Влияние двигательной активности на формирование высших психических функций ребенка. Особенности эмоциональных проявлений у дошкольников в двигательной деятельности Просмотр содержимого документа «Формирование потребности в двигательной активности детей ш

    Уроки физической культуры;

    Организационная работа;

    Агитация и пропаганда ЗОЖ;

    Внеурочная работа в школе;

Просмотр содержимого документа
«Формирование потребности в двигательной активности детей школьного возраста»

Формирование потребности в двигательной активности детей школьного возраста

Большинство современных детей по различным причинам ограничены в своей естественной двигательной активности.

    заинтересовать, научить и приспособить ребенка к потребности активно двигаться;

    развить физические качества и повысить функциональные возможности организма;

    профилактика простудных заболеваний;

    устранить нарушения осанки, зрения, дефектов плоскостопия;

    формировать красоту и культуру движений;

    формировать устойчивую психику ребенка;

    организовывать и проводить активный отдых;

    повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Первый принцип потребности в двигательной активности школьника- работа. Работать должен весь организм - все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта.

Работа мышц - это клапан, который уменьшает эмоциональное напряжение.

Сверстник обидел мальчишку, и тот бросается за ним, чтобы поколотить обидчика. Пусть он его не догнал, но сама погоня (движение) сняла напряжение, и через несколько минут дети снова играют вместе, позабыв о конфликте.

С детства ребенка приучают сдерживать себя, сохранять спокойствие, выдержку. При сдерживании потребности ребенка в движении усиливается перенапряжение. Неразряженная эмоция может привести к заболеванию. Чтобы естественным образом разрядить сильное волнение, ребенок может пробежаться по улице, взбежать по лестнице в школе, по коридору, попрыгать на одной, двух ногах, через скакалку.

Во время движения работа мышц увеличивает расход энергии, препятствуя отложению калорий в жировых депо. При интенсивных мышечных нагрузках и длительном движении сгорают преимущественно жиры. Поэтому физическая нагрузка (работа) активизирует сердечно - сосудистую систему.

Сколько же надо двигаться школьнику, чтобы обеспечить себе здоровье, работоспособность? А двигаться нужно постоянно. Необходимая потребность в двигательной активности дошкольников 20- 27 часов в неделю, у школьников - 14 - 21 час в неделю.

Как достичь необходимого уровня двигательной активности? Наиболее действенный путь - внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого из нас с самого раннего детства.

Овладение физкультурными навыками - не только признак общей культуры школьника (человека), но и настоятельная необходимость нашего времени, "Потребность в двигательной активности - 24 часа в сутки".

На пике инновационных идей особенно актуальна подвижность сельского школьника. Мобильный телефон, компьютер, неправильное питание (полуфабрикаты и добавки) -все это отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

Двигательная активность школьника реализуется через различные методы:

Езда на велосипеде, лыжные прогулки, катание с горки на санках, плавание в реке, пруду, закаливание воздухом, водой, солнцем, бегом по проселочной дороге, лесу, парку, естественной ходьбой, туристическими походами с рюкзаком и палаткой, игрой в хоккей, бадминтон, футбол.

Большая проблема современных детей состоит в ограничении двигательных действий.

И сейчас самая важная цель и задача любого образовательного учреждения - сохранение и развитие здоровья всех участников - взрослых и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

В нашей школе разработана система мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Одна из них - физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. В её состав входит:

Уроки физической культуры;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

Организационная работа;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства учащихся;

Подготовка физкультурно-спортивного актива;

Агитация и пропаганда ЗОЖ;

Внеурочная работа в школе;

Физические упражнения и игры в ГПД;

Спортивная работа в классах и секциях;

Спортивные тренировки и соревнования;

Работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся.

