Цокольный этаж лахта центр. «Лахта центр»

Говорят, что именно небоскребы виноваты в мировых экономических кризисах. Строящийся в Санкт-Петербурге 462-метровый «Лахта центр» обвиняли также в уничтожении редких клопов, восковника болотного, перелетных гусей и в возможном цунами в Финском заливе. Обсуждались даже неотектонические риски от строительства высотки.

Часть сказок и легенд канули в Лету. Зато по мере строительства «Лахта центра» появились технологические мифы и легенды. Строители «Лахта центра» совместно с «Фонтанкой» готовы рассказать о них.

1. На питерских грунтах нельзя строить небоскребы.

Да, считается, что питерские грунты очень непростые, даже капризные. Однако современная инженерная наука и геотехника умеют строить здания любой высоты и в любом месте, на любом грунте, даже на песке или в море.

Исследования главного института страны по подземным изысканиям НИИОСП им. Н.М. Герсеванова доказали, что слабыми являются лишь верхние 20 метров, а далее идет пласт вендских глин протерозойского возраста. Вендские глины по характеристикам аналогичны скальным породам.

Архитектура многое «списывает» у природы. Подземное основание здания – это своего рода корневая система. Колоссальные сваи небоскреба, как корни, уходят на глубину до 82 метров, а суммарная длина всех свай, которые держат небоскреб, – более двадцати километров.

Над сваями – монументальный «коробчатый» фундамент высотой 17 метров, включающий две монолитные железобетонные плиты общей толщиной – 5,6 метра (в три роста человека). Устойчивость гарантирована!

2. В России не умеют строить небоскребы, даже колонны в «Лахта центре» кривые.

"Лахта центр" относится к категории спиралевидных небоскребов и имеет сложную закручивающуюся форму. Колонны, которые эту форму создают, действительно имеют изгибы и наклоны. Когда их закроет фасад, эффект «закрученности» проявится еще более ярко. Строгую вертикальность здания в целом обеспечивает центральное ядро. За точностью его возведения строго следят геодезисты, в том числе при помощи космических технологий. Максимально допустимое отклонение всей конструкции небоскреба от вертикали по всей высоте – не более 6 миллиметров. Такой точностью в строительстве может похвастаться не каждый малоэтажный дом.

3. Стеклянные фасады уязвимы для стихии – посетителям комплекса будет грозить падение стекол на голову.

Стеклянные фасады «Лахта центра» разработаны и произведены специально для уникального здания с учетом экстремальных ветров, дождей, морозов и штормов.

Прежде чем запустить производство, стеклопакеты были испытаны на прочность и герметичность под напором воды, огня и воздушных потоков. И с честью выдержали испытания. Их невозможно разбить на осколки, так как в многослойной структуре присутствует пленка. Так что через два года можно будет смело прогуливаться по площадям «Лахта центра» и любоваться отражением города и петербургского неба в фасадах общей площадью более 130 000 квадратных метров.

4. «Лахта центр» сгорит, пока пожарные доберутся до верхних этажей.

В «Лахта центре» будет применена инновационная система пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ), а все использующиеся при строительстве материалы – негорючие или с надежной огнезащитой. И тем не менее в здании тысячи датчиков контроля, досконально продумана эвакуация: при срабатывании тревоги на лестницы в ядре здания нагнетается воздух, что исключает их задымление. Находящимся в здании людям достаточно сделать несколько шагов до ближайшей лестницы – и они уже в безопасности. Ядро здания, где проходят лестницы, сделано из железобетона, который, как известно, не горит.

5. Такое высокое здание может сдуть ветром или разрушить землетрясением.

Не может. В проекте учтены и ураганные ветры, и землетрясения (которые чрезвычайно редки и незаметны в нашем регионе), и даже катастрофы. В «Лахта центре» заложена самая современная конструкция для устойчивости небоскреба. «Незыблемость» обеспечивают железобетонное ядро с толщиной стен почти в метр, аутригеры (специальные этажи для горизонтального распределения нагрузки) и внешние колонны. Такая конструкция убережет башню и от более экстремальных случаев, например удара самолета. Конструкция здания исключает так называемое «прогрессирующее обрушение». При удалении трети несущих элементов здание останется устойчивым.

6. Чтобы подняться наверх или спуститься, нужно часами ждать лифт.

Парк вертикального транспорта «Лахта центра» – 100 лифтов. Из них в небоскребе – 38. Время ожидания пассажирских лифтов – не более 40 секунд. Скорость движения лифтов – до 8 метров в секунду. Это уровень мировых стандартов для небоскребов.

7. Чтобы помыть весь фасад, нужно несколько лет.

Конечно, один человек с тряпкой потратил бы на очистку фасадов такого комплекса несколько лет. Но небоскребы так не моют. Для этого в «Лахта центре» есть целая бригада мойщиков и уникальная система угловых и прямых грузоподъемных механизмов, которая умеет «кататься» по рельсам, установленным в ребрах башни, которые повторяют «закрученную» форму небоскреба. Время наведения блеска традиционно – весна и осень.

8. На верхних этажах башни и на обзорной площадке посетители будут страдать от морской болезни – их будет укачивать.

Да, небоскребы качаются. Например, 828-метровый Burj Khalifa «гуляет» на 1,2 м в стороны, 374-метровая башня в комплексе «Федерация» в Москва-Сити – на 0,7 м, а Останкинская телебашня – вообще на 2,25 м. «Лахта центр» при сильном ветре может отклоняться на верхушке до 46 см от вертикали. А на уровне обзорной площадки отклонения составляют всего 27 см, вряд ли это можно почувствовать.

9. Птицы будут врезаться в небоскреб.

Бывают случаи, когда птицы врезаются в здания. Птиц дезориентируют яркий свет и гладкие зеркальные поверхности небоскребов – в них отлично отражаются деревья.

В нашем петербургском небоскребе нет главной птичьей опасности – зеркальных фасадов. А сама архитектура здания – грани-ребра, окантовка стеклопакетов – делает его заметным для пернатых. Подсветка «Лахта центра» – неяркая, а когда птицы мигрируют, будет использоваться определенная цветовая гамма и интенсивность «отпугивающей» подсветки.

10. «Лахта центр» будет завален мусором, так как иначе его придется вывозить круглосуточно или отдать под хранение мусора один из подземных этажей.

