Индия в XIII - XVI вв. Делийский султанат

Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступивший против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил самоубийством. С тех пор систематически вплоть до 1026 г. в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и уходил обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавар) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно управлял лишь Пенджабом.

При преемниках Махмуда в период усобиц и угрозы со стороны сельджуков столица газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутами воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараине он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутского правителя Дели и Аджмира, но да следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), объявил себя независимым султаном индийских владений туридов со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с коня во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, из гулямов (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмыш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов.

Разделенная на множество враждующих между собой княжеств, Индия не могла противостоять вторжениям извне. После распада Арабского халифата на северо-западных рубежах Индии возникла мощная держава Газневидов, унаследовавшая мусульманские государственные традиции. Султан Махмуд Газневи (998-1030) сделал своей целью завоевание Индии; он совершил 17 походов на юг и овладел долиной Инда. Вторжение тюрок в Иран нанесло тяжелый удар Газневидам, и наступление мусульман на время остановилось. В 1173 году к власти в Газни пришел султан Мухаммед Гури, который отправил на завоевание Индии своего полководца-гуляма Кутб уд-дина Айбека. К концу XII столетия Кутб уд-дин овладел долиной Ганга вплоть до Бенгалии; после смерти Мухаммеда Гури он объявил себя султаном и сделал своей столицей Дели - так появилось первое мусульманское государство в Индии, Делийский султанат.

Долгие завоевательные войны сопровождалось захватом большого числа пленных, которые обращались в рабов. Общественное устройство Делийского султаната было результатом социального синтеза, результатом взаимодействия индийских и мусульманских традиций. Основание социальной пирамиды - индийская община - осталось неизменным, крестьяне сохранили свой образ жизни и свою религию, индуизм. Государственно-правовая надстройка султаната соответствовала мусульманским государственным традициям. Вся земля считалась принадлежащей государству, и крестьяне-индусы были обязаны платить поземельно-подушный налог ("харадж-джизью"), составлявший до четверти урожая. Впрочем, сбор налогов в те времена еще не был четко отрегулирован; кадастров не проводилось, и нормы сбора были весьма условными. Большая часть земель ("халиса") находилась в непосредственном ведении правительства и налоги с этих земель шли в казну султана. Другая часть выделялись эмирам и воинам с правом сбора налогов; эти пожалования ("икта") давались на условиях службы и формально не наследовались - но фактически часто передавались по наследству. Так же как во всех мусульманских странах, небольшая часть земель находилась во владении религиозных учреждений ("вакф") или частных лиц ("мульк"). Многие раджпуты были согнаны со своих земель; уцелевшие грасы превратились в держания, обусловленные службой. Помимо воинов, получивших "икта", армия султана включала гвардию, состоявшую из рабов-гулямов, а также ополчения перекочевавших в Индию тюркских и афганских племен. Так же как египетские мамлюки, делийские гулямы неоднократно возводили на престол своих командиров, эмиров и маликов, - почти все султаны Дели происходили из предводителей гулямов. Государственная собственность была двух родов - халиса и икта.

Абу-л Музаффара Ала-уд-дина Бахмана (1347-1358 гг.), ставшего основателем династии Бахманидов. В период своего наибольшего могущества государство Бахманидов простиралось от Аравийского моря на западе до Ориссы на востоке. Северная граница проходила по реке Тапти, южная - по рекам Кришна и Тунгабхадра. Южнее возникло государство Вжджаянагар, с которым Бахманиды вели многолетние войны эа плодородную долину Райчур, находящуюся на границе между ними. Походы Бахмана на юг были успешными. Свое государство он разделил на наместничества - тарафы (Гулбар-га, Доулатабад, Бидар и Берар), сделав столицей Гулбаргу, переименованную им в Ахсанабад (после его смерти она опять стала называться Гулбаргой). Государство Бахманидов достигло расцвета в период, когда им управлял министр Махмуд Гаван (1446-1481 гг.), носивший титул «господин купцов». Он одержал победу над Мальвой и многими индусскими князьями Конкана, разграбил знаменитый своими богатствами индусский храм в Канчи и завоевал Гоа. Однако он был афаки, и "группировка декани оклеветала его. Престарелый министр был тут же убит по приказу пьяного султана. Тверской купец Афанасий Никитин посетил Бидар именно при Махмуде Гаване. Он писал об огромной бахманждской армии, о роскоши энати и бедности населения: «А земля людна велми, а сельская люди голы велми. а бояре сильны добре и пышны велми».

