делить на несколько типов:

1) Мифы о животных и растениях (мифы о превращениях).

2) Мифы о небесных светилах:

Солярные (о Солнце)

Лунарные (о луне)

Астральные (о звездах и планетах)

3) Мифы об мирающих и воскресающих богах (о временах года)

4) Мифы о сотворении:

Космогонические (о происхождении мира)

Теогонические (о происхождении богов)

Антропогонические (о происхождении человека)

5) Мифы о культурных героях (о происхождении культурных благ)

6) Эсхатологические мифы (о конце света)

Каждое деление словно. Но при помощи этого деления мы можем судить о степени развитости цивилизации, создавшей тот или иной миф. Изначально человеку необходима еда - и он начинает придумывать легенды, о том, что потребляет в пищу (мифы о животных и растениях). Потом он начинает задумываться о том, почему день сменяется ночью, ночь сменяется днем и строить свои предположения насчет этого (мифы о небесных светилах). Потом человек начинает замечать изменение климатических словий в местности, на которой он живет (мифы о временах года). Поскольку смена дня и ночи происходит чаще, чем смена времен года, наши предки начинали строить объяснения смене дня и ночи раньше, чем объяснять смену сезонов. Поэтому мифы об мирающих и воскресающих богах мы помещаем позже мифов о небесных светилах.

Рано или поздно человек приходит к овладеванию огнем, изобретению орудий труда, так появляются мифы о культурных героях, мифических персонажах, которые каким-либо образом облегчили жизнь других. Хотя это может быть и не отдельный герой, а целый народ, обучивший другой определенному ремеслу и заполучивший, таким образом, место в его мифологии.

Когда же человек определяет для себя, с чего все началось, он начинает задаваться вытекающим из этого вопросом: А чем все закончится?. Таким образом, на свет появляются мифы о конце света, то есть эсхатологические мифы.

Эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человечества) является неотъемлемой частью любой религиозной системы. Эсхатологические воззрения оказывают решающее воздействие на мировоззренческие принципы религии, являясь их логическим завершением. Наличие эсхатологических мифов свидетельствует о высоком ровне развития народа, создавшего их. Пещерного человека не будет интересовать конец света, он занят более насущными вопросами (поиском пищи, например).

Индуистская эсхатология.

Во главе пантеона индуистов стоят трое богов:

Брахма - создатель мира.

Вишну - охраняет мир, созданный Брахмой. В некоторых мифах - нисходит на Землю, воплощается в смертное существо ради спасения мира и восстановления порядка (аватара).

Шива - разрушает мир, когда тот переполняется злом. При этом Шива разрушает мир не по своей злой воле. Разрушать мир - это назначение данного бога.

Индуистская эсхатология тесно связана с представлением о мифологическом времени. День-и-ночь (лкальпа) Брахмы длится 24 божественных лет. Это время делится на 4 периода, 4 люги (юга - обозначение мирового периода):

Критаюга - золотой век, человечество процветает, все люди праведны и справедливы. Это - самая длинная юга.

Третаюга - серебряный век, появляется порок, но его все еще мало. Люди начинают делиться на сословия и забывать о долге. Религия из духовной потребности превращается в средство для достижения личных целей.

Двапараюга - медный век, преобладают зло и пороки. Люди отвращаются от долга. Благонравия становится меньше, торжественных обрядов все больше. Начинаются болезни и бедствия. Единая вера делится на четыре части (четыре касты в Индии).

Калиюга - железный век, самая короткая юга, повсюду царствует беззаконие. По древнеиндийской мифологии, Калиюга началась 18 февраля 3102 г. до н. э. (соответственно можно высчитать день конца мира). Все отвращаются от священного долга. Добродетель и благонравие исчезают полностью. В мире воцаряются злоба, печаль, голод и страх. Правители ведут себя как грабители с большой дороги, стараясь любым путем захватить власть и богатство. Считается, что наш век - Калиюга - погибнет от огня, который сожжет все. Эта эра берет свое название от имени богини Кали (в переводе - черная), четырехрукой богини смерти, жены Шивы,

После окончания калиюги Шива в пляске ничтожает мир, Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает ночь Брахмы, он отдыхает 12 тыс. лет, потом Брахма проснется и все повторится сначала.