Да, человек мусорит, но чисто там – где убирают. «Лахта центр» имеет вакуумное селективное (раздельное) мусороудаление, что позволяет уменьшить объем вывозимого мусора примерно в 20 раз, и при этом пневматические системы транспортирования отходов, или, как их еще называют, vacuum waste disposal system, собирают отходы с помощью воздушного потока через подземный трубопровод, подобно пылесосу. Затем они измельчаются, прессуются и вывозятся. Запах, грязь, шум, крысы и связанные с ними инфекции исключены.

Некоторое время назад мне удалось побывать на уникальной строительной площадке - в питерском небоскребе Лахта Центр. Вообще-то для нашей страны небоскребы не очень-то привычное явление, но поверьте мне, это сооружение - самое уникальное в России.

Перед этой поездкой я задавал вам вопрос о том, что бы вам было интересно узнать об этом сооружении, какие тонкости о небоскребе вы не встречали в интернете или никак не можете найти информацию об этом.

После того, как я прошел все здание от фундамента до самой верхушки - готов ответить на ваши вопросы.


Фото 2.

Все мы помним, как нам рассказывали, что Петр I построил Петербург кое-как и еле-еле на болотистых и водянистых землях дельты Невы. Многие удивляются и спрашивают - разве можно тут строить такие огромные сооружения? Как они могут надежно стоять в таких ненадежных грунтах? А вдруг...

На самом деле специалисты утверждают, что строить можно практически везде. Разница будет только в сроках и стоимости. Вот про Крымский Мост тоже долго говорили, что не реально построить в таких грунтах - построили же! Точно так же и с Лахта Центром - применили современные технологии и построили с большим запасом прочности.

Фото 3.

Мы прошлись по стройке с Петром Соколовым (инженером-геодезистом отдела строительного контроля АО «МФК Лахта Центр») по подземной парковке, которая рассчитана на 2000 автомобилей.

Петр рассказал, как тут все начиналось и насколько тут все рассчитано и надежно.

Фото 4.

Возведению петербургского небоскреба предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт - это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники - отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Т.е. научно доказали - строить можно!

Фото 5.

Основой всего сооружения является коробчатый фундамент. Из-за того, что верхний слой грунта водопроницаем и обводнен (ведь залив совсем рядом - уровень грунтовых вод составляет полметра) надо было создать защищенное пространство. Поэтому по всему периметру здания возвели из железобетона «стену в грунте» на глубину 31 м. Она изолировала весь котлован, водопритоки при откопке работе не мешали.

Впоследствии «стена в грунте» послужит дополнительной защитой подземной части здания от грунтовых вод.

Фото 6.

В качестве основания для фундамента используются буронабивные сваи. Это 264 железобетонные сваи диаметром два метра и глубиной заложения минус 72 и 82 метра.

На сваях лежит фундаментная «коробка», состоящая из нижней плиты толщиной 3,6 м, верхней плиты толщиной 2,0 м, центрального ядра жесткости диаметром 28,5 м и 10-ти вертикальных диафрагм жесткости. Совместную работу нижней и верхней плит коробчатого фундамента обеспечивают диафрагмы жесткости, расходящиеся от ядра здания в радиальном направлении.

Фото 7.

Бетон в нижней и верхней плитах класса по прочности на сжатие В60 и В80, марки по водонепроницаемости W8, марки по морозостойкости F150. Бетон в диафрагмах жесткости и стенах ядра в пределах коробчатого фундамента класса по прочности на сжатие В80, марки по водонепроницаемости W8, марки по морозостойкости F150.

Кстати, в 2015 году была произведена уникальная операция по непрерывному единовременному бетонированию нижней плиты фундамента небоскреба. По объему безостановочно залитого бетона - 19 624 м3 - был зафиксирован новый мировой рекорд. Тринадцать заводов по всей Ленинградской области круглосуточно готовили бетон, автомиксеры подъезжали на строительную площадку практически каждую минуту. Это был уникальный процесс!

Мы начали подниматься на первые этажи небоскреба, и мне сообщили еще про одну уникальную вещь - оказывается форма здания не просто какой-то там "огурец", а закручивающийся пятиугольник. Обратили внимание?

В этом тоже заложен смысл:

"Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость", - объясняют авторы проекта. Если посмотреть срез башни по этажам, то мы увидим, что пятиугольник раскрывается и поворачивается вокруг своей оси. Этим достигается уникальная форма поперечного разреза здания. Такого архитектурного и геометрического решения не было еще ни у одного объекта мира.

Фото 8.

Т.к. башня Лахта Центра закручивается вокруг своей оси на 90 градусов, то в строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и кручения все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией.

Фото 9.

Но придумать интересную форму это еще не все. Строить то как будем?

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни Лахта Центра она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Ядро представляет собой «трубу» диаметром около 28 метров у основания, с толщиной железобетонной стены от 2,5 до 0,8 метров по мере подъема. Эта конструкция отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры - они же - технические этажи, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость - например, гасят колебания башни от ветра.

Всего аутригеров в башне Лахта Центра - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый - нетипичный, в виде железобетонной плиты.

Мы заглянули на один из таких этажей. Вот так выглядит аутригерный этаж внутри - коммуникации, коммуникации и оборудование.

Фото 10.

Так же очень важную роль играют колонны:

Фото 11.

Колонны выполнены из композитных материалов - стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в высотном строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения сокращается на 40% при прочих равных.

Вот так начинали возводить ядро:

Фото 12.

Я тогда ловил себя на мысли - что это строят какую-то трубу вместо здания!

Вот тут-то мне Петр Соколов с большим воодушевлением рассказал о нескольких способах геодезического контроля за возведением сооружения. Все проводилось с использованием самого современного оборудования.

Фото 13.

Поскольку основное назначение ядра - устойчивость, то для него отклонения от вертикали, действительно, критичны. Чтобы избежать таких отклонений, геодезисты постоянно выверяли координаты ядра и корректировали ход опалубки.

Вот один из способов контроля, который использовался:

Кстати, в ядре располагаются 40 лифтов: двухуровневые пассажирские высокоскоростные и административно-хозяйственного назначения.

Есть одноуровневые лифты, а есть двухуровневые, которые обслуживают два смежных этажа. Скорость лифтов от 2,5 до 8 м/с.

Предусмотрено два пересадочных уровня, на 31-32 и 51-52 этажах. Соответственно, есть нижняя, средняя и верхняя группа лифтов.