Начиная с 1206 года турецкие султаны взялись за расширение Дели, в те времена незаметного города.
И превратили его в столицу новой империи. Под их контроль вскоре перешла вся северная Индия, и на какое-то время под властью турецких султанов был почти весь Индийский полуостров. Однако ни одной династии не удавалось удержать «Делийский султанат». Ис лам не гарантирует старшему сыну султана право на престолонаследие, поэтому после смерти очередного правителя его сыновья начинали бороться за трон.
В начале XVI века сюда нагрянули непрошеные гости. Новые завоеватели гордились своим происхождением от легендарного повелителя монголов Чингисхана; и их прозвали на арабский манер – «моголами».

в XVII в. феодально-централизованная Моголь-ская империя смогла сломить их сопротивление и подчинить себе Основателем этой новой державы в Северной Индии был тимурид (потомок Тимура-Тамерлана) Захируддин Мухаммад Бабур (1525-1530 гг.), бывший правитель Ферганы, изгнанный из Средней Азии узбеками, пришедшими из Сибири Му-хаммаду Бабуру оказал помощь и поддержку другой тимурид, его родственник, правитель Герата. Бабур овладел афганскими землями и укрепился в Кабуле, но считал, что, только завоевав Индию, он станет во главе богатого и мощного государства Б 1518 и 1524 гг. Бабур совершил нападения на Пенджаб, а в декабре 1525 г. вторгся в Индию еще раз - во главе сильного войска, состоящего из воинов, прибывших из Средней Азии, а также афганцев и гакхаров. Используя перенятое у монго-,шв искусство внезапной конной атаки и умение располагать войска за укрытием из связанных вместе повозок, Бабур нл Паиипатаком иоле в 1526 г. разбил наголову армию правителя Дели Ибрахим-шаха Лоди. Через год, в битве при Сикри, он победил раджпутов Рана Сайта, опытного полководца, правителя Читора, стремившегося объединить под своей властью все раджпутские области. Эти две победы закрепили господство Бабура в Северной Индии. В дальнейшем он овладел фактически всей долиной Ганга.

К концу XIII в. борьба тюркских маликов шамси и балбани за преобладание в Делийском султанате подорвала их могущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальной знати, возглавляемая тюрками-хильджи. Стоявший во главе этой группировки Джалал уд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 г. короновался султаном Дели, положив начало правлению династии Хильджи. В 1292 г. ему удалось нанести поражение монгольскому отряду во главе с внуком ильхана Хулагу Абдуллой. Опасаясь, однако, новых нашествий монголов, Джалал уд-дин не решался встать на путь завоевания новых земель. Его единственное крупное военное предприятие - поход на раджпутскую Рантхамбхор - не было удачным и вызвало недовольство военачальников. Против него был организован заговор, во главе которого стоял племянник и зять Джалал уд-дина - Ала уд-дин Хильджи.

Предательски убив в 1296 г. султана, он надел корону на собственную голову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательную политику. В 1297 г. были отправлены войска в ; богатый торговый город и порт Камбей и столичный город Анхильвара были взяты и разграблены; в руки завоевателей попали сокровища известного индуистского храма в Сомнатхе.

Правитель Гуджарата из династии Чаулукьев бежал в Девагири. В последующие годы не прекращались набеги на раджпутские княжества и крепости.

В конце XIII - начале XIV в. участились набеги монголов. В 1297-1298 гг. в область Лахора вторглось 100-тысячное их войско. В следующем году двести тысяч монголов, перейдя р. Инд, приблизились к столице. Жители окрестных деревень укрылись за городскими стенами, заполнили улицы, рынки, мечети. Ала уд-дин вышел из Дели и дал бой монголам в его предместьях. Они отступили, но уже в 1303 г. монгольские отряды вновь появились под стенами города. Султан не рассчитывал на войско, только недавно вернувшееся из похода, и предпочел отсиживаться в Дели в ожидании подкрепления. После нескольких месяцев грабежей и разбоя кочевники сами покинули Индию. Набеги повторились в 1306 и 1308 гг., но были отражены войсками султана и его военачальников.