Чтобы спортивно-оздоровительные мероприятия применять в действии, нужно использовать следующие подходы: здоровьесберегающий подход, направленный на то, чтобы предотвратить действие на организм школьника заведомо неблагоприятных влияний. Здесь большое значение приобретает профессионализм педагога в обучении своего предмета и гигиенические факторы воздействия внешней среды. Второй подход - здоровьеукрепляющий, который направлен на стимулирующее физическое и психическое развитие школьника. В данном случае предлагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярные специально организованные нагрузки, которые обеспечивают целенаправленное и контролируемые адаптационные процессы в морфологических и функциональных системах, способствующие физическому и психическому развитию человека. В нашей школе мы стараемся использовать эти технологии в комплексе:

    Прежде всего, наши школьники проходят медицинское обследование два раза в год: весной и осенью. Сейчас у нас открыт в школе медицинский кабинет, где периодически дети получают ту или иную информацию, могут обратиться за помощью к специалисту- медику.

    Педагог-предметник на своем уроке обязательно проводит физкультминутки. Причем в начальной школе это проходит в игровой форме.

    На больших переменах используем двигательные переменки - это элементы танцев под различную музыку, а также " брейкданц" для ребят.

    В группе продленного дня используются спортивные часы.

    Спортивные секции и внутришкольные спортивные соревнования проходят по графику.

    В течение учебного года раз в месяц проводим спортивные праздники: "веселые старты", "дни здоровья", состязания в ловкости, силе; эстафеты и игры.

Некоторые мероприятия стали традицией школы: "Смотр строя и песни", где дети идут строевым шагом с песней. "Зарница" и "Зарничка". Весной и осенью проводим туристические соревнования: "Рюкзак и палатка" с выходом на природу.

Особое значение мы уделяем выступлению на родительских собраниях по теме "Необходимость ежедневной двигательной активности школьника".

На своих уроках по физической культуре в вводной части я провожу упражнения на формирование правильной осанки, правильного дыхания, устранение дефектов плоскостопия.

На уроке также использую различные виды психоразгрузки. Ввожу элементы самомассажа. С некоторыми учащимися - это в индивидуальном порядке -использую комплексы ЛФК в зависимости от заболевания. Работаю отделениями по карточной системе в зависимости от групп здоровья. Во время урока учитываю возраст, пол, психологическое состояние ребенка. Уроки первой и четвертой четверти провожу на свежем воздухе, занимаясь легкой атлетикой.

Движение - основа здоровья. Люди давно знают о пользе движений. "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".

Регулярная двигательная активность школьника улучшает здоровье: усиливает работу сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, повышает обмен веществ, укрепляет костно-мышечную систему.

Регулярные занятия физическими упражнениями помогают в учебе, укрепляют здоровье и повышают закаленность организма, улучшается физическое развитие, увеличивается объем грудной клетки, становится более глубоким вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови, повышается физическая и умственная работоспособность школьника.

Двигательная активность школьника воспитывает спортивный характер, волевые качества: преодоление трудностей, стойкости, выдержки, упорство в достижении спортивных успехов, стремление к победе, преодоление жизненных ситуаций. Появляется целеустремленность довести начатое дело до конца.

Потребность в движении есть красота всего тела. Совершенная форма телосложения в сочетании с манерой держать свое тело, грациозностью движений -являются внешними проявлениями красоты.

Занятия физическими упражнениями понимают как "грацию красоты в движении". Грацию понимают как особое свойство движений человека - их легкость, изящество, ловкость, пластичность.

Чтобы добиться красоты и грациозности в движениях, хорошей осанки и походки, нужно использовать систему двигательных мероприятий, куда входит и поддержание оптимального веса тела, и исправление недостатков своей фигуры. Здесь нужны гимнастика и хореография, упражнения на осанку, танцы.

Развивая двигательную активность, школьники приобретают возможность использовать свои знания, умения и способности в различных жизненных ситуациях, могут находить самостоятельно необходимые сведения, решать свои проблемы, выносить суждения, обосновывать их, отстаивать свою точку зрения.

Развивая и формируя двигательную активность, школьники быстрее адаптируются в условиях производства, учебы, службы в армии.

Двигательная активность помогает избавиться от дурных и вредных привычек (курение, сквернословия и т. д., делает школьника более уравновешенным в повседневной жизни, позволяет лучше контролировать свои чувства.