Есть лифты, которые могут останавливаться на каждом этаже. Есть скоростные лифты, которые обслуживают только обзорную площадку и панорамный ресторан, и эти лифты имеют остановки только в пунктах посадки и назначения, скорость этих лифтов 8м/с.

Предусмотрена система управления лифтами по этажам назначения

На нескольких лифтах я прокатился, но пока они все в защитной оболочке и передвигаются не на максимальной скорости. Но все равно чувствуется мощь и отличие от обычного домашнего лифта. Для максимального эффекта нужно будет приехать сюда через годик.

Фото 14.

Стратегия вертикального транспорта спроектирована таким образом, чтобы время ожидания в час пик не превышало 30 секунд. Для того, чтобы обеспечить такие временные характеристики движения лифтов пришлось реализовать и разработать специальную лифтовую логистику.

В обычном здании где много людей и есть 3-4 лифта, бывает, ждешь свободный лифт по 3-4 минуты, а тут сотрудники и посетители, заходя в здание и еще не доходя до лифтов, будут указывать на специальных терминалах, на какой этаж они хотят попасть. Система сразу же подскажет, к какому лифту им нужно идти.

Все лифты будут работать на единой информационной платформе и автоматически реализовывать оптимальный алгоритм движения в небоскребе.

Фото 15.

На строительстве этого гигантского сооружения в пиковое время работало около 12 тысяч человек. С учетом очень небольшого размера строительной площадки представьте себе, как четко нужно организовать логистику подвоза материалов и строителей для круглосуточного и непрерывного обеспечения строительного процесса.

Автоматизация управления логистикой осуществляется с помощью специальной виртуальной модели складской площадки, где каждая деталь здания помечена и система знает в какой момент ее нужно доставить на склад и привезти на строительную площадку.

Фото 16.

Это воздушное свободное пространство - Атриум, между двумя корпусами Многофункционального здания комплекса. Я расскажу о его назначении чуть ниже.

Фото 17.

Поднимаясь все выше и выше по зданию нельзя не обратить внимание на систему вентиляции, обогрева и охлаждения. Мне всегда казалось, что эти важные системы располагаются на верхнем уровне небоскреба и оттуда ведется забор воздуха и все необходимые технологические процессы. Но, оказывается, что наибольшая часть оборудования находится на технических этажах, остальное располагается в подшпилевом пространстве башни.

Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию АО «МФК Лахта Центр» Григорий Волжин рассказал мне, как устроены эти важнейшие для небоскреба коммуникации.

Фото 18.

Вообще, если взглянуть на башню сверху, можно сравнить со звездой. В ее лучах - по углам башни, есть особые пространства - буферные зоны, которые призваны выполнять очень важную функцию. Интеллектуальная система управления зданием делает замеры направления и скорости ветра, температуры воздуха. Решив, что сквозняк не помешает, система открывает технические клапаны в буферных зонах и выбрасывает лишнее тепло. Так температура в здании понижается и создается комфортный микроклимат. Башня "дышит".

Этот механизм - вспомогательный к основной системе вентиляции и кондиционирования воздуха.

Вот вам пример небольшого кусочка потолка технического этажа небоскреба:

Фото 19.

Каждая из таких буферных зон, расположенных по периметру здания, двусветна, то есть занимает два этажа. Для сотрудников высотки - это возможность выйти на свежий воздух, не покидая здания, и насладиться потрясающими панорамными видами.

Вот мы стоим в одной из таких буферных зон:

Фото 20.

В умном небоскребе над Лахтинской гаванью автоматика решает и то, какой должна быть влажность в здании. Она же определяет, достаточно ли светло в помещениях. Контролировать микроклимат позволяют датчики, которые установлены по всему зданию. Они отправляют сигналы в “мозг” системы. К примеру, чтобы воздух не был сухим, компьютер анализирует данные и регулярно включает камеры орошения воздуха, которые распыляют воду. Человек в этих процессах уже не участвует.

Фото 21.

Фасад небоскреба тоже умный. Для создателей Лахта Центра важно было не только создать архитектурную оболочку, но и решить проблемы энергоэффективности. Уникальная формула стекла, которым облицован фасад, защищает людей в здании от перегрева от прямых солнечных лучей и сохраняет тепло в здании в холодную погоду. По проекту рабочие места сотрудников можно смело размещать вплотную к окнам - жарко не будет. Кроме того, архитектура Лахта Центра позволяет максимально использовать естественное освещение - доля помещений с таким освещением составляет 75%. Работоспособность при таких показателях повышается на 15% - заметно для эффективности глобальной энергетической компании.

Еще одна оригинальная технология, которая поддерживает микроклимат в здании в жаркую погоду, - аккумуляторы холода. Ночью, когда потребление энергии, как и цена на нее, ниже, будет намораживаться лед, который днем поможет кондиционерам справляться с нагрузками. Такая технология существенно снижает энергозатраты, а значит, и влияние на окружающую среду.

Григорий Волжин рассказал про современную систему пожаротушения в небоскребе.

Фото 22.

Еще на нижних этажах я заметил, что все металлические и бетонные конструкции обработаны каким-то материалом. Оказывается, это как раз обработка для того, чтобы по требованиям безопасности эти конструкции выдержали определенные температуры за указанное время.

Для ядра Башни предусмотрена степень огнестойкости с повышенными пределами до R/REI 240, то есть 240 минут (4 часа) - это максимальный из существующих сегодня предел огнестойкости.

Железобетонные несущие элементы подземной части здания, элементы перекрытий, сталебетонные и железобетонные несущие элементы надземной части здания имеют защитные слои бетона до арматуры не менее 45-70 мм.

Стальные несущие элементы каркаса здания и второстепенные балки перекрытий облицованы огнезащитными материалами (огнезащитными составами, плитными материалами).

Стальные несущие элементы эксплуатируемых и неэксплуатируемых покрытий, элементы лестничных клеток и лестниц имеют огнезащитную обработку вспучивающимися красками либо облицованы огнезащитными материалами.

Фото 23.

Посмотрели мы противопожарные клапаны над специальными запирающимися дверьми, которые обеспечивают пространство, свободное от дыма для зон эвакуации.

Вот оранжевые кабеля - управление пожарными системами.

Фото 24.