В процессе борьбы с монголами Ала уд-дин предпринял меры, направленные на укрепление боеспособности . Это позволило Ала уд-дину значительно расширить свои владения за счет территорий к югу от гор Виндхья. В 1307 г. его военачальник Малик Кафур, обращенный в ислам индус, захватил Девагири, правитель которого стал данником Ала уд-дина. В 1309 г. тот же Малик Кафур захватил столицу Какатьев г.Варангал (в Телингане) и обложил раджу данью. Среди вывезенных им сокровищ был знаменитый бриллиант Кох-и нур. В 1311 г. неутомимый Малик Кафур появился у столицы Хойсалов - Дварасамудры, а спустя еще некоторое время двинул войска далее на юг и напал на владения Пандьев на крайней оконечности п-ова Индостан. На монетах Ала уд-дина было отчеканено имя султана, провозглашавшегося "Александром Вторым".

Однако под непосредственным контролем султана была только большая часть Северной Индии, включая территории современных Синда, Пенджаба, Прадеша и Гуджарата. Инд служил западной границей Султаната, за пределами которой лежали земли независимых племен. На восток владения Ала уд-дина простирались не далее . управлялась независимыми владетелями. никогда не был полностью завоеван; некоторые раджпутские князья были лишь данниками султанов. На Декане только Девагири управлялся ставленниками султана. Земли, захваченные Маликом Кафуром в Южной Индии, платили более или менее регулярную дань.

Ала уд-дин (1296-1316) в целях укрепления государства с его многообразным в этноконфессиональном отношении населением, как свидетельствует историк Барани, имел намерение создать некую общую для мусульман и индусов религию, сам же претендовал на миссию пророка и основателя новой веры, которая, по словам историка, была призвана облегчить ему покорение мира. Возможно, что именно в правление Ала уд-дина правящей в Султанате верхушке удалось наладить регулярное поступление поземельного налога - хараджа. Размер его на землях короны - халиса - был определен в половину урожая. Согласно предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой. Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налог взимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установлен строгий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Своим приближенным султан запретил устраивать пиры, пить вино, навещать друг друга, заключать по своему выбору браки, дабы воспрепятствовать заговорам и мятежам. Город и область наводнили шпионы, обязанные сообщать о настроении подданных, о замышлявшихся покушениях на власть и беспорядках.

Важной мерой, преследующей укрепление центральной власти, была задуманная Ала уд-дином реформа - замена икта денежным жалованьем. Для перевода воинов на денежное содержание было необходимо обеспечить стабильные и невысокие рыночные цены на необходимые им товары. С этой целью была проведена регламентация цен на пшеницу, ячмень, сахар, также на лошадей и рабов. Специальный чиновник - контролер рынка - со свитой всадников объезжал базары столицы и следил за тем, чтобы никто не продавал товары по ценам, превышавшим установленные. Осведомители должны были выявлять всех, занимающихся "спекуляцией".

Проведение реформы предполагало накопление в султанских амбарах больших запасов зерна для того, чтобы выбросить его в годы недорода на городские рынки, равно как и насытить их в нормальные годы. Ответственность за доставку в столицу полученной в качестве налога натуры была возложена на купцов-каравани, которые вместе с семьями были поселены в деревнях по берегу р. Джамны. За их деятельностью должны были наблюдать специальные чиновники. Земледельцам (раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, остававшееся после уплаты хараджа. Последовательное осуществление реформы Ала уд-дина было невозможно в условиях господства натурального земледельческого хозяйства и плохих коммуникаций.

Тирания и жестокость султана восстановили против него различные социальные слои, и Ала уд-дину пришлось пережить крушение собственной политики и честолюбивых замыслов. Его сын, Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца. Он возвратил конфискованные в халиса деревни и земли улемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников - маликов. Люди, по словам историка Барани, были избавлены от суровости Ала уд-дина; никто не боялся более услышать: "Делайте это и не делайте того, говорите так, а не эдак, это прячьте, а это нет, ешьте то и не ешьте это, продавайте это, но это не продавайте".

