Перечень неисправностей для списания компьютера. Как проходит списание техники на предприятии и какими документами следует руководствоваться

Необходимость в обновлении компьютерной техники встает перед менеджментом каждой компании - небольшой фирмы или крупного предприятия. Компьютеры морально устаревают очень быстро, и поэтому требуется приобретать новую, современную технику. Компания «ЭкспертУтиль» предлагает свои услуги по профессиональной экспертизе, списанию и утилизации компьютерной техники.

Предложения и схема работы «ЭкспертУтиль»

Логично, что нахождение на балансе устаревшей, нерабочей техники - это достаточно ощутимая прореха в финансовой ведомости для организации. Кроме того, громоздкие системные блоки и мониторы занимают полезное пространство офисного помещения. Просто отвезти аппаратуру на свалку запрещено: экологическое законодательство РФ строго регламентирует процесс утилизации компьютерной техники. Поэтому единственным правильным решением является обращение к специалистам, которые проведут списание компьютеров на предприятии под ключ в соответствии с требованиями действующего закона.

Итак, как работает «ЭкспертУтиль»?

  • На первом этапе вы связываетесь с нашими специалистами и оставляете заявку на списание компьютерной техники. Мы закрепляем за вами персонального менеджера, который будет курировать проект, подготовит коммерческое предложение по вашему заказу и ответит на все ваши вопросы;
  • Если вас устраивают условия «ЭкспертУтиль», то мы подготавливаем договор об оказании услуг и отправляем его вам, а также договариваемся об удобном для вас времени, чтобы произвести экспертизу;
  • В обговоренное время к вам приезжают специалисты «ЭкспертУтиль», которые проведут диагностику техники. Компьютеры осматривается, мы анализируем их состояние и то, насколько эффективно они справляются с актуальными для вашей компании задачами. На основании диагностики выносится заключение о том, насколько целесообразно списание морально устаревшего компьютера.
  • Специалисты «ЭкспертУтиль» подготавливают все закрывающие документы, в которых фиксируются причины списания. Мы составляем требуемые акты и передаем их клиенту: как оригиналы, так и цифровые копии.

Также, по вашему желанию, компания «ЭкспертУтиль» может осуществить утилизацию компьютерной техники. Мы обладаем государственной лицензией на проведение данного вида работы и располагаем всеми техническими средствами для экологически безопасной и оперативной утилизации.

Особенности списания в государственных учреждениях

Отметим, что списание компьютеров в бюджетном учреждении имеет ряд нюансов. Дело в том, что некоторые государственные учреждения имеют возможность самостоятельно принимать решения о списании и утилизации техники. Впрочем, такое заключение может вынести только специальная комиссия, которая регулирует поступление и выбытие нефинансовых активов учреждения, и только на основании строгих правил, которые утверждаются курирующими ведомствами и муниципалитетом. Это достаточно трудная операция, требующая блестящего знания соответствующих разделов законодательства. В том случае, если в штате компании нет специалистов, которые занимаются утилизацией и списанием, закон предлагает обратиться к сторонним сертифицированным компаниям.

Ждем ваших заказов и всегда готовы ответить на все ваши вопросы! У консультантов «ЭкспертУтиль» вы можете узнать актуальный список неисправностей компьютера для списания, уточнить цену операции и получить информацию о требуемых закрывающих документах.

Занятие 5: Новый год по-итальянски, или как списать компьютер?

«На тебе, убоже, что нам негоже…»
© Русская народная поговорка

Николай Васильевич Гоголь в своем бессмертном произведении «Мертвые души» вывел образ некоего помещика Плюшкина, который вследствие умопомешательства был не в силах выбросить ни одной вещи, даже поломанной или негодной. Тем более отдать, подарить, или продать что-либо. Все-все, любой огрызок или обломок, складывалось в кладовые и годами сохло, гнило или дряхлело - в зависимости от рода вещи. Вам этот «милый сердцу образ» никого не напоминает, а? Ну, конечно же, - скорее всего, данный персонаж роковым образом схож с вашим главным бухгалтером - как ни горько мне это сознавать. Однако не спешите вкапывать позорные столбы напротив ваших офисов, чтобы привязать к ним тех пугливых ланей, в которых превращаются бухгалтера, чуть только речь заходит о списании компьютерной техники. Быть может, этим пугливым ланям необходимо немного дружеского участия и компетентной поддержки с вашей стороны, господа компьютерщики? Давайте вместе попробуем оказать им такую поддержку.