К индуистской мифологии можно причислить миф о видениях Маркандеи.

Маркандея был легендарным индийским мудрецом. Вишну явил ему Корову Закона и показал, как вначале она стоит на четырех ногах (критаюга). Потом, во времена Третаюги, Корова Закона бирает одну ногу и стоит же на трех ногах. Справедливость меньшается на одну треть. Потом, наступает Двапараюга. Корова Закона стоит же на двух ногах. Справедливость меньшается вдвое. Когда наступает Калиюга, Корова Закона стоит на одной ноге. В мире остается только одна четверть справедливости и закона. Потом, Корова Закона берет последнюю ногу и падет - мир рухнет.

Зороастрийская эсхатология (Древний Иран).

Иранская мифология пересекается с Индоевропейской мифологией и мифологией Индии в частности. Это можно объяснить тем, что древние поселения как иранцев, так и индусов возникли во времена Великого переселения народов, то есть обе мифологии создали люди, имеющие одних предков.

Зороастризм получил свое название от имени пророка Зороастра. Главную роль в ритуале Зороастризма играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости.

Во главе сил добра в Зороастризме стоит Ахура-Мазда, во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Ангро-Майнью. Ахура-Мазда, зная, что искоренить зло невозможно, предложил Ангро-Майнье сражаться 9 лет. Таким образом, апоследователи этой религии делили историю мира на 3 периода (эры) по 3 лет. В последние 3 лет, эру Разделения Добра и Зла, родится три спасителя.

Первый из спасителей встретится с Ахура Маздой и, вернувшись в телесный мир к людям, очистит веру. Тогда наступит первый конец света (в Древнеиранской мифологии конец света носит название фрашкард). Тогда волки со всего света соберутся в одном месте и сольются в одного огромного волка. Праведные люди соберут войско, совершат священный ритуал и сразятся с чудовищем. Они бьют волка плетьми, кинжалами, копьями и стрелами. Волчий яд разольется вокруг, и все растения погибнут. Затем польют бесконечные дожди, и повалит снег. К концу страшной зимы отовсюду к людям соберутся дикие звери. Никто не станет бивать их, но, напротив позаботится о зверях как о собственных детях.

Затем явится второй Спаситель и возвестит людям забытые закон и веру. Но вновь, как некогда волки, змеи всех разновидностей сползутся и срастутся в единое тело, и этот гигантский змей двинется на людей. И праведники опять выйдут на битву и уничтожат змея. И возникнет дэв (дьявол) в виде черной саранчи и войдет в тело двуногого дэва. Тогда страшный дракон Ажи Дахака, прикованный в жерле вулкана вырвется на свободу. Он пожрет треть людей, коров и овец. Огонь, вода и растения придут к Ахура-Мазде и взмолятся перед ним. Творец пробудит от сна могучего война Сама Керсаспу и тот ничтожит Дахаку. За этим Ахура-Мазда начнет разрушать мир.

Весь мир будет объят огнем (олицетворением божественной справедливости), все мертвые воскреснут и будут судимы. На землю прольется поток расплавленной меди. Праведникам он покажется теплым молоком, грешники же сгорят в мучениях. Затем поток расплавленного металла достигнет ада и Ангро-Майнью, вместе с его приспешниками будут ничтожены навсегда. Каждая душа должна будет пройти по тонкому как конский волос Мосту отбора (мост Чинва), ведущему на небеса (в Дом песен). После этого, земля превратится в цветущую равнину и люди перестанут есть мясо. Наступит вечная весна.

Германо-скандинавская эсхатология.

В Германо-скандинавской мифологии миф о конце света носит название Рагнарек. Рагнарек - самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов.

Слово Рагнарек буквально означает судьба или гибель богов. Это понятие включает полное ничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных ей богов. Большое значение имеет то, что боги с самого начала знают о том, что конец света предотвратить невозможно.

Боги в Германо-скандинавской мифологии не в меньшей степени ответственны за зло на земле, чем люди. В частности, боги ответственны за появление жадности у людей, бог справедливости Тюр пошел на обман, чтобы посадить на цепь волка Фенрира. Эта цепь была неразрушима, однако с каждым плохим человеческим поступком цепь становилась все слабее.

Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Прикованный гномьей цепью, гигантский волк Фенрир вырвется на свободу и проглотит Солнце. Затем настанет лютая зима Фимбульветр - три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег будет валить со всех сторон.

Вслед за этим станут рушиться скалы и целые горные хребты. От этих мощнейших сотрясений разорвутся цепи и оковы, в которые были закованы богами все их основные враги. Вода начнет заливать землю, потому что в море перевернется Мировая змея Ермунганд, и в сильнейшем гневе поползет на берег, изрыгая яд на небо и землю.

Затем сорвется с якоря и поплывет подхваченный исполинским валом корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов и снаряженный в болотах Хеля (подземного царства). На его борту - команда мертвецов и очнувшийся от паралича и разорвавший каменные оковы злодей Локи. Правит этим кораблём-призраком великан по имени Хрюм. Вырвется на свободу и страшный пес Гарм.

затем расколется надвое ставшее зловещим небо, и появится войско сынов Муспелля. Муспелль (или Муспелльсхейм) - огненная страна, которая существовала еще до начала творения. Муспелль - обитель огненных великанов, похожих на ожившие вулканы: из глаз вырывались огненные лучи, из трещин в их темных телах выбивалась лава. В лапах воины держали громадные гранитные дубины. Во главе этого войска скакал великан Сурт.

Все это воинство тьмы соберется на поле Вигрид и выступит против богов (Асов). Впереди войска Асов будет ехать на своем коне верховный бог Один, за ним - громовержец Тор со своим молотом, сын Одина Тор, бог войны Тюр и остальные боги и воины.

Тор, увидев Ермунганд, отделится от основного войска и направится помериться силами с Мировой змеёй.

Так начнется битва богов с мировым злом.

Первым в битву ринется неистовый Фенрир и проглотит Одина, но один из сыновей верховного бога придавит нижнюю челюсть волка ногой к земле, схватит его рукой за верхнюю челюсть и разорвет тому пасть.

Тут вырвется вперёд пес Гарма и, заливая землю вонючей пенной слюной, вступит в бой с Тюром. После яростной схватки они поразят друг друга насмерть.

Тор умертвит Мировую Змею, но не будет в состоянии придти на помощь остальным богам, так как, отойдя всего на девять шагов от поверженной змеи, падет отравленный её ядом.

Погибнет в этой битве и коварный Локи. Сурт видев, что перевес над войском Асов никак не наступает, изрыгнет из себя всепожирающее пламя и сожжет мир.

Так закончится битва добра со злом, в которой зло победит.

После этого мир возродится снова, из царства мертвых выйдут младшие боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир.

Христианская Эсхатология.

Христианская эсхатология раскрывается в откровении Иоанна Богослова.

В этом отрывке Библии говорится, что на Землю придут четверо всадников. За ними произойдет великое землетрясение, Солнце побледнеет, Луна сделается красной, как кровь, на Землю начнут падать звезды. От этого скроется небо свившись как свиток и материки придут в движение (ли всякая гора и остров двинулись с мест своих). Все люди скроются в пещерах и щельях гор и начнут молять их скрыть от гнева бога.

Затем Ангел пометит печатью Бога тех, кто вел праведную жизнь - и они спасутся, вознесясь в обитель божью обитель. После чего семь ангелов затрубят в трубы и на Землю обрушатся бедствия (землетрясения, град, пожары, извержения вулканов и т.д.).

Потом на землю падет метеорит, и из образованной им расщелины выйдет огромная саранча и начнет жалить грешников. Саранча эта будет размером с лошадей, с человеческими лицами и львиными зубами и жалами как у скорпионов. Ее кусы не будут бивать, только мучить людей, как кусы скорпионов. Даже те грешники, кто захочет мереть, мереть не смогут. Так продолжится пять месяцев, после чего произойдет нашествие четырех Ангелов во главе войска на конях, изрыгающих огонь, дым и серу.

После того как протрубит седьмой Ангел, Земля станет Царством Господа.