Правление Мубарак-шаха было непродолжительным. Он был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Как и Малик Кафур, последний был обращенным в ислам индусом и повторил некоторые из его крупных военных предприятий в Южной Индии. Захватив власть, Хосроу-хан не сумел удержать ее. Группировка тюркской военно-феодальной знати во главе с мукта Дибалпура Маликом Гази разбила его войско; Хосроу-хан был схвачен и обезглавлен. Его победитель вступил на престол под именем Гийас уд-дина (1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцать представителей ее находились у власти до начала XV в.

Административные реформы, задуманные и, возможно, осуществлявшиеся Гийас уд-дином, имели целью упорядочение сбора налогов, фиксацию прав мукта, а также чиновников и считавшихся таковыми представителей общинной верхушки и мелких феодалов-индусов. Свои войска султан посылал в Бенгалию, Ориссу, Варангал. В 1325 г. его сын Джауна-хан устроил близ Дели пышный прием отцу, возвращавшемуся из похода в Бенгалию. Во время церемониального марша слонов рухнул непрочно сработанный деревянный павильон, под обломками которого оказался погребенным Гийас уд-дин. Многие, видимо, считали тогда, что была уготована султану его сыном, лично руководившим всеми приготовлениями к торжественной встрече. Именно эту версию излагает арабский путешественник Ибн Баттута, проживший несколько лет в Дели в дни правления Джауна-хана, короновавшегося под именем Мухаммад-шаха Туглака (1325-1351).

Он получил в наследство огромное . Султанские наместники правили в городах и областях, удаленных от Дели на многие сотни и даже тысячи километров. Видимо, стремлением укрепить свою власть на Декане было продиктовано перенесение Мухаммад-шахом в 1328 г. столицы из Дели в Девагири, переименованный в Доулатабад, город, бывший ключом к богатым княжествам и городам Юга. Спустя некоторое время, в 1337 г., султанский двор вновь обосновался в Дели.

Мухаммад-шах продолжал завоевательную политику своих предшественников, для чего он собрал огромную армию. Это потребовало введения дополнительных к хараджу сборов-абваб (букв. "статьи"), резко ухудшивших положение земледельцев, бросавших земли и укрывавшихся в лесах.

Некоторые крупные военные предприятия султана - в область Нагаркота (Пенджаб) и Караджал () - не принесли ему успеха. Особенно крупная неудача постигла его в Караджале (1341 г.). Хотя местный правитель согласился на выплату дани, отход стотысячной султанской армии обернулся ее гибелью. Горные , заняв проходы, захватили войсковой обоз; обрушив на султанских воинов град камней и отравленных стрел, они перебили их. Оставшиеся и живых долго скитались в горах. В столицу вернулось лишь несколько человек.

В 30-40-х годах от Султаната отложились Бенгалия и Варангал. Девагири и многие другие отдаленные от Дели территории были охвачены мятежами. Они подавлялись с большой жестокостью, и султан получил прозвище Хуни ("Кровавый").

Не доверяя многим из эмиров, Мухаммад-шах предпринял попытку создать новую знать, обязанную целиком ему своим возвышением. На ответственные должности были назначены "низкорожденные" - цирюльник, садовник, сын ткача и т.д., что еще более ожесточило тюркских эмиров.

Последние годы жизни Мухаммад-шах провел в Тхатте (Нижний Синд) в тщетной попытке усмирить мятеж местного правителя-индуса. В 1351 г. он умер от приступа лихорадки. И тогда знать возвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) под именем Фируз-шаха (1351-1388). Он начал свое правление с решительных расправ над многочисленными руководителями и последователями религиозных сект, учение которых находило отклик среди демократических слоев. Одновременно были снижены или упразднены многочисленные налоги. По свидетельству историка Афифа, Фируз-шах "отменил все поборы, нс дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил".

Новый султан попытался вернуть некоторые из утраченных территорий. Поход в Ориссу и длительная осада Нагаркота (1361 г.) вынудили владетелей этих земель признать себя вассалами султана. Ценой огромных расходов и больших потерь удалось подчинить Тхатту; правда, едва султанское войско оставило ее пределы, как вновь восстают один из местных владетелей. Не имели успеха походы Фируз-шаха в Бенгалию. Эта богатая область оставалась во власти тюркских военачальников и мелких местных феодалов.