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности

В нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребён­ка и его психологическом благополучии. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и пси­хического здоровья воспитанников.

Педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие.

Под эмоциональным благополучием дошкольника мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающее на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

В настоящее время многими учёными фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, как содержания преимущественно положительного фона настроения, состояния безопасности, переживания успеха в достижении целей, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.

Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.). Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.

По мнению Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в развитии детей дошкольного возраста достижение эмоционального благополучия выступает одним из ключевых моментов, являющимся основой всего отношения ребенка к миру. У эмоционально благополучного ребенка высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Достижение эмоционального благополучия или неблагополучия влияет на развитие познавательных способностей ребенка, его отношения со сверстниками, эмоциональное развитие и достижение успеха в любой деятельности.

Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия.

В связи с этим возникла необходимость организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия дошкольников.

Мы широко используем различные виды двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.

Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастика, которая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе. В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений, проводимых ранее, мы включили танцевальные упражнения; кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения; игровые имитационные упражнения; игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения; игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим; сюжетные корригирующие упражнения. Часто используем бодрую, веселую музыку из детских мультфильмов, что способствует радостному положительному настрою детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.

В работе мы активно используем экологические акции, детско-родительские оздоровительные проекты.

Совместные с родителями физкультурные праздники дают ребятам возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, подурачиться, тем самым, создаётся непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.

В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.

Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.

Нам педагогам важно помнить, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения: синхронизация работы полушарий головного мозга; развитие интеллектуальных и мыслительных способностей; дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений; проведение в спокойной доброжелательной обстановке; продолжительность занятий 10-25 минут в день; заниматься необходимо ежедневно.

Реализация основных положений ФГОС по созданию условий для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности в вопросах физического развития дошкольников

Цель: Создать условия для сотрудничества с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой, повысить компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения дошкольников с учетом основных положений ФГОС.

родительские собрания с показом детской деятельности; анкетирование; индивидуальные консультации; ознакомление с результатами мониторинга; Вариативные формы сотрудничества с родителями дошкольников: совместные спортивные мероприятия; эколого-оздоровительные походы, природоохранные акции; помощь в изготовлении нестандартного оборудования;

обобщение и распространение семейного опыта физического воспитания дошкольника; организация предметно-пространственной среды и информационного поля для информирования родителей; сотрудничество в рамках проектной деятельности; преемственность в работе детского сада и детско-юношеской спортивной школы и других спортивных секций города.

Сотрудничество с социальными партнёрами как средство успешной социализации дошкольников

Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы. Задачи: Выработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Воспитывать желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города. Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности. Создать возможность обеспечения эмоционального благополучия детей. Создать социальные условия для обеспечения здоровья воспитанников.

Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Предполагаемый результат: Создание системы взаимодействия ДОО с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника. 2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги), направленного на активное освоение мира. 3. Формирование желания повысить общекультурный уровень. 4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса. 4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами города. 5. Использование социокультурного потенциала социума в создании единой воспитательной системы.

Сюжетная корригирующая гимнастика как одна из форм создания психоэмоционального комфорта в двигательной деятельности

Положительный эмоциональный тонус: является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания; поддерживает интерес к физическим упражнениям; способствует позитивной социализации.

Сюжетная корригирующая гимнастика оказывает: психокоррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, развивающее воздействие на развитие и воспитание ребёнка. У дошкольников: снижается психоэмоциональное напряжение, стабилизируется эмоциональное состояние, создаётся благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья.

Цель: создание психоэмоционального комфорта для дошкольников через занятия сюжетной корригирующей гимнастикой. Задачи: профилактика психоэмоционального напряжения; положительное воздействие на определенные группы мышц; развитие творческого воображения при создании образа.


Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.

Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.

Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.

Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.

Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.

Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:

— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;

— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;

— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.

В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.

Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.

Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.

Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина). Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.

Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1"Ёлочка" МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Конспект
Тема: Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Дата публикации: 11.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей: «Оптимизация двигательной деятельности детей» Цель: 1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности. 2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня. 3. Поднять эмоциональный настрой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. При изучении двигательной активности детей важным являются два аспекта: - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребенка, различные формы ее целенаправленного развития вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Эти составляющие тесно связаны между собой. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно- сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально- экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, Дети, имеющие большой объём двигательной активности в
режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. В дошкольном возрасте решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия; - утренней гимнастики; - физкультминутки; - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках; -коррекционного занятия; -свободная двигательная деятельность. Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем Утренняя гимнастика - представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой - в помещении). Физкультминутка - комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка - проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей. Физкультурная пауза -
перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей. Упражнения после дневного сна - содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами. Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) - направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам. Коррекционное занятие - комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования - может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование. В дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и
развивать целенаправленную и продуктивную активность детей. Однако двигательный опыт детей дошкольного возраста весьма мал он сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики, кроме того отсутствуют модели соответствующие новым федеральным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ, обеспечивающие реализацию задач современных программ на каждом этапе развития ребенка. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности детей заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка дошкольного возраста раскроются полностью.
при распределении двигательного режима нужно учитывать:
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) . - зависимость двигательной активности от времени года. - индивидуальные особенности детей, их возраст. - состояние здоровья. - дифференцированный подход. Всё это способствует оптимизации двигательной активности детей.
Список литературы: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
Вопросы для обсуждения: 1 Что такое двигательная активность ребенка? 2 От чего зависит двигательная активность детей? 3 Формы осуществления двигательной активности в ДОУ? 4 Что нужно учитывать при распределении двигательного режима?

Зайцева Лариса Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №52 г.Пензы "Полянка"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала:
Тема: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста
Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и п р о в е р е н опытом веков; он может быть выражен в двух пол ожения х: гимнастика для тела и музыка для души. Платон Уважаемые коллеги, согласитесь, что главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности. Физиологи считают движение врождённой, жизненно – необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его, целенаправленно действовать в нём. Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. Одна из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе, согласно ФГОС дошкольного образования, является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Потребность в эмоциональных передвижениях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребенка. Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. В психолого – педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на познавательную, эмоционально – волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
Такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др. утверждали, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. Каким же образом организовать двигательную деятельность детей так, чтобы каждому ребёнку было интересно, обеспечить высокую результативность организации двигательной деятельности? На основании анализа изученных работ, учёта созданных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, была разработана
модель

физкультурно

оздоровительных

мероприятий
в детском саду, которая органически входит в жизнь детского сада, способствует решению вопросов психологического благополучия, нравственного воспитания, имеет связь с другими видами деятельности и, самое главное, нравится детям. Модель представлена в двух вариантах: на основе здоровьесберегающих технологий и на основе разнообразных форм работы (приложение №1,2). Данная модель разработана на основе работ Ю.Ф. Змановского, Н.М. Прутова, Н.М. Амосова на проблемы воспитания здорового ребёнка В данной модели представлены блоки, которые реализуют все педагоги детского сада в сотрудничестве родителями воспитанников, социальными партнерами. Работа инструктора по физической культуре представлена по
3 направлениям:
1. Физическое развитие детей. 2. Психоэмоциональное развитие детей. 3. Интеллектуальное развитие детей. Данные направления работы решают следующие
задачи:
1. Физическое развитие детей:  развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);  накопление и обогащение двигательного опыта у детей;  формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  содействие профилактике плоскостопия; формировать правильную осанку.  развитие чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;  формирование навыков пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;  развитие мелкой моторики. 2. Психоэмоциональное развитие детей  Создание условий для положительного психо-эцоционального состояния детей.  Развитие социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. (раздел 2.6. ФГОС)  организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности  формирование умения эмоционального выражения творчества в движениях. 3. Интеллектуальное развитие детей
 Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.  Формирование начальных представлений о ЗОЖ, восприятие ЗОЖ как ценности.  Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания положительных чувств.
Такой подход способствует развитию эмоционально-двигательной сферы детей