На случай ЧП в Лахта Центре будет круглосуточно дежурить пожарный пост - 20 человек каждую смену. Это способствует поддержанию в готовности всех систем пожаротушения, сигнализации. Именно эти люди первыми смогут оказаться на месте происшествия и оказать помощь.

Фото 25.

Не ожидал я услышать и такую информацию - оказывается краны при строительстве башни были самые высокие в Европе. Когда монтировали финальную конструкцию шпиля, высота башни самого высокого крана достигала своего максимального значения - 479,65 метра.

А вот как их крепили в свое время к ядру небоскреба. Да, эти растяжки приваривались к металлоконструкциям ядра здания.

Фото 26.

При поднятии финальной конструкции шпиля с земли, индикатор длины кранового троса показывал 499,9 метров.

Фото 27.

Сейчас уже все краны демонтированы и можно любоваться видом небоскреба без них:

Фото 28.

При осмотре уже с 40 этажа фасада здания я обратил внимание, что стекла все пыльные и грязные - снаружи. А как их будут мыть и чистить? Конечно же и тут не обошлось без уникальной, интересной и необычной системы.

Специально для высотного здания Лахта Центра разработана уникальная система грузоподъемных механизмов для обслуживания (очистки и текущего ремонта) остекленных фасадов, которая будет успешно работать на здании, имеющем скручивающуюся форму.

Система обслуживания фасадов на каждый «лепесток» запроектирована отдельно.

Фото 29.

Общая площадь фасадов - более 130 000 кв. м стекла, которое нужно содержать в чистоте и при необходимости ремонтировать элементы конструкций.

До высотной отметки 369 метров работает система обслуживания фасадов (СОФ), состоящая из кареток подъема-спуска, платформы, из направляющих рельс вдоль ребер здания.

Резиновые ролики не позволят повредить фасад.

Подъем всей системы осуществляется с уровня земли. На одной платформе может находиться два человека. Три ступени безопасности - основной, дублирующий трос, блокировочная система.

Верхушку шпиля будут обслуживать промышленные альпинисты. В их арсенале - электрические подъемники.

Фото 30.

В Многофункциональном здании комплекса Северный и Южный корпуса имеют весьма сложные фасады с отрицательным углом наклона. Для их обслуживания будут задействовано: два передвижных крана с вылетом стрелы 4.37 м, шесть кранов с вылетом стрелы более десяти метров, Атриум изнутри - под присмотром еще двух кранов со стрелой в 12,5 м.

По всему фасаду, имеющему отрицательный наклон, будут устроены точки фиксации люльки. С их помощью люльку можно будет закреплять и подтягивать к фасаду ближе по мере спуска или подъема. Для обслуживания фасадов Арки будет использоваться самоходный коленчатый подъемник с максимальной рабочей высотой стрелы 18 м.

Общее время мытья стекол в башне - 94 дня. В бригаде - 20 человек. Мойка фасадов двух корпусов - 119 дней снаружи и 104 - внутри. Бригада - 20 человек.

Фото 31.

Главный вход в многофункциональный комплекс Лахта Центр выполнен в виде арки. Это одна из самых больших безопорных арок в мире. Ее высота - почти 24 метра. Длина - 98 метров. Это не совсем классическая арка, а здание сложной сводчатой формы. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет форму криволинейно серповидной трапеции.

Фото 32.

Обратите внимание на очень красивое, элегантное решение с фасадами Арки - они будут крепиться на стеклянные стойки-колонны. В результате будет невероятное воздушное и хрупкое на вид зрелище! Такие стеклянные колонны еще никто не делал в наше стране и для этого пришлось создавать с нуля СТУ для утверждения такого варианта.

Фото 33.

Фото 34.

Не терпится посмотреть, как это все выглядит без защитной оболочки.

Фото 35.

И вот мы на смотровой площадке. Отсюда открывается удивительный вид на Питер и окрестности. Это очень удачное расположение небоскреба на самой границе городской черты для того чтобы обозревать весь город.

Я сделал кучу снимков, покажу некоторые из них:

Фото 37.

Я уверен, что у туристов и жителей города эта площадка будет пользоваться большой популярностью, т.к. отсюда видно практически весь город.

Фото 38.

Я долго не мог оторваться от разглядывания Питера с высоты. Обзорная площадка на уровне 360 метров в башне, будет доступна всем желающим.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Вот очередная моя мечта - отправится в круиз на лайнере. Видите - тут порт как на ладони.

Фото 42.

Это будет самая высокая площадка в Европе!

Фото 43.

Как я уже говорил, на смотровую площадку будет вести отдельный вход в здание, отдельный лифт и туристы и жители города будут наслаждаться тут видами Питера.

И вот я на самом высоком этаже небоскреба - 90. Посмотрите, как тут заканчивается ствол ядра здания и наверху - только шпиль.

Фото 44.

Помните удивительный ролик монтажника, который снял процесс обслуживания шпиля башни с самой вершины? Захватывает дух:

https://www.instagram.com/p/Bil4GeCBuBQ ,

Стоит подробнее остановиться на Многофункциональном здании Лахта Центра. В нем будет даже больше полезной площади, чем во всем небоскребе.

Фото 45.

Около трети площадей комплекса выделены под общественные пространства и практически все они, за исключением обзорной площадки и панорамного ресторана, сосредоточены в Многофункциональном здании. Например, тут будет планетарий, бассейн, образовательный центр, трансформируемый зал.

Вот посмотрите, как идет строительство планетария:

Фото 46.

А вот - будущий бассейн, плавая в котором можно будет смотреть на Финский залив:

Фото 47.

Так же сейчас идет монтаж уникальной театральной площадки. Она сможет трансформироваться под самые разные нужны и тематики представлений, которые будут посещать жители города.

А есть же еще уличный амфитеатр. Тут с видом на город так же можно проводить различные массовые мероприятия, он открыт для прогулок и посещений всеми желающими. Я думаю это будет хорошей точкой притяжения как туристов, так и жителей города.

Фото 48.

Стройка подходит к своему финалу. И за все время столь сложного проекта - не было ни одного серьезного несчастного случая. Это - результат отличной организации строительного процесса службой охраны труда Лахта Центра. Я и сам, конечно же, перед посещением стройки побывал на инструктаже и выслушал правила техники безопасности.

Фото 49.

Хочу пояснить вам еще один момент. Вы наверняка встречали в интернете подобное фото с небоскребом Лахта Центр и питерскими достопримечательностями. Так же можно встретить обширные обсуждения этих фото в том ключе, что мол небоскреб очень портит исторический вид города.