Тогда на небе появится знамение - женщина, лоблеченная в Солнце и огромный красный дракон с семью головами. Женщина родит ребенка, и начнется война за него между драконом и Ангелами. В конце этой войны Ангелы низвергнут дракона (дьявола) на Землю и он станет править на земле (олицетворение порока). Тогда бог повелит своим семи Ангелам вылить на Землю 7 чаш гнева. И люди, оказавшиеся во власти дьявола, снова начнут страдать: на их телах появятся гнойные раны, все живое в морях погибнет, Солнце начнет жечь люде огнем, и т.д. Будет разрушен город Вавилон, ставший символом грешности людей. После этого войско Зверя (порок) и земных царей сразится с войском бога и проиграет, Зверь и его жепророк будут брошены в огненное озеро. Дракон будет связан и брошен в бездну на тысячу лет, после чего будет освобожден и вновь станет искушать народы. Тогда Бог сожжет вновь подчинившиеся дьяволу народы, самого дракона сбросит в огненное озеро к Зверю и жепророку.

Тогда начнется суд над мертвыми и каждому воздастся по его заслугам: грешные будут брошены в огненное озеро, праведники видят новый мир и новый Иерусалим (рай), в котором не будет болезней, горестей и несчастий.

Исламская эсхатология.

Вера в Судный День одно из основных положений веры в Исламе. Мусульмане верят, что в день, известный лишь Богу (Аллаху), когда он посчитает нужным, этому миру придет конец в результате жасающего, невообразимого космического катаклизма. Архангел Исрафил дунет в огромную трубу под названием Су"ур и наступит Конец Света. Страшный звук трубы мертвит все живые существа и на земле произойдёт страшная буря, сильное землетрясение. Рухнут не только постройки людей, но и разрушатся до основания все горы. Конец Света коснётся не только Земли. Нарушится гармония всего мироздания и в результате катаклизма произойдёт переустройство всей вселенной.

По прошествии определённого времени, отпущенного на такое переустройство архангел Исрафил (мир ему) вторично дунет в трубу Су"ур. После второго гласа Су"ур, воскреснут все мёртвые и будут призваны на поле Махшар, где Всевышний Аллах будет вершить Свой Справедливый Суд. Каждому воскресшему будет вручена книга с его деяниями.

Вера в Судный День, - это также и вера в существование Весов Мизан. На этих весах будут взвешены все добрые дела и грехи. Ничто нельзя будет таить. Те, кто прожил благочестивую жизнь - немедленно попадут в рай (сады Адна) и испытают счастье, понимание которого лежит далеко за пределами человеческого воображения. А те, кто не верил в Единого Бога Аллаха - будут пребывать в непрерывном, страшном огне среди отвратительной обстановки и таких же друзей по несчастью. В Коране (священной книге мусульман) говорится, что неверующие захотят обрести еще одну возможность вернуться в мир, чтобы в свете своего нового знания о Бытие прожить жизнь иначе, но будет же слишком поздно.

Зороастризм

Германо-скандинавская мифология

Христианство

Мусульманство

Кто будет препят-ство-вать концу света.

Никто. Конец света для индуистов - в порядке вещей. Все должно идти своим чередом.

Люди. Только после этого доброе верховное существо за них вступится.

Боги. Они пожертвуют собой, даже зная, что победить не смогут.

Грешники и дьявол. Мир, который будет перед концом света, будет довлетворять только их.

Никто. Никто не сможет противостоять мощи бога.

При-родные ката-клизмы перед концом света (земле-трясе-ния).

Да. Перед концом света будет нашествие саранчи и долгая зима.

Да. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Перед концом света будет долгая зима.

Перед концом света будет нашествие саранчи. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна.

Дата конца

Известна.

Примерно известна.

Неизвестна. Конец света наступит, когда зло окончательно перевесит.

Известна только богу. Конец света наступит неожиданно, но существуют признаки конца света, местами сбывшиеся.

Кто погиб-нет в резуль-тате конца света.

Все люди.

Грешники.

Все люди и все боги.

Грешники.

Грешники.

Что обозна-чает конец света.

Смерть мира.

Очищение и обновление.

Очищение и обновление.

Воздаяние каждому за свершенное им.