и их успешной социализации.
Как реализовать данный подход? В свою работу, наряду с традиционными формами, необходимо включать постепенно варианты нестандартной организации физкультурной деятельности, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и творческих, развитию эмоциональной сферы детей.
Работу необходимо строить в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип учета возрастных особенностей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 3. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества детского сада с семьей. 6. Принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. И я бы добавила еще один, на мой взгляд очень важный принцип - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. В детском саду необходимо создать условия способствующие реализации поставленных задач, а именно: площадку для организации бега, полосу препятствий, разметку по правилам дорожного движения, различные зоны на территории детского сада (огород, лечебная горка, сказочный лес, полоса препятствий и др.), аудиотеки, спортивное оборудование (в т.ч. нестандартное) для организации разнообразной двигательной деятельности, лечебно-профилактический комплекс ДОУ. Созданные условия, согласно ФГОС ДО, должны гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие. Возможно использование следующих форм организации работы по физическому развитию дошкольников, способствующих формированию их эмоционально-двигательной сферы:
Формы организации работы

по физическому развитию дошкольников (приложение № 3)

Рассмотрим нетрадиционные формы организации физкультурной деятельности в

детском саду, способствующие развитию эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста.
1. Технология
оздоровительного

бега

Змановскому.
С учетом условий детского сада бег проводится ежедневно в тёплое время года на свежем воздухе в утренние часы (утренняя гимнастика). Можно просто выполнить упражнения для разогрева мышц, а можно подготовить детей эмоционально к предстоящему бегу, используя упражнения креативной гимнастики, которые формируют образное представление о движении, выражают эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезъянка" и т.д.). Обязательно включается музыка для создания эмоционального фона. Предварительная разминка и бег в медленном темпе заряжают детей энергией доставляют детям удовольствие и является эффективным тренирующим средством. При организации бега учитывается состояние здоровья детей, настроение ребенка и категорически запрещается всякое принуждение. (Методика организации оздоровительного бега – приложение № 4).
2
.
Физкультурные занятия на основе технологии "Са-фи-дансе" .
На мой взгляд танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. До ступно сть «Са-фи-дансе» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Ко всем элементам программы авторами подобрано музыкальное сопровождение с определенным ритмом и темпом. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Новизна:

Разработана авторская система использования технологии «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре и других режимных моментах, адаптированная к тематическому планированию образовательной работы с детьми, согласно ООП ДОУ, которая представлена в следующей модели (см. Приложение № 5). Основываясь на том, что структура классического занятия и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой занятия, предлагаемой Ж.Е. Фирилевой, компоненты технологии «Са-Фи-Дансе» включены в разработанные занятия по физической культуре ДОУ (приложение №2). Одно занятие в неделю полностью строится по технологии «Са-Фи-Дансе», а в другие включены ее компоненты как часть занятия. В совместной деятельности педагога с детьми совместно с воспитателями организуются игры-путешествия на танцевально-игровом содержании программы, которые доставляют детям большой эмоциональный подъем и радость. Из данной технологии в занятия по физическому развитию введены
следующие

увлекательные формы работы:
 Танцевально-ритмическая гимнастика. Представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.  Игроритмика. Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.  Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.  Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Нетрадиционные виды упражнений:  Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.  Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации,
подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.  Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.  Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.  Игры-путешествия (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате- риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные

формы

возможно

использовать

занятиях

следующим

образом.
В о
вводную

часть
физкультурного занятия включать строевые упражнения в сочетании с корригирующими упражнениями с разным темпом и ритмом выполнения - игроритмику. Так же, чтобы разогреть мышцы и суставы и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию используются “эмоциональные разминки”, креативная гимнастика. Задача педагога - научить воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезьянка" и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.
Общеразвивающие