Фото 50.


автор фото

Но, я думаю, вы уже и сами догадались, что это просто-напросто оптическая иллюзия и умелое применение телескопических объективов и точки съемки.

Вот как выглядит Лахта Центр с Исаакиевского собора без телевика:

Фото 51.

Телевик очень грубо говоря, приближает здание на фоне, не меняя масштаба переднего. Реализовано сложной системой линз. А если по-научному, то: большое фокусное расстояние объектива (500-600 мм) даёт "уплотнение" расстояния и объектов в перспективе. Глазами такого не увидишь. Фокусное расстояние объектива, соответствующее устройству глаза, равно по одним данным 43 мм, по другим - 50-55 мм. В реальности, Лахта Центра из точки съёмки визуально едва достигает высоты Исаакия.

Расстояние между Исаакием и башней почти десять километров.

Фото 52.


Это фото - с борта Cessna

Строители сдадут объект к концу этого года, а дальше начнется отделка и насыщение его оборудованием заказчиком - "Газпромом". Очень надеюсь, что в следующем году уже можно будет побывать в Лахта Центре не как на строительной площадке, а как в уникальном и современном многофункциональном комплексе Питера.

Для тех, кому информации показалось недостаточно, спрашиваете в комментариях или ищите ее на официальных ресурсах Лахта Центра:

Канал Лахта Центра на Youtube: https://www.youtube.com/lakhtacenter
Тут есть видео о технологиях проекта, его строительных этапах и просто красивые полеты

Инстаграм Лахта Центра: https://www.instagram.com/lakhtacenter/
Самые свежие и интересные фото проекта публикуются тут. Отвечают на вопросы.

Историческая среда в Лахте? Вы хорошо знаете наш город? Центр города далеко, вопрос сейчас просто не актуален.

- Местные градозащитники продолжают настаивать, что башня станет доминантой, будет что-то закрывать. Она же по проекту 462 метра в высоту.

На самом деле, высота башни 462,7 метра. Как понимать утверждение градозащитников, что башня будет что-то закрывать? Закрывать вид на Приморское шоссе? Вид на жилую застройку? Вас это волнует? Она будет видна на фоне других объектов – согласна, но закрывать, или доминировать над значимыми историческими объектами однозначно не будет. Если дом красивый, зачем стремиться к тому, чтобы его никто не видел? Наш проект – очень красивый, придет время, все будут гордиться им.

Я видела одну фотожабу. На картинке была видна наша башня на фоне Медного всадника и подпись: «Видите, какой ракурс, там все испорчено, невозможно сфотографироваться». Не знаю… Я сама много раз фотографировалась рядом с Медным всадником, но никогда не фотографировала статую со стороны хвоста. Почему это людей волнует?

- А какое самое главное отличие проекта «Лахта центр» от печально известного «Охта центра»?

Это принципиально разные проекты. На Охте был запроектирован простой бизнес-центр – башня с офисными помещениями. Фактически получалось закрытое пространство, вещь в себе. Сотрудник приходил бы туда, работал, получал все, что ему необходимо, а в конце рабочего дня уезжал домой.

Остальные горожане могли попасть в «Охта центр», чтобы побывать на обзорной площадке или посидеть во вращающемся ресторане на 74 этаже.

В «Охта центре» не предполагалось создавать социальной инфраструктуры, а в «Лахта центре» предусмотрен очень большой объем дополнительных функций, которые по соотношению площадей будут доминировать над офисной составляющей.

Основной объем офисов в «Лахта центре» расположен в башне, а под ней раскинется целый город для жителей близлежащих районов и туристов. Общественная составляющая проекта включает спортивный и медицинский центры, магазины, конференц-залы, центр занимательной науки для детей и планетарий.

- Как родилась идея с планетарием?

Архитекторы всегда стремятся предложить некую фишку, изюминку. У нас на проекте их несколько. Идея планетария родилась не сразу. У нас было предусмотрено многосветное пространство, и мы все думали, как бы его использовать наилучшим образом. Месяца полтора мы прорабатывали этот вопрос, а потом – раз! И родился планетарий! Огромный шар, который как будто со всего размаха бросили в здание, и он прилип к фасаду. Очень эффектно. Его будет видно и с улицы, и с проезжающих машин, он станет еще одной причиной, чтобы к нам пришли люди.

- А сама башня стала больше, чем проект «Охта центра»?

Башня стала выше, больше в диаметре, изменилась по форме, по своей структуре. Это совершенно новый проект. Внешне осталось некоторое сходство, вроде бы да, одна и та же башня, но на самом деле башни совершенно разные.

- Есть конструктивные отличия?

Принципиальная конструктивная схема осталась без изменений, мы только смогли оптимизировать и уменьшить количество технических этажей, смогли отказаться от некоторых колонн, упростили балочную систему. И в лахтинском проекте существенно изменились решения по организации строительства, применены новые технологии. В настоящее время у нас успешно завершены работы по обустройству свайного основания башни и многофункционального здания. В Лахте под высотное здание заложены буронабивные сваи диаметром 2 метра, а на Охте были предусмотрены фундаменты в виде барет, которые значительно дороже. Это стало возможно, потому что на новом месте ситуация с грунтами намного лучше. Благодаря этому и другим решениям по оптимизации мы получаем хорошую экономию денежных средств в расчете на один квадратный метр.

- Какие параметры у башни?

Офисная часть займет порядка 120 тысяч квадратных метров, а всего полезной площади будет примерно 200 тысяч квадратных метров.

Башня офисная, и все, что с ней связано – это обслуживание офисных помещений. Верх башни у нас создан под общественные функции, там обзорная площадка, вращающийся ресторан и зона конференц-зала, которую можно будет сдавать в краткосрочную аренду для проведения каких-либо мероприятий. Остальная часть - офисы нашего инвестора.

- Не планируете сдавать площади другим компаниям?

В настоящее время все делается под нужды инвестора, но, возможно, какие-то площади будут сдаваться сторонним арендаторам.

- Проект на официальном сайте предполагает размещение комплекса апартаментов в здании, эти помещения также не будут распродаваться?

Не комплекс апартаментов, а гостиница на двести номеров, простая четырехзвездочная гостиница. Вы представляете, сколько у нас командировочных? Надо же их где-то размещать. Это же штаб-квартира.