Вина за конец света

Люди, боги не виновны

И боги, и люди

Да, ангелы низвергают дракона в наш мир

1) Кто будет препятствовать концу света:

Сопоставив все пять столбцов, мы можем судить о мировоззрениях всех пяти народов. Два полюса здесь - это скандинавы и индуисты. Для Индуизма свойственно подчинение общему течению событий. У скандинавов сопротивление концу света идет до самого конца, одновременно боги осознают, что эта борьба бесполезна (от судьбы не уйдешь). Однако тут вступает в силу другой стимул - герои сражаются во имя посмертной славы. Возможно, причиной столь разного восприятия судьбы послужила разница в словиях жизни народов (мирные скотоводы-индийцы и воинственные варвары Скандинавского полуострова, у которых война - способ выживания).

Противоречия между Иранцами и Индусами, как двумя народами-антагонистами (конфликт между скотоводами и земледельцами неизбежен) выявляются и в их эсхатологиях. Верховное божество, высшая сила у индусов (их собственный бог) разрушает мир, в то время, как у иранцев бог спасает людей, наказывая только грешников. Вообще индуистская мифология интересна тем, что у них именно весь мир переполняется злом, не только отдельные грешники заставляют бога разрушить мир.

Что касается Христианства и Ислама - то в обоих этих религиях противодействие концу света - вовсе дел грешников. Разница лишь в том, что в Исламе неверные просто не смогут противостоять Богу и автоматически перейдут под его контроль. Таким образом, проповедники Аллаха еще раз пытаются подчеркнуть величие своего Бога.

2) Природные катаклизмы перед концом света:

Во всех мифологиях конец света наступает из-за природного катаклизма (в Индуизме, только, конец света в большей степени олицетворяется, чем где-либо). Это - не совпадение, для людей, создающих мифологию, на тот момент самым страшным бедствием были землетрясения, град и т.д. Человек на тот момент еще не в такой мере овладел силами природы, чтобы опасаться самого себя (например, ошибки на ядерном реакторе).

Интересным фактом является подробное описание в Древнеиранской и Христианской эсхатологиях угрозы связанной с саранчой. Это может быть следствием перенятия мифологических сюжетов между народами. Как известно, в Зороастризме были сделаны первые шаги к монотеизму, Христианство - яркий пример единобожия. В скандинавской и христианской мифологиях природные катаклизмы напрямую связаны с Солнцем и Луной. Это говорит о том, что этносы, создавшие эти мифы владели началами астрономии и понимали связь между космическими объектами, в эсхатологии викингов становлена также прямая связь между Солнцем и температурой на Земле (зима Фимбульветр после того, как Фенрир проглотит Солнце).


3) Дата конца света:

Особенное место в данном аспекте занимает Ислам. В Коране описан момент, в котором пророка Аллаха Мухаммада спросили о дне Конца Света. Он в ответ спросил, о том, откуда спрашивающий верен в том, что Конец Света не стоит за порогом. У мусульман Конец Света может наступить в любой день, у них мир же переполнен злом. Такое отношение к Последнему Дню можно рассматривать, как еще один метод заставить верящих в Аллаха вести праведную жизнь, поставив их перед фактом скорого конца.

В Индуизме и Зороастризме, как в более древних религиях присутствует определенная дата конца света. В Христианстве и Германо-скандинавской мифологии, как более поздно оформившихся религиях ее нет. Это свидетельствует о возрастающей доле философии в религии (теперь наступление или приближение конца света зависит от каждого).

4) Кто погибнет в результате конца света (что обозначает конец света):

Также о возрастающей доли гностики (гностика - совокупность религии и философии) можно судить по тем фактам, что эсхатология Индуистов не оставляет в живых никого (для этой мифологии конец света - действительно его конец). В это время у зороастрийцев, мусульман и христиан те, кто вел праведный образ жизни, останутся в живых (или переродятся в новом, перерожденном мире). Так, иносказательно, людям, проповедующим ту или иную религию, даются жизненные приоритеты. В Германо-скандинавской мифологии боги и люди мирают, но после уничтожения прежнего мира, из Царства Мертвых выйдут несправедливо битые боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир. В какой-то степени, это - своеобразное перерождение.

У мусульман и христиан после конца света новый мир не рождается, люди так и остаются либо в аду, либо в раю. Наш мир эти две религии позиционируют как конечный и единственный - это накладывает на верующих дополнительную долю ответственности.

1) Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002

С. Фингарет "Мифы и легенды Древнего Востока", -М.:Норинт, 2002

a href="page0.php">домен сайта скрыт/book_print.php?id=32502&page=1 Анатолий Сутугин Paгнарёк - гибель богов и всего мира. Библиотека Самиздат Издательсая система Userline.

Библия, -М.: Объединенные Библейские Общества 1992.- 302 страницы

С Ислам ру: домен сайта скрыт/vera/polojenie/sudday Судный День Ислам.Ру - Независимый Исламский Информационный Канал

Мифология Ближнего Востока Хук Самуэль

Эсхатологический миф (миф о конце света)

Эсхатологические мифы являются отличительной чертой еврейской и христианской мыслительной традиции. Возможно, кое-что они почерпнули из эсхатологии зороастризма. В писаниях пророков, а более всего в апокалиптической литературе значительное место занимает идея катастрофического конца света. Пророки полагали, что «история спасения» должна быть связана с решающим вмешательством божественных сил. «И будет в последние дни», – типичная фраза пророческой литературы. Когда пророки пытаются описать конец света, они вынуждены прибегать к языку мифов. Описание победы Мардука над драконом – повелителем хаоса в вавилонском эпосе о творении мира – дает им картины и образы, необходимые для описания решающей победы Яхве над силами зла. Как божественный акт создания лежит где-то вне исторических реалий и может быть описан только языком мифов, так и божественный акт, который завершает историю, может быть описан только таким же языком. Из иудаизма эсхатологическое использование мифа было перенесено в христианство, где в полном объеме проявилось в Откровении Иоанна Богослова.

Необходимо сказать, что использование этой категории мифов в евангельских текстах ни в коей мере не ставит под сомнение их историческую точность. Однако для тех, кто верит (как это делали пророки и первые ученики Христа), что Бог вошел в историю человечества, в истории есть некоторые моменты, когда случаются события, причины и природа которых лежат за пределами исторических причинных связей. Здесь функция мифа заключается в том, чтобы при помощи символических образов выразить то, что не может быть выражено по-другому. Так миф становится продолжением символизма.

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

4. В конце дней К читателю: Приступая к чтению этой главы, читатель должен вооружиться правильными определениями всех духовных понятий. В противном случае, в его представлении будут возникать материалистические овеществленные образы, взятые из представлений нашего мира,

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 23 СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ:ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ Основатель культа: его время и «открытия» Культ, на котором мы теперь остановимся, известен под названием Свидетели Иеговы. Рассмотрим его, как учение и практику, особенно потому что он имеет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Ж. В конце столетия В 1880–е годы зарубежные миссии, руководимые преимущественно теми людьми, которые уже были адвентистами, вдохновились присутствием Елены Уайт в Европе и ее статьями о Европе в церковных газетах, издаваемых на родине. В то же время другие континенты

Из книги Верую. Вера образованных людей автора Сербский Николай Велимирович

3. Эсхатологический Остаток Исайя, более чем другие пророки, объединяет мессианские пророчества с конкретной теологией Остатка и при этом выходит за рамки всех исторических случаев исполнения ветхозаветных пророчеств об Остатке. Исайя предсказывает, что Мессия как

Из книги Размышления о бессмертной душе автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

…Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша И пророк, и тайнозритель, прозревая вечность, видели Его: то не было сияние солнца, и не свечение луны или звезд, но все-таки некий неизреченный Свет проникал всюду и

Из книги Иисус Христос автора Каспер Вальтер

О конце мира Из творений митрополита Вениамина (Федченкова)Глубокочтимый батюшка о. Александр!* (*Адресат писем - один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем.- Ред.) Благословен Бог наш, "Имже живем, и движемся, и есмы" (Деян. 17, 28).Вы

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

12. О конце покаянных трудов (Соб. 20-е) 221. Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

О конце времён 1 - В то время поднимется Микаил, великий ангел, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу, - будет избавлен. 2 Многие

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

О конце времен 1 В то время поднимется Михаил, великий князь, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы, до того времени. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу - будет

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Ваххабиты в конце ХХ века Кроме Саудовской Аравии ваххабиты существуют также в Индии, Пакистане, Афганистане, Сирии, Иордании, эмиратах Персидского залива, Индонезии, Средней Азии, Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия) и Северной