Самое важное в данном случае - определить ПРИЧИНУ выбытия компьютерной техники. Всего причин шесть:

  1. Продажа
  2. Передача в качестве взноса в Уставной капитал другого предприятия
  3. Списание в случае морального или физического износа
  4. Безвозмездная передача
  5. Недостача (украли) или порча (сгорело)
  6. Ликвидация вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций.

Если причины №1 и №2 вполне понятны и известны бухгалтеру и не вызывают у него никаких вопросов, то вот причины №3 и №4 вводят в ступор большинство из моих коллег - в особенности, если речь заходит о крупных предприятиях. И наоборот, причины №1 и №2 практически не волнуют работников IT-отделов, зато причины №3 и №4 являются актуальными и тревожащими, словно давно нарывающий больной зуб. Ну а причины №5 и №6 достаточно экзотичны для каждой из сторон и возникают достаточно редко. Поэтому мы с вами упустим из виду №1 и №2, постараемся, как можно подробнее рассмотреть №3 и №4, и лишь вскользь коснемся №5 и №6 - чисто из академического интереса.

Причина №3 - Списание компьютерной техники в случае морального или физического износа

Почему бухгалтерские службы так не любят эту причину? Да потому что, как правило, мало кто подтверждает ее существенность соответствующими ритуалами, регламентированными бухгалтерским и налоговым законодательством. Для профессионала, который даже молоко матери воспринимал в двоичном формате, причина видна невооруженным глазом и не нуждается в доказательствах. Ежу понятно, что «Pentium I это сакс, а Pentium IV рулезззззз» . Однако в бухгалтерии работают не ежи, а специалисты в области экономики и финансов. Они говорят на своем, особом языке и указанная выше фраза нуждается в тщательном и многословном переводе, зафиксированном в целом ряде документов. К тому же, еще не так давно, причина №3 порождала крайне неприятные налоговые последствия для любого предприятия и память об этом до сих пор жива, хотя Налоговый кодекс РФ в части глав 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль» уже более года проводит вполне либеральную политику в отношении списания компьютерной техники в случае морального или физического износа. В бухгалтерском же учете все и так достаточно просто:

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ Минфина РФ №26н от 30.03.2001 г. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н)) - основное, как мы помним, руководство по учету основных средств, называет и допускает, как основание выбытия, все причины, кроме №5 -скорее всего, это случайное упущение.

Сам же Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ №33н от 20.06.1998 г. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.03.2000 №32н)).

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации, приказом Руководителя может быть создана постоянно действующая Комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Как правило, в организациях нет особой отдельной Комиссии именно по списанию основных средств. Точно такие же требования по составу Комиссии, изложенные выше, применимы вообще к Комиссии по принятию к учету основных средств и по определению сроков их полезного использования на предприятии. Так что имеет смысл приказом руководителя предприятия создать постоянно действующую Комиссию по учету Основных средств и возложить на нее все те коллегиальные обязанности, которые должны сопровождать появление, функционирование и выбытие основных средств.

В компетенцию Комиссии входит:

  • Осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд)
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством
  • установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования
  • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса
  • составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4)

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма N ОС-4) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

На данном пассаже стоит остановиться отдельно. Я уже вижу саркастическую ухмылку IT-специалистов, вопрошающих сколько может стоить использованный ATX-корпус - в самом деле, какой, к лешему, из него утиль, да еще обладающий рыночной стоимостью? Кстати, именно в этом и состоит основной камень преткновения, - бухгалтерия обязана исполнить всю процедуру с точностью до запятой, а специалист попросту не в состоянии дать внятный ответ на вопрос о рыночной стоимости выбывающих, но еще условно годных комплектующих, а так же о стоимости комплектующих к дальнейшему использованию не пригодных. А ответ нужен - ох, как нужен, иначе выбытие невозможно будет оформить в бухгалтерском, да и в налоговом учете - потому как учет материально-вещественных активов обязательно ведется и в количественном, и в стоимостном выражении (иными словами - и в штуках, и в рублях).

Даже руководствуясь п.11 ст.40 НК РФ, которым определены источники информации о рыночных ценах (официальные источники информации о ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках), сделать это не так просто: в российских условиях получить информацию о рыночных ценах крайне сложно - на бирже котируется лишь ограниченное количество видов товаров, органы статистики далеко не всегда публикуют сведения о ценах, а перечень товаров, по которым такие цены публикуются, достаточно ограничен.