упражнения
, можно заменить игрогимнастикой, ритмическим танцем, игротанцем.
В основной части
занятия можно использовать игропластику, сочетающую в себе растяжку и имитационные движения. С целью формирования двигательного воображения - основы творческой, осмысленной моторики, детям можно предложить специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом: придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Музыкально-подвижные игры различной интенсивности применяю как после основной части занятия, так и в заключительной, если игра малой подвижности. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми
заканчивается занятие
. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми заканчивается занятие. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Чтобы занятия стали более эмоционально окрашенными, необходимо использовать нестандартное оборудование, которое позволяет повысить двигательную активность ребёнка, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний. Один раз в месяц проводится игра-путешествие, согласно комплексно-тематического планирования и знакомого танцевально-игрового материала. Необходимо заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения - грамоты, значки, медали. Желательно на таких занятиях использовать ма- ршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подготовить костюмы. На этих занятиях часто используется импровизационная работа: дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на предложенную педагогом тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Такие разделы программы «Са-Фи-Дансе» как, игроритмика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, включены в схему оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий, используемых в ДОУ и применяются в повседневной работе не только инструктором по ФК, но и воспитателями, педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальными руководителями. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются детьми на праздниках, развлечениях, концертах для родителей. Также хочется отметить такую оздоровительную технологию как
организация

детского

туризма.
Элементарные формы туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, вызывает массу положительный эмоциональных переживания, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества и основные виды движений.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о сезонных изменениях в природе, Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. пространственная ориентация. Дети учатся пользоваться картой и компасом, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Дети осваивают навыки совместного взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Организовать детский туризм возможно на территории детского сада (ФОТО): полоса препятствий, задания на отработку того или иного навыка, ориентирование, обучение детей навыкам безопасного поведения… Исходя из условий, считаю наиболее эффективными и интересными для детей такие формы организации походов, как ориентировка по карте-схеме, преодоление полосы препятствий, "тренировка туристов", "семейный поход", "палатка - дом туриста" и др. Большой эмоциональный подъем у детей вызывает моделирование таких ситуаций: "А если вы на необитаемом острове?", "Непроходимые джунгли" и т.д., где дети должны проявить все свои накопленные знания, умения, физические качества, чтобы преодолеть препятствия. Родители воспитанников, безусловно, являются активными участниками таких походов (на территории детского сада) и, по рекомендациям педагогов, ходят с детьми в семейные походы на природу, в парки, где, уже в непривычных для детей условиях, предлагают детям аналогичные двигательные задания.
Результативность представленной работы:
Для анализа
эмоциональных проявлений
детей можно использовать следующие критерии, основанные на многократных наблюдениях за эмоциональными реакциями детей в ходе занятий по физическому развитию на основе методики канд. пед. наук,
заведующего кафедрой детской психологии и дошкольного образования Тульского ГПУ Кокоревой О.И.: - эмоциональная экспрессия лица – мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб; - выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы; - речевые реакции детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи; - участие в деятельности: степень активности. Для
оценки

физической

подготовленности
детей можно использовать показатели из «Общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи») (авторы - Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.),
1.

физическое развитие
(измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
2.

развитие психофизических качеств:
 измерение силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;  скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;  быстрота: бег на дистанции 10 метров схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;  выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);  ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;  гибкости: наклон туловища вперед на скамейке. Для выявления
представлений детей о ЗОЖ
и безопасной жизнедеятельности можно использовать методическое пособие «Основа безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой и Р.Б. Стеркиной а также пособие для дошкольных работников к региональной программе «Ребенок и весь мир» Е.Ф. Купецковой «Береги свою жизнь и здоровье».
Такой подход способствует положительной динамике в развитии

эмоционально-двигательной сферы детей.
Дети становятся выносливее, испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, воспринимают красоту совместных дружных движений, овладевают правильной техникой выполнения движений (свобода и непринуждённость), проявляют интерес к выполнению различных движений, стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели, появляется естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная.
Заключение:
Стремление добиться высоких результатов в развития эмоционально-двигательной сферы детей, сохранении и укреплении здоровья воспитанников, подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
"Мой успех – это успех моих воспитанников". Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и с м е ю т с я. Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ, а я бы добавила: - еще улыбка и положительные эмоции.