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

В конце дня шестого – Дальше говорится так:/26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

IV. Палестина в конце VI века Покоренная некогда римлянами Палестина в VI веке входила в состав Восточной Римской империи. После времен Веспасиана и Адриана, после двух страшных погромов, к VI веку Палестина успела значительно оправиться, главным образом, вследствие того, что

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

4. Первоначальный и эсхатологический моменты Для того чтобы составить верное представление об эсхатологическом моменте, представляется целесообразным снова обратиться к первоначальному моменту. Момент, через который время входит в вечность, точно соответствует тому

Из книги автора

3.5.4. Иной возможный вывод об основном содержании обетованного откровения – эсхатологический суд Божий А. Гэрроу считает, что самым главным в содержании обетованного откровения является эсхатологический суд Божий. В Откр 14 возвещается суд над царством зверя: «Кто

Рагнарёк (Рагнарок) в германо-скандинавской мифологии - гибель богов и всего мира, следующая

За последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос.

В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима» «Fimbulwinter» (фимбульвинтер), предшествующая Рагнарёку.

Согласно пророчеству, в...

Время прихода нового Христа в Канун Смены Эпох, как будет сейчас или, как было в расе Атлантов выбрано Богами не случайно. К этому моменту духовность людей расы только-только начинает возрастать, и они начинают задумываться о Боге и о своей Душе.

При этом у людей возникает естественное желание: ЗНАТЬ больше о Богах и о Душе, поэтому за знаниями они обращаются к служителям церкви, храмов и костёлов любой из религий своего мира. И вот тут, многие люди наталкиваются на стену из заученных фраз...



-Конец мира в Мире;
-Разрушение цивилизации;
-Смена Рас;

Конец Света можно трактовать по-разному, но это всегда означает одно - Конец Старого Мира!

Для многих людей это слово имеет много значений:

Изменение взглядов на свою жизнь;
-Крушение старых устоев и традиций;

Крутые перемены в семье или на работе;
-Конец мира в Мире;
-Разрушение цивилизации;
-Смена Рас;
-Гибель Планеты, Солнечной Системы, Галактики или Вселенной.

Но КОНЕЦ - это и НАЧАЛО чего-то нового, где Конец является концом данного отрезка Пути, Времени или Жизни и...

Чтобы каждый человек почувствовал себя сотрудником Света и частицей Вселенной и Вечности, необходимо понимание того, что есть Свет, и что есть Вечность.

Свет есть энергия Творца, которая существовала вечно, и будет существовать вечно.

Свет есть тонкая субстанция, которая имеет и материальную, и волновую природу, причем, материальная природа Света возникла только после разворачивания Мироздания, а волновая (матричная) природа Света, существовала изначально, до Начала Времен и будет...

Миф 1: Каббалой нельзя заниматься до 40-летнего возраста

Ответ: Со времен великого каббалиста АРИ никаких ограничений на изучение каббалы не существует. Ею могут заниматься все, даже женщины и дети. Все запреты существовали только до XVI века. И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души еще не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор.

Сегодня миллионы людей начинают ощущать потребность в каббале, и остановить...

Свет - это единственная сила, которая нас меняет. Нет ничего кроме этого. Мы все находимся в одной природе, но существует другая природа, и если оттуда прийдёт ко мне свет, то он притянет меня туда. Всё остальное - лишь средства для достижения этого действия, для того, чтобы это действие вызвать, чтобы заставить свет притянуть меня, только лишь средства.

Как я могу заставить свет это сделать? Тем, что я потребую от него совершить то действие, которое он способен совершить по отношению ко мне...

Род Всевышний не только предвечно порождает Сварога и Ладу, Он также извечно соединяет и насыщает творения свои Светом, который является Святым Духом Вседержителя. Свет Рода является животворным дыханием Рода Всевышнего, которое проявляет себя как своеобразная духовная сила (энергия), излучаемая Оком Рода – Святым Алатырем.

Эта Божья Сила питает и направляет все живые существа к развитию и совершенствованию.

Свет Рода – невидимое, но ощутимое воплощение Любви и Силы Вседержителя, что...