В течение своего долгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников и приближенных. Уступки, на которые он шел, привели к значительному росту их привилегий и влияния, что, видимо, и было важной причиной усиления в конце его правления центробежных тенденций. То в одной, то в другой области вспыхивали мятежи; при дворе не прекращались интриги и заговоры.

Своим наследником и соправителем Фируз-шах назначил сына, Мухаммад-хана. Однако могущественная группировка среди тюркской знати провозгласила наследником внука Фируз-шаха, Гийас уд-дина. В 1388 г. умер Фируз-шах, а вскоре был убит и Гийас уд-дин. Началась острая борьба за власть. На троне Дели быстро сменяли друг друга отпрыски династии Туглаков, поддерживаемые той или иной группировкой. Последним из Туглаков на престол вступил Насир уд-дин Махмуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 г. от Дели отпали земли по среднему течению : в Джаунпуре объявил себя независимым правителем евнух Малик Сарвар, присвоивший себе титул "Султан уш-шарк" ("Султан Востока"). Основанная им династия до 1479 г. Из-под контроля Дели вышел и Гуджарат, где независимым правителем стал наместник области, Музаффар-хан, положивший начало династии Танк, или Ахмад-шахи.

Усиление центробежных тенденций имело в основе своей рост могущества феодалов-мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства^ поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. Согласно установлениям Гийас уд-дина Туглака, доля мукта, считавшаяся его личным жалованьем, должна была составлять примерно 1/20 - 1/10 объема налога. Однако из контекста источника следует, что мукта, эмиры и правители областей-вилайетов присваивали произвольно средства, предназначавшиеся на содержание воинов. Это могло вызывать определенные санкции со стороны фиска.

Наблюдаемая в XIV в. тенденция к росту экономического благосостояния мукта стала особенно выраженной при Фируз-шахе. Учитывая "большие расходы мукта", писал Афиф, султан освободил их от хидмета (букв. "служба"), т.е. обязательного прежде подношения султану (помимо уплаты со своих икта махсула - налога) дорогих коней и оружия, слонов, верблюдов, украшений из золотая серебра.

Самый принцип отчетности мукта нередко нарушался ими, и чиновники дивана, опасаясь могущественных представителей знати, "допускали упущения в проверке счетов икта", не вызывали в диван их делопроизводителей. Нарушения и злоупотребления со стороны мукта оставались безнаказанными. При Ала уд-дине средством контроля над доходами и расходами мукта была инспекция их войска; важным элементом ее считалось клеймение лошадей проходивших инспекцию воинов. Благодаря этому ограничивалась возможность всякого рода комбинаций, большая часть которых сводилась к тому, что мукта содержали меньшее число всадников, чем это полагалось на доходы предоставленных им икта. При Фируз-шахе инспекция войска производилась крайне нерегулярно из-за неявки мукта, что не вызывало, однако, никаких санкций. De facto или с одобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились в обеленные (иммунитетные) в налоговом отношении владения. Служебные земельные владения, свободные от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати, назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениями религиозных учреждений и представителей духовного сословия.

Рост экономического могущества мукта был связан также и с усилением лежавшего на податном сословии, и прежде всего общинном крестьянстве, налогового бремени. Мы не знаем точно, какую долю крестьянского урожая изымали в качестве хараджа. Известно лишь, что введение Ала уд-дином налога в размере половины урожая было мерой чрезвычайной и разорительной. Побои, тюремное заключение и прочие жестокости, пишет Барани, применялись, чтобы заставить "индусов и мусульман платить налоги". Преемник Ала уд-дина, Мубарак-шах, "избавил народ от тяжелых налогов и жестоких поборов, а насилия, истязания, заключение в кандалы и темницы, побои были устранены из диван-и везарета... а установления и приказы Ала уд-дина упразднены".

роблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Оно осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало индийского средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северную Индию объединяет Харшавардхан - правитель Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.



Арабские и тюркские завоевания,
образование Делийского султаната

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели. Попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Империя Великих Моголов:
государственный и социальный строй,
административная система

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения экономики Китая.