- То есть апартаменты не будут выкупаться никем, включая топ-менеджмент компании?

Нет. Это чистая гостиница со своими логистическими решениями, доставкой и уборкой помещений. Если бы там были апартаменты под реализацию, мы бы многое изменили в проекте.

- Расскажите о пространстве вокруг башни.

На прилегающей территории делового квартала предусмотрена стоянка для туристических автобусов, есть выход к причальному сооружению, появится музейный комплекс «Полтава».

Входные группы в Восточной части предназначены для сотрудников, они оформлены очень красивой аркой, пролетом 99 метров, уникальным инженерным сооружением. Вокруг этой арки и развернется деловая и туристическая жизнь.

С юго-восточной части нашей территории начинается большая прогулочная зона, тянущаяся по пешеходному мосту до парка 300-летия Санкт-Петербурга. Пеший маршрут составит около 8 километров, прорабатывается вопрос о строительстве пешеходного моста и на Крестовский остров.

Пешеходная зона – это не дорожки шириной 1,5 метра, это пространство, где можно было бы проводить любые мероприятия, вплоть до майских демонстраций. На южной части нашей территории расположен амфитеатр.

- Можно чуть подробнее про амфитеатр?

Амфитеатр появился в проекте случайно. Было очень сложное объемно-пространственное решение эксплуатируемой кровли крытой автостоянки. Требовалось создать плавный переход с самой высокой отметки кровли к воде, и наш архитектор предложил расположить амфитеатр на 2 тысячи человек. Мы с радостью согласились, и у нас появилась еще одна «фишка».

В итоге у нас получилось пространство, где мы можем проводить любые мероприятия, связанные с открытым воздухом и водой. Мы хотим, чтобы с амфитеатра можно было наблюдать и водные фонтаны, и водные шоу, и театрализованные представления, соревнования...

Северная часть территории будет использована для обеспечения пешеходной доступности. Будут железнодорожные платформы, станция метро. На Северной площади мы планируем проводить выставки под открытым небом.

- В проекте на официальном сайте еще озеро фигурировало

Вам мало воды Финского залива? Озера не было, были и есть водные глади, а это нечто совсем другое. Возникли водные глади не случайно. Мы проводили аэродинамические испытания, чтобы определиться с ветровыми нагрузками на самой башне, а также с уровнем комфортности пешеходных зон.

В результате этой работы мы определили зоны, где возможен очень сильный ветер за счет нисходящих потоков воздуха. Мы эти зоны отметили красным на плане, а потом «красное» поменяли на «синее» и сделали там водную гладь. Люди по этим зонам ходить не будут, а проект получит декоративную и защитную функции для пешеходных зон.

- А как будет организован трансфер?

Станция метро ожидается только к 2025 году, поэтому придется 7 лет эксплуатировать объект без метро. Вопрос трансфера однозначно будет решен, но пока первое, что приходит в голову, это использовать развозку от станций метро «Старая деревни» и «Черная речка».

Также проектом предусмотрено достаточное количество машиномест (по нормативу следует создать одно машиноместо на 5 сотрудников и 1 машиноместо на 10 посетителей, но мы планируем сделать больше машиномест), а для туристических целей совместно с городом прорабатывается проект пересадочного узла – вот эти новые железнодорожные платформы «Лахта», перехватывающие парковки. Там же будут остановки общественного наземного транспорта. Все это должно начать функционировать к 2017 году.

- А сколько людей будет работать в башне?

Всего на территории комплекса будет ежедневно находиться около 10 тысяч человек: более 5 тысяч сотрудников офиса и около 4 тысяч посетителей и туристов.

- Можете назвать примерный объем инвестиций в проект?

Я не вовлечена в этот вопрос. Я только определяю обоснованность конкретных решений. Например, мы рассчитываем экономичность систем холодоснабжения. Я знаю, сколько денег мы на этом сэкономим. А общая стоимость проекта - это компетенция моего руководства.

- А если сравнить с проектом «Охта центр», то какой проект дороже?

Это вообще нельзя сравнить – объекты совершенно разные, но себестоимость строительства одного квадратного метра в проекте «Лахта центр» ниже, потому что здесь другая ситуация с грунтами. Нам просто очень повезло. И объем полезных площадей здесь значительно больше.

- Объект будет вводиться поэтапно или одной очередью?

Если бы у нас было как в ММДЦ «Москва-Сити», когда вся застройка разделена на отдельные этапы строительства, каждое здание вводится в эксплуатацию самостоятельно - мы были бы страшно счастливы, но у нас все здания – единое целое одного объекта. Проектная документация разработана без выделения очередей, без выделения пусковых комплексов, без выделения этапов строительства.

В нашем проекте инженерное обеспечение, транспортная доступность и все остальное создается комплексно, нельзя ввести в эксплуатацию одну башню. Мы хотели разделить на этапы, но не получилось, поэтому мы все будем вводить одновременно, за что нам строители сказали огромное спасибо (в кавычках). Нам придется разом вводить в эксплуатацию все 400 тысяч квадратных метров. Это будет подвиг, потому что в России такого не было, чтобы за один раз вводили сразу 400 тысяч квадратных метров.

- Расскажите, что сейчас происходит на объекте? Какой этап идет?

Работы идут полным ходом. Завершили сваи, закончены работы по откопке котлована башни. Это колоссальное сооружение - пять футбольных полей глубиной 20 метров. Это так красиво, что дух захватывает. Там диски распорные, стена в грунте, все массивное и добротное... Колоссальная строительная конструкция. Работу конструкций физически ощущаешь. Там работают внизу люди, они очень маленькие, потому как высота все равно дает о себе знать. Рядом залив, а в котловане сухо. Человек, далекий от строительства, не до конца понимает, насколько это сложно. Это просто Красиво с большой буквы, красиво с точки зрения возможностей человека, его инженерной мысли.