Согласно разъяснениям, дававшимся налоговыми органами (в частности - письмо УМНС РФ по г. Москва №03-08/16182 от 25.04.2000 г.), источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:

  • официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках
  • информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование
  • информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации

Последнее для нас особенно ценно. Ведь средствами массовой информации - совершенно справедливо - считаются и ресурсы Интернет. Не говоря уже о специализированных журналах компьютерной и околокомпьютерной тематики. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, дамы и господа! Я очень надеюсь, что, по прочтении данной статьи, кто-нибудь побудет в роли всеобщего благодетеля и напишет статью, в которой даст хотя бы грубо, прикидочно - по видам комплектующих, по годам их выпуска - оценки возможной стоимости их выбытия. А если бы еще и мониторинг наладить… тогда проблема будет разрешена легко и безболезненно.

Кроме того, оценка рыночной цены может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что к объектам оценки относятся, не только вещи, но и работы, услуги, информация.

На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) проставляется отметка о выбытии объекта.

Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - остаточная стоимость списываемого объекта основных средств включается в состав внереализационных расходов (п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации)
  • Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - затраты, связанные со списанием объекта основных средств, отражены в составе прочих внереализационных расходов. Такими затратами может считаться оплата услуг независимого оценщика, приобретение печатного издания для поиска информации о рыночных ценах, заработная плата работнику, производящему разборку оборудования и проч.
  • Д-т счета 10 - К-т счета 91 - приняты к учету материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств, в оценке по рыночной стоимости

При списании с баланса объектов основных средств до истечения срока их полезного использования налоговые органы на местах зачастую выдвигают требование о необходимости восстановления сумм «входного» НДС, которые ранее были в установленном порядке предъявлены к вычету, в части, приходящейся на остаточную стоимость списываемых объектов.

Такая позиция изложена, в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 2 ноября 2001 г. N 02-11/50849. При этом необходимость восстановления и уплаты налога обосновывается тем, что остаточная стоимость списываемых объектов на издержки производства и обращения не относится. Это второй по важности камень преткновения между бухгалтерской и IT службами при списании основных средств по причине №3.

Как мне кажется, положения гл.21 НК РФ не обязывают налогоплательщиков производить восстановление суммы НДС в случае списания объектов основных средств до истечения их срока полезного использования.

Во-первых, гл.21 НК РФ никак не увязывает возможность применения налоговых вычетов по НДС с необходимостью списания стоимости приобретенных основных средств на издержки производства и обращения. Согласно ст.ст.171 и 172 НК РФ суммы «входного» НДС, уплаченные при приобретении объектов основных средств, принимаются к вычету в полном объеме в момент принятия основных средств на учет при условии, что эти основные средства приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС.

Во-вторых, случаи, когда налогоплательщику следует восстанавливать суммы «входного» НДС, которые ранее правомерно были приняты к вычету, указаны в п.3 ст.170 НК РФ. К таким случаям, например, относится получение налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС по ст.145 НК РФ. Списание основных средств до истечения срока полезного использования к таким случаям не отнесено.

В-третьих, начиная с 1 января 2002 г. гл.25 НК РФ предусмотрено включение остаточной стоимости списываемых основных средств в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли. Это лишает налоговые органы последнего аргумента в пользу необходимости восстановления суммы «входного» НДС, приходящегося на остаточную стоимость списываемого объекта основных средств.

Таким образом, при списании объектов основных средств по причине их морального и (или) физического износа до истечения срока их полезного использования у организации не возникает обязанность восстановить и уплатить в бюджет сумму «входного» НДС, приходящуюся на остаточную стоимость списываемых объектов.

При исчислении налога на прибыль - третий камень преткновения - необходимо учитывать, что в соответствии с пп.8 п.1 ст.265 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) в состав внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения, включаются следующие расходы:

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств
  • суммы недоначисленной в соответствии со сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым объектам основных средств

Отметим, что хотя явно в гл.25 НК РФ это и не написано, можно предположить, что суммы недоначисленной амортизации должны определяться на основании данных налогового, а не бухгалтерского учета. Поэтому в ряде случаев эти суммы в бухгалтерском и налоговом учете могут не совпадать (например, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.).

При этом в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п.13 ст.250 НК РФ). Стоимость указанных материалов (иного имущества) принимается для целей налогообложения по рыночной стоимости (комментарий к п.13 ст.250 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98).

Как видим, все достаточно стройно, логично и соразмерно - в выбытии основных средств в форме компьютерной техники ранее срока полезного использования по причине физического и(или) морального износа нет ничего страшного. При условии, что все формальности соблюдены.

Причина №4 - Безвозмездная передача компьютерной техники

Согласно п.99 вышеназванных Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).

Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением Договора Дарения и Письменного сообщения (Авизо) принимающей организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н, о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.

В соответствии с п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н, при выбытии объектов основных средств по договору дарения (когда является определенным неполучение доходов или поступление активов в результате этих операций) убыток от выбытия, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежит отражению как прочие внереализационные расходы.