Образование Делийского султаната

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель Газни Шихаб- ад- дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедший к власти после свержения династии Газевидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1199- 1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия. Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держаниесвоим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб- ад- дина Айбека. Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит. Военачальники, которым он раздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы- Делийский султанат. Правителем этого государства был провозглашен прежний наместник султана Кутб- ад- дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это призвнанием их феодальной власти.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска.

Государственный строй Делийского султаната

Для подавления эксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защиты своих владений от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждых индийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наёмников. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлся главный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств, основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал вали из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функциями наместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как назывались владельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и в подавлении народных возмущений. 16 Для этого наместники имели необходимый аппарат управления и постоянное наёмное войско. Наместники распоряжались доходами от своих областей, но были обязаны отсылать в султанскую казну излишек, остававшийся сверх расходов по управлению и содержанию войск. Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали на областных наместниках. Однако не следует преувеличивать степень централизации государственного управления. Наместники областей часто становились фактически независимыми правителями. Такими, были, например правители Бенгалии и других удалённых от столицы областей.

Они предоставляли мусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппарате управления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий. Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб.

Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета

Делийского государство смогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со стороны монгольских ханов была столь велика во второй половине XIII в., что делийские султаны были вынуждены прекратить своё наступление на ещё не завоёванные территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось всё время вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала- ад- дин Хильджи (1296- 1316) сумел, опираясь на своё сильное наёмное войско, уничтожить опасных противников из числа наиболее влиятельных иктадаров и отбить три монгольских вторжения. Однако содержание наёмного войска требовало больших средств и истощало султанскую казну. Чтобы освободить казну от необходимости увеличивать жалованье воинам, Ала- ад- дин ввёл твёрдые цены на основные продукты, потребляемые войском одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всём Доабе с крестьян, обрабатывавших государственные земли, брали поземельный налог размером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано брать налог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головы скота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Кала- ад- дин смог создать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобы послать всё это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и цены на указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся к нарушителям указа о твёрдых ценах.

Обеспечив безопасность государства от нападений монголов, султан организовал большой поход в Декан и в течении трёх лет (1308- 1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султан в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьян привела в конце концов к тому, что то там, то здесь начали вспыхивать крестьянские восстания. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора и Деогира, во время которой Ала- ад- дин умер. После его смерти разгорелась борьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказался один из крупных иктадаров- Гштяс- ад- дин Туглук. В период этой смуты от Дели отпали все деканские княжества, завоёванные Ала- ад- дином.

Чтобы иметь возможность противостоять взбунтовавшимся феодалам, Туглук создал огромную армию, но её содержание разоряло казну. Для пополнения казны Туглук увеличил и без того высокие налоги с крестьян и довёл их до полного разорения. В стране начался голод, земледельцы бросали земли и бежали в леса.

Преёмник Туглука, его двоюродный брат Фироз, отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратой Бенгалии и Декана. Султан сделал всё, что было в силах, для сохранения Гуджарата с портами, через которые Дели торговал со странами Передней Азии. Фороз признал за феодалами наследственные права на икта.

Упадок Делийского султаната

Но, как только умер Фироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральной власти воспользовались Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошёл этот жёсткий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множество повинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать на постройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить за каналами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги за скот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешение построить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокой эксплуатации подверглись и городские ремесленники.

Отбирая у крестьян и ремесленников плоды их труда, феодалы и купцы вели торговлю с другими областями Индии и с заморскими странами.



Мусульманские войска, вторгшиеся в долину Ганга после победы при Тараине, должны были, по замыслу Мухаммеда Гури, не грабить захваченную страну, а превратить ее в провинцию государства Гуридов, что было не так-то просто сделать. Управление вновь завоеванными территориями Мухаммед Гури отдал опытному полководцу Кутб уд-Дину Айбеку, происходившему из гулямов. Широко толкование термина гулям (раб), но в данном случае речь идет об особой категории гулямов, распространенной в средние века на всем мусульманском Востоке: мальчиков, отнятых у родителей, или обращенных в рабство юношей воспитывали в духе преданности династии и мусульманского фанатизма, обучали военному делу и использовали в отборных войсках; многие из них становились военачальниками. Кутб уд-Дин был военным наместником. Его задачей было также дальнейшее завоевание индийских княжеств, но сопротивление их постоянно возрастало и значительных успехов добиться не удалось. К началу XIII в. владения Мухаммеда Гури включали западную часть долины Ганга, в основном область Доаба, часть Раджастхана и Ауда. Ставка Кутб уд-Дина Айбека была в г. Дели, оказавшемся удобным стратегическим центром.