Одно из самых высоких зданий России и Европы — современный небоскреб Лахта Центр — располагается в Приморском районе Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 2012 году, в эксплуатацию здание ввели в 2018, а открытие Лахта Центра намечено на начало 2020 года. Кроме штаб-квартиры «Газпрома», здесь будут функционировать офисы, научный и деловой центры, амфитеатр, спортивный клуб и прочая инфраструктура. Главной изюминкой башни станет смотровая площадка, откуда открывается панорама на Санкт-Петербург и Финский залив. Стоимость Лахта Центра оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Смотровая площадка Лахта Центра

Самым ожидаемым объектом комплекса считается обзорная площадка, которая будет располагаться на высоте 360 метров, на последнем этаже. Это будет панорамная площадка с углом обзора 360° и с телескопами для детального обзора. Для подъема посетителей будут работать высокоскоростные лифты. Планируется, что смотровая площадка Лахта Центра станет одной из самых популярных туристических достопримечательностей города.

Елка

Несмотря на то, что официальное открытие небоскреба еще не состоялось, Лахта Центр уже принимает участие в культурной жизни Северной столицы. В честь празднования Нового года 31 декабря на фасаде здания зажглась праздничная подсветка, превратившая башню в самую высокую в мире зеленую елку.

Видео новогоднего поздравления:

Веб-камера Лахта Центра

В настоящий момент на уровне смотровой площадки установлена веб-камера, которая в режиме реального времени транслирует панораму Санкт-Петербурга и Финского залива. Вы можете рассмотреть популярные достопримечательности города — парк имени 300-летия Санкт-Петербурга , стадион «Газпром Арена» , Яхтенный мост, Елагин остров и другие объекты.

План этажей и архитектура

В связи с широким освещением в СМИ строительства этого объекта, многих интересует вопрос «сколько этажей в Лахта Центре и что там будет находиться?». Согласно проекту, в башне 87 этажей, а общая площадь помещений составляет 400 тыс. кв. метров, из них под офисы определено — 130 тыс. кв. метров. Для перемещения между этажами планируется запустить почти 40 лифтов. Кроме основного здания, в комплекс входят еще два сооружения, которые располагаются по бокам от башни. Их высота варьируется от 22 до 85 метров.

Проект Лахта Центра

Кроме смотровой площадки и штаб-квартиры «Газпрома» в комплексе будут располагаться следующие объекты:

  • Панорамный ресторан Лахта Центра. Залы будут находится на 75 и 76 этажах (высота около 320 метров). Это будет приятной альтернативной обзорной площадке. По итогам отбора претендентов на создание ресторана, в начале 2019 года управляющая компания объявила победителя. Ими стали известные российские футболисты — братья Березуцкие, которые предложили концепцию ресторана русской кухни, основой которой станут продукты российского производства и уникальные рецепты со всех уголков страны.
  • Многофункциональный зал — трансформер и конгресс-центр. Уникальная особенность этого зала заключается в том, что при необходимости его можно разделить на два помещения. Это первый подобный объект в Санкт-Петербурге. Расположение кресел и конфигурация сцены могут изменяться под формат мероприятия. Планируется, что в зале-трансформере будут проходить концерты, спектакли, показы мод и другие события.
  • Научно-образовательный центр. Основной задачей научного центра будет популяризация науки среди населения. Центр будет открыт для широкой аудитории, здесь будут проводится образовательные мероприятия — лекции, выставки. Площадь для экспозиции достигает 7000 кв. метров.
  • Медицинский центр. Лечебно-диагностический комплекс Лахта Центра предназначен для оказания услуг жителям Приморского района Санкт-Петербурга. Оснащенный самым современным оборудованием, медцентр будет оказывать стоматологические, терапевтические, хирургические и другие услуги.
  • Спортивный комплекс. В Лахта Центре планируется создание большого спортивного центра, площадью 4600 кв. метров. Здесь будут располагаться тренажерные залы, залы групповых занятий, бассейны, центры релаксации и оздоровления.
  • Атриум, торговые площадки, экспозиции. Для работников офисов и посетителей небоскреба будут работать выставочные залы для арт-объектов и художественных произведений, мультимедийный зал, а также кафе, столовые и магазины.
  • Офисы. Управляющая компания предлагает для аренды офисы площадью от 650 до 2100 кв. метров. Подробную информацию у администрации, контакты можно найти на официальном сайте Лахта Центра.

У подножия башни, на территории выходящей к заливу, планируется возведение амфитеатра . Рассчитанный на 2000 мест, объект станем первым в Санкт-Петербурге сооружением подобного типа. Амфитеатр ориентирован на море, согласно замыслу архитекторов, сценой может выступать вода или береговая полоса.

Архитектурное решение

Поскольку здание Лахта Центра имеет экстремальную высоту, то при разработке проекта и строительстве большое внимание уделялось устойчивости и безопасности конструкции. Главная башня имеет центральное ядро из железобетона, внутри которого располагаются важнейшие коммуникации и зоны безопасности. Фундамент небоскреба стоит на 2080 сваях, а перекрытия и колонны сделаны из металла и бетона.

Архитектурная концепция Лахта Центра разработана компанией RMJM в 2011 году. По задумке авторов, очертания небоскреба идеально вписываются в ландшафт Санкт-Петербурга и составляют гармоничное сочетание со шпилями и куполами Петропавловского собора .

Остекление Лахта Центра выполнено без стыков, что придает зданию легкость — гладкие стены фасада отражают воду и облака.

Как добраться до Лахта Центра в Санкт-Петербурге

Метро у Лахта Центра

Ближайшая станция метро «Беговая» находится в шаговой доступности от небоскреба. Прогулка займет около 20 минут, однако пока башня не работает, полюбоваться ей можно с территории парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Маршрут от метро до Лахта Центра:

В планах властей построить новую станцию метро «Лахта». Проект включен в план развития метрополитена до 2025 года.

Наземный транспорт

Рядом с Лахта Центром находится остановка общественного транспорта — «15-й км Лахта» . Здесь ходят автобусы № 101, 101а, 110, 211, 216 и маршрутки № 206, 210, 232, 305, 305а, 400, 405, 417, 425.

Кроме того, для поездок по Санкт-Петербургу можно воспользоваться приложениями от служб такси Uber, Gett, Яндекс. Такси, Maxim, Таксовичкоф и др.

Презентация Лахта Центра: видеоэкскурсия

Ночное освещение Лахта Центра: панорама-google

В середине октябре 2018 года многофункциональный комплекс «Лахта Центр», строительство которого было начато еще в 2012 году, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Открытие первой фазы комплекса, доминантой которого является самый высокий небоскреб Европы, запланировано на конец следующего года, и еще много месяцев в новой штаб-квартире «Газпрома» будут вестись работы по внутренней отделке, оборудованию и благоустройству огромной по площади территории. Однако уже минувшим летом во время трансляций матчей ЧМ-2018 мир смог увидеть новую вертикальную доминанту, формирующую панораму современного Санкт-Петербурга.