В бухгалтерском учете организации передача объекта основных средств на безвозмездной основе (по Договору Дарения) отражается следующими проводками:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств
  • Д-т счета 02 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленной амортизации
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов
  • Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - в составе внереализационных расходов отражены прочие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается для целей исчисления НДС реализацией этих товаров, за исключением нескольких, особо оговоренных случаев, о которых будет рассказано ниже.

Поэтому операции по безвозмездной передаче объектов основных средств являются объектом налогообложения по НДС.

В бухгалтерском учете сумма НДС, начисляемая к уплате в бюджет при безвозмездной передаче имущества, отражается по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 68.

Согласно п.2 ст.154 НК РФ налоговая база при безвозмездной передаче объектов основных средств в общем случае определяется исходя из их рыночной цены без НДС и налога с продаж.

Рыночная цена для целей налогообложения определяется в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ.

Отметим, что поскольку безвозмездная передача имущества признается объектом обложения НДС, то при безвозмездной передаче у организации не возникает необходимости восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету при приобретении указанного имущества.

Пример. Организация дарит сотруднику компьютер балансовой стоимостью 30 000 руб. Сумма начисленной амортизации к моменту списания компьютера по данным бухгалтерского учета - 15 000 руб.

Рыночная цена компьютера без учета НДС по данным независимой экспертизы - 14 000 руб.

В рассматриваемой ситуации при безвозмездной передаче компьютера организация обязана начислить к уплате НДС по ставке 20% от налоговой базы в размере 14 000 руб. Сумма НДС составит 2800 руб.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

  • Д-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - К-т счета 01 - 30 000 руб. - списана первоначальная стоимость компьютера
  • Д-т счета 02 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - 15 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации
  • Д-т счета 91 - К-т счета 01 / «Выбытие основных средств» - 15 000 руб. - списана остаточная стоимость переданного безвозмездно компьютера
  • Д-т счета 91 - К-т счета 68 - 2800 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет в связи с безвозмездной передачей компьютера

Обращаем внимание на то, что пп.12 п.3 ст.149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по передаче товаров на безвозмездной основе, если такая передача осуществляется в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 25 июля 2002 г.).

Порядок применения этой льготы разъяснен в п.26 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

Кроме того, отметим, что в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ НЕ признаются реализацией для целей исчисления НДС следующие случаи безвозмездной передачи объектов основных средств:

  • передача основных средств некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп.3 п.3 ст.39 и пп.1 п.2 ст.146 НК РФ). Например, если мы подарим компьютеры Некоммерческому партнерству, цель которого - распространение компьютерной грамотности в России
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп.5 п.2 ст.146 НК РФ).

Безвозмездная передача объектов основных средств в указанных выше случаях не признается объектом обложения НДС, поэтому у передающей стороны не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС со стоимости переданных объектов.

В то же время следует учитывать, что при осуществлении операций, не признаваемых реализацией, стоимость «входного» НДС к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость передаваемого имущества (пп.4 п.2 ст.170 НК РФ).

Это влечет за собой необходимость восстановления принятой ранее к вычету суммы «входного» НДС, приходящейся на остаточную стоимость основного средства, участвующего в операции, не признаваемой реализацией (п.3 ст.170 НК РФ).

Стоимость безвозмездно переданного имущества, равно как и расходы, связанные с такой передачей, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п.16 ст.270 НК РФ).

Никаких исключений из данного правила гл.25 НК РФ не предусмотрено. Это означает, что если вы допустили безвозмездное выбытие основных средств, то с точки зрения налога на прибыль никакого убытка в данном случае не будет. Предприятие будет вынуждено - с финансовой точки зрения - прибавить к убытку от безвозмездного выбытия основных средств еще 24% от суммы убытка, то есть налог на прибыль, в данном случае это, правда, будет «налог на убыток».

Чтобы уменьшить налоговые последствия от такой безвозмездной передачи мне думается, что вначале необходимо будет осуществить - по всем правилам! - списание компьютерной техники по причине ее морального износа, а уже потом безвозмездно передать оприходованные после списания комплектующие.

О причине №5 - выбытие основных средств вследствие недостачи (порчи) , следует отметить то, что необходимо вначале выявить виновное в данной недостаче (порче) лицо, а затем уже производить операции по списанию, с учетом указанной выше методики - составление Акта, заключение Комиссии по основным средствам.

Причина №6 - ликвидация основных средств вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций достаточно экзотична. Особенностью является вероятность получения страхового возмещения от компании-страхователя. Естественно, это в том случае, если основные средства были застрахованы.