Мусульманское войско было довольно пестрым по этническому составу, но основу его составляли тюрки, сохранявшие клановую (родоплеменную) организацию, которая естественным образом находила отражение и в их военных порядках. Военачальниками обычно были вожди кланов, собиравшие под своим командованием в первую очередь сородичей и опиравшиеся на них. Остальная часть войска набиралась из всякого рода авантюристов, жаждавших попытать счастья на военной службе в незнакомой богатой стране.

В процессе завоевания крупным военачальникам, а позже и более мелким, отдавались в управление целые области. С помощью войск эти командиры должны были держать враждебно настроенное население в подчинении, собирать дань и пересылать ее наместнику в Дели, оставляя некоторую часть для содержания войска. Новые властители стали собирать налог так же, как собирали его правители-индийцы -- в виде доли урожая и в том же размере -- первоначально это, видимо, была 1/5 часть урожая, но в конце XIII в. с основных земель брали уже 1/4 долю урожая. Со временем были установлены и мелкие дополнительные поборы, например, за выпас скота, торговые пошлины -- вообще налогообложение приняло упорядоченную форму.

Многие местные феодалы были вырезаны мусульманами, другие бежали, но часть их осталась в своих владениях, признав власть мусульманского султана и обязавшись отдавать большую часть податей в его пользу. На первых порах такое вассальное подчинение индийских феодалов во многих случаях было для мусульман самым легким решением вопроса об умиротворении той или иной области. Впоследствии крупные вассалы-данники из индусов были оставлены главным образом по окраинам мусульманского государства, в труднодоступных местностях, еще кое-где по политическим соображениям. Большая же часть сохранившихся индусских феодалов представляла собой общинных вождей, нужных мусульманам в качестве посредников между военными властями и общиной в деле сбора налога и поддержания порядка. Завоеватели не имели еще никакого аппарата для сбора налога и использовали традиционную индийскую систему отчуждения у общины-части прибавочного продукта.

На рубеже XII--XIII вв. обстановка в Северной Индии была очень нестабильная, но одно было ясно, что мусульмане прочно обосновались в долине Ганга и уходить не собираются. Государства, расположенные к югу и западу от этих владений Мухаммеда Гури, оказывали ожесточенное и небезуспешное сопротивление. Главное мусульманское владение в Индии -- Делийский султанат начинает свою историю с 1206 г., после того как султан Мухаммед Гури был убит на берегу Инда, возвращаясь из карательной экспедиции. Тотчас началась борьба за его наследство; в ней одержали верх военачальники из гулямов. В долине Ганга и Пенджабе власть захватил Кутб уд-Дин Айбек. Возникшее здесь государство по его столице назвали Делийским султанатом. Первый его правитель вскоре умер, разбившись при падении с лошади во время игры в конное поло. Делийский султанат окреп лишь при султане Шамс уд-Дине Илтутмыше (1211 --1236), бывшем ранее правителем области в долине Ганга. Как и его предшественник, он происходил из тюрок-гулямов. В ходе ожесточенной борьбы Илтутмышу удалось отвоевать весь Пенджаб и Синд, подчинить Бенгалию. В 1221 г. в Пенджаб вторгся сын разгромленного Чингисханом Хорезм-шаха Джалал уд-Дин, а за ним преследовавшие его монголы. Илтутмыш отказался принять беглеца в свои владения, но Пенджаб и Синд сильно пострадали и от войск Джалал уд-Дина, и от монголов, пока они (спустя три года) не покинули пределы Индии. На этот раз нависшая над молодым Делийским государством опасность была отвращена. Монголы напали на Индию снова в 1241 г., уже после смерти Илтутмыша.