Силуэт 462-метровой башни, композиционного центра и главного акцента комплекса, - воплощенная энергия пламени, символа и логотипа «Газпрома». Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются на 0,82 градуса относительно своих центров или около 90 градусов по всей высоте. По мере восхождения они уменьшаются в размере, тем самым создавая силуэт шпиля, пропорции и форма которого позволяют воспринимать его как еще один городской шпиль, стилистически не конкурирующий с существующими доминантами исторического центра.

Филипп Никандров. Фото пресс-службы «Горпроект»

Формообразование башни построено на архитектурных принципах, заложенных еще строителями древних пирамид: вся масса здания визуально устремлена вверх, концентрируясь в точке вершины. По этому принципу построены практически все исторические вертикальные доминанты Санкт-Петербурга - шпили и купола. Силуэтное решение небоскреба как раз и является переходной формой от купола к шпилю, с постепенным увеличением радиуса закругления от дуги в нижней части к прямой в верхней. Богатая пластика фасадов башни через органичную композицию объемов придает объекту динамизм, символизируя энергию и развитие.

Архитектурные и технические решения «Лахта Центра», над которыми коллектив архитекторов, конструкторов и инженеров компании «Горпроект» (генпроектировщик комплекса) работает с 2011 года, во многих аспектах являются инновационными не только для России, но и для всего мира. Проект, в котором нет ни одного повторяющегося (типового) этажа, в техническом отношении считается одним из самых сложных и уникальных даже в сравнении с другими меганебоскребами планеты; в его реализации принимали участие лидеры мировой строительной индустрии, ведущие подрядные компании и производители из Европы и Азии. Решение сложнейших проектных задач стало возможным только благодаря использованию новейших BIM-технологий и параметрического проектирования.

Особенно уникальны фасадные решения комплекса. Во-первых, в нем было задействовано рекордное количество стекла: площадь остекленных оболочек составляет около 130 тыс. кв. м, из которых на башне - 72,5 тыс. кв. м (это 16,5 тыс. стеклопакетов). Всего же в производстве было использовано более полумиллиона квадратных метров стекла, причем стекло применено не только в качестве светопрозрачной оболочки навесных витражей, но и как несущий структурный материал: рекордной высоты цельностеклянные стойки-импосты (более 17 м без единого шва) обеспечивают максимальную визуальную легкость и прозрачность планарных витражей на уровне общественных пространств атриума.

Во-вторых, для светопрозрачных оболочек применялись новейшие синтетические материалы, например, пленка ETFE, из которой сделаны пневматические элементы («подушки») светового фонаря центрального атриума стилобатной части комплекса. Это решение позволило значительно снизить вес конструкции огромного фонаря длиной более 250 м, при этом не допуская рисков его обледенения в зимнее время. На фасадах стилобатных зданий использовано энергосберегающее двухниточное остекление, осуществляющее вентиляцию буферных зон в пассивном режиме. На самой башне был реализован интеллектуальный двухниточный фасад, позволяющий (уже в активном режиме) автоматически вентилировать буферные зоны между двух ниток фасада - летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой наоборот - накапливать солнечную энергию за счет «парникового эффекта», уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах.

Изогнутый в трех измерениях витраж внешней нитки собран из огромных стеклопакетов площадью 11 кв. м каждый. Все 15 граней-лепестков фасада выглядят как единая оболочка из стекла, выгнутого по спирали с поворотом на 90 градусов на всю высоту. Каждый стеклопакет в плане согнут на угол в 0.82 градуса в холодном виде (без применения форм и традиционного нагрева в печи до 600 градусов), что позволило сберечь огромное количество энергии при производстве. На сегодняшний день этот витраж - самый большой по площади холодногнутый фасад в мире, он побил рекорд другого нашего проекта - в «Москва-Сити».

Башня «Лахта Центра», впрочем, не только самая высокая в Европе, но еще и самый северный меганебоскреб в мире. Несколько месяцев в году 100-метровый шпиль будет прятаться в низких облаках, то есть в зоне повышенного риска конденсатообразования на поверхностях его фасадов. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны, при этом задача осложнялась тем, что до нас никто не строил на такой широте и в таком влажном климате столь высокие здания.

«Лахта Центр». Фото пресс-службы «Горпроект»


Зимой конденсат будет намерзать на поверхностях шпиля в виде льда, что может грозить падением осколков или целых сосулек, поэтому нами была разработана уникальная система антиобледенения шпиля, которая призвана бороться со скоплениями льда на больших металлических поверхностях. В шпиле башни стекло заменено на облицовку из нержавеющей стали с системой обогрева в холодное время года, и стальную сетку, позволяющую контролировать образование опасной наледи и сосулек на оболочке верхней части небоскреба.

Уникальна система обслуживания фасадов, для мойки и ремонта витража или замены стеклопакетов перемещающаяся по спиральной траектории рельс параллельно фасадной оболочке. Туда же, в эти рельсы, интегрирована и активная динамическая архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах возможного появления наледи. Мигающие авиационные заградительные огни на вершине шпиля работают 24 часа в сутки и видны пилотам воздушных и морских судов за многие десятки километров.

По совокупности примененных в проекте инновационных энергоэффективных решений объект претендует на «золотой» сертификат LEED, что делает его национальным лидером в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде - все-таки речь идет о штаб-квартире крупнейшей энергетической компании.

Разумеется, «Лахта Центр» - это не только башня, это огромный комплекс площадью 400 тыс. кв. м, из которых башня занимает только треть. Площадь участка первой фазы - 8 га, на них появятся большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, мнрогофункциональный концертный зал. Башню завершает общедоступная обзорная площадка в нижнем пространстве шпиля, безусловный центр притяжения для туристов.

«Лахта Центр» - это градостроительный флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью (КАД) - именно в ее орбите «Большой Санкт-Петербург» и будет развиваться в XXI веке. И башня на берегу залива, в геометрическом центре этой орбиты, как грандиозный маяк формирует морской фасад мегаполиса прямо напротив пассажирского порта, одновременно принимающего в летний туристический сезон по 5-7 круизных лайнеров. И всех их встречает и провожает «Лахта Центр», символ современного Санкт-Петербурга.