Ну а для того, чтобы внести немного ясности в темный вопрос выбытия компьютерной техники, я рискну предложить вашему вниманию бланк, используя который вы сможете более-менее внятно объяснить бухгалтерской службе, куда должен идти ненужный вам более компьютер.:-)

Предыдущие статьи цикла:

Возможно ли списание данных средств со счетов и 013 без проведения утилизации?

Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов и 013 будет в IV квартале 2012 года, а утилизация - в I квартале 2013 года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.

Обоснование вывода:

Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

Установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);

При необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

Составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.

На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).

Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:

Приказ руководителя организации о создании комиссии;

Акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.

В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.

Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).

Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.

Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.

В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:

МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.

Необходимо учесть также следующее.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

Основанием для этого являются:

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н).

Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее - драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:

Изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

Определить содержание драгоценных металлов в деталях;

Оприходовать полученные детали.

За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:

Вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);

Общую массу отходов;

Наименование драгоценных металлов;

Массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 "Материалы" . Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.

Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.

Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.

В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.

Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.

В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.

Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).

К сведению:

Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок списания компьютерной техники полностью не урегулирован инструкциями по бухучету, поэтому часто вызывает разногласия и затруднения, ведь она содержит драгметаллы. Мы проанализировали ситуацию.

Когда списывается имущество

Как правило, основные средства в государственных (муниципальных) учреждениях списываются в соответствии с инструкциями (положениями) по списанию имущества, разработанными и утвержденными министерствами и ведомствами, а также муниципальными в ведении которых находятся учреждения. Принципы списания имущества образовательных учреждений во многом аналогичны принципам списания федерального имущества.

Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее - Положение).

Списание федерального имущества Положение определяет как комплекс действий, связанных с признанием имущества:

  • непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • утраченным (выбывшим) вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности его местонахождения (п. 2, 3 Положения).

Процедура списания активов такова:

1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;

2) оформление необходимой документации;

3) получение разрешения на списание;

4) демонтаж, разборка имущества;

5) объектов и материалов, полученных от их ликвидации;

6) списание с учета.

Как выносится решение о списании имущества

Бюджетные образовательные учреждения самостоятельно принимают решение о списании компьютерной техники в соответствии с пунктом 4, 4(1) Положения. Исключение - случаи списания оргтехники, отнесенной к особо ценному закрепленному за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенному за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества. Тогда решение о списании принимается бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем.

Для подготовки решения о списании имущества необходимо провести ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Состав и полномочия комиссии

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом организации. осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения):

  • осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принимает решение по о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;
  • устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;
  • подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом в ведении которого находится учреждение.

Комиссия правомочна проводить заседания только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. Срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя на добровольной или возмездной основе могут приглашаться эксперты. Если эксперт привлекается на возмездной основе, его труд оплачивается федеральным бюджетным учреждением за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий (п. 7, 8 Положения).

Экспертом не может быть лицо, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной за материальные ценности учреждения, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества (п. 9 Положения).

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании (п. 9 Положения).

Документальное оформление

При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 г. № 174н):

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

Реализация учреждением мероприятий, предусмотренных актом о списании, и отражение в учете выбытия компьютерной техники не допускается до утверждения в установленном порядке соответствующего акта о списании (п. 11 Положения, п. 52 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, направляются образовательным учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 13 Положения).

Драгметаллы в оргтехнике

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). Поэтому бюджетным учреждениям необходимо планировать свои расходы, учитывая возможную утилизацию оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972. Между учреждением и аффинажной организацией в котором прописываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие исправления (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Как списание техники отражается в учете

Выбытие инвентарных объектов (в том числе движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации»), отражается на основании утвержденных в установленном порядке актов согласно Инструкциям № 157н, № 174н. При необходимости согласования списания имущества с его собственником в установленных Положением случаях к бухгалтерскому учету принимаются акты только при наличии данного согласования (п. 52 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам (п. 51 Инструкции № 157н).

Таким образом, для списания учреждением компьютерной техники надо сделать в учете такие бухгалтерские записи:

Наименование операции

Дебет

Кредит

Списана компьютерная техника, пришедшая в негодность по причине износа, в сумме остаточной стоимости

0 401 10 172

0 101 34 410

Списана сумма начисленной амортизации машин и оборудования

0 104 34 410
«Уменьшение амортизации стоимости машин и оборудования»

0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»

Списана компьютерная техника, пришедшая в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации

21
«Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»

Оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы

0 105 36 340
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н), а по объектам, учитываемым за балансом, - в карточках количественно-суммового учета (п. 374 Инструкции № 157н).

Г. Каспаров ,
эксперт по бюджетному учету